Художественное вырезание из бумаги

Разделы: Конкурс «Презентация к уроку», Дополнительное образование


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (14,6 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Презентация представляет собой авторскую методическую разработку для выполнения творческих проектов в технике художественного вырезания из бумаги для учащихся 4-5-х классов ДХШ и художественных отделений школ искусств. Презентация может быть использована на занятиях преподавателями ДХШ и художественных отделений школ искусств, а также на уроках в общеобразовательной школе по соответствующей теме. В презентации представлен оригинальный иллюстративный материал к уроку по теме «Знакомство с техникой вырезания из бумаги». При этом содержание практической работы обучающихся может выбираться преподавателем индивидуально и затрагивать разные уровни сложности: от вырезания снежинок до выполнения творческого проекта.

Возраст учащихся: 13-15 лет.

Цель: интеллектуальное и эстетическое развитие обучающихся в процессе создания работы в технике художественного вырезания, сохранение народного искусства, понимание духовного богатства своего народа.

Задачи:

Обучающие:

  • познакомить с историей возникновения и особенностями техники художественного вырезания, с видами художественного вырезания (вырезанка, силуэт, прорезная композиция из бумаги);
  • познакомить с этапами выполнения вырезанки;
  • научить вести творческую работу;
  • стимулировать к поиску и подбору необходимого материал для вырезанки;
  • научить стилизовать элементы народной вышивки, росписей для вырезанки;
  • обогатить словарь новыми терминами и понятиями;
  • обучить приёмам вырезания канцелярским ножом.

Развивающие:

  • развивать внимание, память, логическое и пространственное мышление;
  • развивать мелкую моторику рук и глазомер;
  • развивать художественный вкус, воображение и творческие способности обучающихся;

Воспитывающие:

  • формировать понимание важности сохранения народного искусства;
  • нравственное, патриотическое воспитание;
  • формировать чувство ответственности при выполнении индивидуальных заданий;
  • формировать интерес к данной технике;
  • воспитывать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;
  • учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Методы:

Для достижения поставленной цели и реализации задач используются следующие методы обучения:

  • словесный;
  • наглядный;
  • практический;
  • эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления)
  • репродуктивный метод (практическая работа для приобретения умений и навыков)
  • частично-поисковый
  • исследовательский метод (творческий проект)

Тезисы к слайдам презентации являются объяснением материала по теме «Знакомство с искусством художественного вырезания из бумаги». Слайд 1 – титульный лист презентации.

Знакомство с искусством художественного вырезания из бумаги

Слайд 2. Вырезание из бумаги – древний вид декоративного искусства, распространившийся по всем миру из Китая вместе с секретами изготовления бумаги. Хорошо известны вырезки из бумаги народов Китая, Японии, Мексики, Финляндии, Франции, Украины, Литвы, Белоруссии и других стран.

У вырезалок из бумаги есть много названий: «цзяньчжи» (Китай), выклиянка (Польша), выцинанка (Белоруссия), силуэтное вырезание (Франция), вырезанка (Россия), вытинянка (Украина) - всё это виды вырезания из бумаги. Термин «художественное вырезание», в данном случае, объединяет в себе разные виды вырезания из бумаги. От аппликации вырезанки из бумаги отличаются тем, что вся работа — это цельный кусок бумаги, в то время как аппликация обычно склеивается из нескольких отдельных деталей.

У славян, ещё до того как появилась бумага, для украшения дома было распространено вырезание ажурных узоров из бересты и ткани.
Славянские народные вырезки (выцинанки, вырезанки и др.) содержат стилизованные растительные, геометрические, зооморфные узоры и имеют характерные особенности:

  • симметричное построение (складывание бумаги один или несколько раз)
  • не многоцветность (2-3 цвета)
  • содержат национальные древние символы.

Слайд 3. Сюжеты художественных вырезок могут выполняться свободно, от руки, не складывая бумагу.

В России в XVII-XIX вв. большую популярность в дворянской среде приобрело увлечение вырезания силуэтов (контурное вырезание). «Силуэт» (франц.) – имя Этьена де Силуэта, который увлекался вырезанием из чёрной бумаги. Для контурного вырезания характерно черное изображение на белом фоне и отсутствие прорезных частей.

Художники тоже не обошли вниманием этот вид декоративного искусства. Особенно искусство силуэта приобрело популярность в книжной графике. Хорошо известны силуэтные иллюстрации Н.В. Ильина, В.В. Гельмерсена к произведениям А.С. Пушкина. Многие известные художники-графики такие как Г.И.Нарбут, Л.А.Юдин, Е.С.Кругликова начинали свой творческий путь с вырезания из бумаги. Художника-иллюстратора Льва Александровича Юдина сравнивали с Левшой. Силуэты животных и людей величиной всего лишь 1-2 см он виртуозно вырезал ножницами с поразительной точностью и изяществом.

Слайд 4. Известная немецкий режиссёр Лотта Райнигер (1899-1981) получила мировую известность благодаря силуэтным фильмам. Кроме этого она занималась книжной иллюстрацией, читала лекции и проводила мастер-классы о технике силуэта и анимации в Европе, Америке и Канаде.

(Преподаватель может воспользоваться ссылкой на сайт с фильмами Лотты Райнигер и продемонстрировать их фрагменты учащимся («Золушка» и др.) https://yandex.ru/video/search?filmId=15369653720716205070&text=%D0%9B%D0%BE%D1%82%D1%82%D0%B0%20%D0%A0%D0%B0%D0%B9%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B5%D1%80&noreask=1&path=wizard)

Самая известная выцинанки (вырезанка) — это снежинки. Всё большую популярность сегодня приобретают новогоднее декорирование окон прорезными сюжетными композициями.

Художественное вырезание - доступный вид декоративного искусства, который остаётся актуальным и развивается в наше время. Современные работы, выполненные в технике художественного вырезания из бумаги, не содержащие традиционной народной символики и симметрии, называют по-разному: прорезными изображениями, бумажной графикой, ажурным вырезанием.

Слайд 5. Материалы для вырезания:

Для художественного вырезания из бумаги (вытинанки, вырезанки, прорезные изображения) лучше использовать:

  • любую тонкую бумагу, которая легко складывается и легко режется ножницами. Бумагу лучше брать контрастную к фону: тёмное изображение хорошо смотрится на светлом фоне, а светлое – на тёмном;
  • ножницы или резак (канцелярский нож). Для детей до 10 лет, вырезать безопаснее ножницами. Сложные сюжеты лучше вырезать резаком. Резак должен быть острым. Для этого нужно чаще отламывать затупившийся конец;
  •  линейку для аккуратного прорезывания прямых линий.
  • лист из пластика, ДВП или специальный коврик для вырезания, чтобы не повредить стол.

Слайд 6. Техника вырезания:

Как сложить бумагу

  • в несколько раз (круговая композиция (звёздочки, снежинки, ромбы) и ленточная композиция (хоровод);
  • пополам (обе половинки изделия зеркально отражают друг друга);
  • силуэтное вырезание выполняется из целого листа, без складывания бумаги.

Этапы вырезания:

  • вырезать начинать с самых мелких деталей,
  • затем вырезать детали в центе,
  • затем — по краям, и только потом — контур, если он есть.

Для удобства и аккуратности работы использовать технологические приёмы (внутренние разрезы, дополнительные сложения бумаги и т.д.)

Слайд 7.

На примере данной работы будут продемонстрированы этапы выполнения работы в технике художественного вырезания – вырезанка.

Напомню, что славянские народные вырезки (выцинанки, вырезанки и др.) имеют характерные особенности:

  • симметричное построение (складывание один или несколько раз)
  • не многоцветность (2-3 цвета)
  • содержат национальные древние символы.

Слайд 8.

Первый этап. Выбор сюжета. Поиски вариантов композиции (форэскизы, эскизы). Выбор выразительного силуэтного решения изображения

Сюжет работы связан с народными традициями и праздниками. Одним из самых важных событий для русского человека является прием гостей. Гостеприимство – это особый вид радушия, хлебосольство хозяев при приеме гостей. Именно гостеприимством всегда отличалась широкая русская душа. И, конечно же, гость в доме – это лишний повод для праздника. В старину гостей было принято встречать хлебом-солью, усаживать за стол и поить чаем из самовара. За чашкой чая и беседа становилась дружнее, и на душе делалось теплее.

Мир велик, различны страны,
Но всегда в краю родном
Нас встречает дом уютом,
Хлебосольством и теплом.

Второй этап. Увеличение выбранного эскиза в натуральную величину

Слайд 9.

Третий этап. Разработка схемы-эскиза для вырезания. Разработка каждого элемента вырезанки

  1. Поиск возможных узоров и их сочетаний. Достаточно разработать половину каждого элемента, т. к. выполняется сложение по оси симметрии.
  2. Сохранение цельности силуэта, его выразительности.
  3. Гармоничное сочетание пятна и узора. Использование народных узоров и символики в элементах вырезанки.
  4. Поиск вспомогательного материала в Интернете и специальной литературе.

Слайды 10–18 относятся к третьему этапу.

Слайд 10.

Слайд демонстрирует многообразие вариантов народной вышивки – основы для стилизации узоров и символов в вырезанке. Предполагается, что этот материал учащиеся должны подобрать и стилизовать в полосе самостоятельно, как показано на двух верхних образцах справа. Сложность узоров должна быть разной.

Знакомство с термином «раппорт узора».

Слайд 11. Слайд показывает материалы поисковой работы по изучению, подбору и уточнению силуэта народного костюма.

Слайд 12. Подбор узоров костюма, учитывая принцип симметрии.

Слайд 13. На слайде демонстрируется введение в работу народных символов: образ женщины – Лады, богини веселья, утешенья, брака и благополучия и цветущего дерева – дерева жизни, олицетворяющего собой плодородие, продолжение жизни. Все символы и их месторасположение в работе тщательно подбираются и должны быть созвучны общей теме работы.

Слайд 14. Разработка деталей и декора самовара и чаши.

Слайд 15. Выполнение орнаментов - украшений избы. Полотенце.

Элемент декора избы – полотенце - выполнен в виде солнца и обозначает «жизнь».

Слайд 16. Выполнение орнаментов- украшений избы. Причелины.

Слайд 17. Символично введение изображения мужской фигуры и коня в основании дома как знака победы, храбрости и власти. Мужская фигура символизирует хозяина дома.

Слайд 18. Стилизация торцов брёвен на углах сруба.

Слайд 19.

Четвёртый этап. Работа в материале

Перенос разработанной схемы-эскиза на основу (лист цветной бумаги, сложенный пополам для получения симметричной композиции) с помощью копировальной бумаги.  Если сюжет не очень сложный, то можно обойтись без копирования схемы – эскиза на основу. Для этого схему-эскиз нужно аккуратно приколоть скрепками (скобами) к основе в нескольких местах и вырезать вместе со схемой-эскизом.

Слайд 20.

Пятый этап – вырезание. Подбор фона и паспарту (вариант)

Начинать работу с самых мелких деталей, затем вырезать детали в центре, затем — по краям, и только потом — контур. По окончании вырезания аккуратно развернуть, приклеить на подобранный фон в нескольких местах, чтобы она свободно лежала на фоне, создавая ощущение объёма.

Слайд 21. Подбор фона и паспарту (вариант).

Слайд 22, 23, 24. Работы учащихся МБУ ДО «Рославльская ДХШ» в технике художественного вырезания из бумаги.

Слайд 25.

Список литературы и интернет-ресурсов

  1. Магия бумаги. Идеи для художественного вырезания/Бумажная панда пер. с англ. Юлии Змеевой. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017.
  2. Коваленко В.И. Искусство вытинанки. – Минск: «Беларусь», 2007.
  3. Калмыкова С. Вырезаем из бумаги. Практическое пособие. – СПб: «КОРОНА принт», 1999.
  4. Ганцкая О. А. Народное искусство Польши. Москва «Наука», 1970.
  5. Русакова М. А. Аппликация. Москва. Просвещение, 1982.
  6. Кузнецова Э. В. Искусство силуэта. Ленинград, 1970.
  7. Коваленко В. И. Ажурные узоры из бумаги. Витебск, 1996.
  8. Лазарева Н.М. «Силуэт. Уроки мастерства». Санкт-Петербург «Паритет», 2007.
  9. Сахута Е. М. Народное искусство Белоруссии. Минск, 1997.
  10. Сахута Е. М. Белорусская вытинанка. Минск, 2008.
  11. Соколова-Кубай Н.Н. «Узоры из бумаги».Тверь, «Культура и традиции», 2006.
  12. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B8%D0%BB%D1%83%D1%8D%D1%82_(%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D0%BA%D0%B0)