Решение задач по теме "КПД тепловых двигателей. Термодинамика". 10-й класс

Разделы: Физика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 10


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5,7 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цели урока:

  • научиться применять физические законы к решению задач;
  • осознание практической значимости применения физических законов;
  • научиться оценивать работу.

Оборудование: задачник А.П.Рымкевич, карточки для проверки д.з. (&81-83, в тетради), ПК, презентация.

План-конспект урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

время

1. Организационный момент

Приветствие
Повторение д.з. - &81-83, в тетради.

 

Повторяют д.з.

1-3 мин.

2. Сообщение темы.
постановка задач урока. Мотивация к учебной деятельности

- Запишем тему урока: «Решение задач по теме «КПД тепловых двигателей»». Д. З.: &81-83, в тетради + задачи (№676, 678 Рымкевич).

- Какие цели мы сегодня поставим перед собой, исходя из темы урока?

- Чем для вас может быть важна тема урока?

- Скажите, данная тема вам знакома? Откуда?

- Напомните, наука физика – какая?

Записывают тему урока (слайд 1)
- закрепить знания по теме «КПД тепловых двигателей»
- определяют важность темы для себя
- тема знакома с 8-го класса, и из жизни

Предлагают варианты ответов (экспериментальная, точная, сложная, жизненная и др.)

Пытаются ответить на вопрос
(слайды 2-6)

5-7 мин.

- Тогда такой вопрос: можем ли мы себя считать тепловым двигателем?

- Какие основные элементы у нас для этого должны быть?

- нагреватель, рабочее тело, холодильник);
- у нас есть внутренние и внешние нагреватели;
- рабочее тело – органы и организм в целом;
- у нас есть выделительные системы – мочеполовая, дыхательная, кожная), за счет которых мы регулируем внутренние процессы.
Если дети затрудняются – наводящие вопросы.
 

3. Создание ситуации затруднения. Повторение изученного материала. Закрепление

- Итак, прежде чем приступить к решению задач, давайте, выясним, достаточно ли у нас знаний по теме и проверим себя:
- вы получите листы с заданием, вам необходимо ответить на вопросы (согласны с утверждением – ставите «+», не согласны – «–»). За каждый правильный ответ – 1 балл.
Раздать листы с заданием на первые парты.

- У вас 3 мин. На выполнение задания.
- Время закончилось. Для проверки передайте свою работу соседу сзади. Последние парты передают первым партам. Проверяем работы, ставим оценку и сдаем мне на стол. У вас 2 мин.

Слушают учителя

 

Передают задания с 1-й последующим партам

 

Проверяют работу соседа

5-7 мин.

 

15-17 мин.

4. Выполнение заданий

- Применим полученные знания к решению задач.
- Возьмите задачник на столе - №677 (672 черн.). Может кто-то хочет пойти к доске решать эту задачу?

Берут задачник

1 мин.

- Напоминаю, что ≈70% успешности решения задач – это верно проанализированное условие задачи и полное составление «Дано». Для этого прочтем условие задачи несколько раз и перескажем его (по желанию). У вас 0,5 мин.

Вникают в условие задачи

0,5 мин.

- Теперь оформим «Дано». Начинаем с искомой величины.

- Про Q2 в задаче ничего не сказано =˃ его в «Дано» не будет (холодильник).

Дано:
-?
Q1=1 кДж
А=1000Дж
Т2=280К

 

СИ

1000 Дж

Решение:
- с чего обычно начинают решение задачи?

- припомните метод решения, если в задаче есть КПД

- свяжем КПД, работу из условия задачи и количество теплоты от нагревателя, также присутствующее в условии задачи. Подскажите такую формулу.

- Зная КПД, найдем температуру нагревателя. Выполним математические преобразования и вычисления:

- Есть ли вопросы?

Следят за объяснениями учителя

 

 

- с готовой формулы для искомой величины;

 

 

- с формулы, связывающей известные величины:
а) между собой
б) с искомой.
- в таком случае начинаем с формулы для КПД.

 

Подсказывают формулу:

7-9 мин.

 

27-29 мин.

5. Рефлексия

- Сейчас я вам предлагаю проверить себя и самостоятельно решить задачу на оценку. Приготовьте лист, подпишите, если есть желание – можно решить у доски (закрыть). Задание на доске (слайд 7), у вас 7 мин.:
Тепловая машина имеет КПД 30 %. В машине за один цикл увеличилось потребление количества теплоты на 5 %, а отдача в холодильник увеличилась на 2 %. Каким стал КПД машины? (ответ 37%).
Если никто не вышел решать у доски – учитель на закрытой доске. Открыть решение только после сбора работ учащихся.
Собрать классную работу учащихся, обратить внимание на правильное решение.
- Если есть вопросы – задавайте.
Урок окончен.

Достают листы, подписывают, решают в тетради

7-8 мин.

 

 

 

1-2 мин.