Начало гражданской войны в России

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (9,7 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Тип урока: урок общеметодологической направленности; мультимедиа-урок.

Цели:

Учителя:

  • сформировать у учащихся представление об основных причинах Гражданской войны и ее основных этапах; рассмотреть события первого периода гражданской войны и начало формирования Белого движения;
  • показать эволюцию взглядов Ленина на принцип построения вооруженных сил;
  • продолжить формирование умений работы с историческими документами.

Учащихся:

  • выявить причины Гражданской войны и раскрыть сущность этого исторического события как величайшей трагедии русского народа;
  • выявить последствия и значение этого события для дальнейшего политического и экономического развития государства.

Планируемые результаты

Предметные:

  • уметь на основе фактов определять социально-экономические и политические причины Гражданской войны и знать определение понятия «гражданская война»;
  • характеризовать социальный и политический состав противоборствующих сторон;
  • выявлять, какие действия и решения Советского правительства способствовали эскалации вооруженного конфликта;
  • используя историческую карту показывать центры формирования Белого движения и объяснять, почему оно зародилось именно там; рассказывать о наиболее значимых событиях первого этапа Гражданской войны.

Метапредметные:

Познавательные:

  • выявлять причинно-следственные связи исторических процессов, прогнозировать их последствия;
  • аргументировать ответ на основе материалов параграфа и анализа исторического источника;
  • давать оценку последствиям исторического события, процесса;
  • сопоставлять и отбирать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Регулятивные: составлять план решения проблем творческого характера, определять цель учебной деятельности.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме, учиться подтверждать свою точку зрения аргументами и фактами.

Личностные:

  • выражать уважительное и критическое отношение к наиболее значимым событиям в истории Российского государства;
  • осознавать себя гражданином России;
  • давать и объяснять положительные и отрицательные оценки событиям и историческим личностям, в том числе их неоднозначным поступкам, как с позиции общечеловеческих, так и российских гражданских ценностей.

Ресурсы урока: компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная разработка урока, учебник «История России. XX – начало XXI века» 9 класс под редакцией А.А.Данилова, Л.Г.Косулина, М.Ю.Брандта, атлас по истории России XX – начало XXI века, настенная карта «Гражданская война в России 1918–1922 гг.»

Основные понятия, термины, даты, персоналии: классовая борьба, Гражданская война, Добровольческая армия, Красные и Белые, «Расказачивание»; фамилии исторических личностей: П.Н.Краснов, А.М.Каледин, Л.Г.Клрнилов, М.В.Алексеев, А.И.Деникин, Л.Д.Троцкий; даты ключевых событий: октябрь, ноябрь 1917г., январь, февраль 1918г.

Ход урока

1. Организационно-мотивационный этап

Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Формирование советской государственности».

Один ученик готовят развернутый монологический ответ по предложенной карточке:

Карточка 1

 Подготовь развёрнутый ответ по теме: «Брестский мир».

Для этого подумай:

  • Правительство какого государства откликнулось на предложение Советской России заключить мир?
  • Какие точки зрения на подписание мира с Германией высказывали В.И.Ленин, Л.Д.Троцкий, Н.И.Бухарин?
  • Какие условия выдвинула Германия?
  • Какое значение для России имело подписание этого договора?

Пока ученик готовятся, идёт работа с классом:

  • Раздаются индивидуальные задания для работы в рабочей тетради на стр. 48-53 (зад.№ 1,2,7,8,9,10)
  • Осуществляется работа с классом по заданию 3 на стр. 49 из рабочей тетради.

После коллективной работы заслушивается устный развёрнутый ответ учащихся, подготовленный по карточкам и комментарии одноклассников.

Учитель: Таким образом, цель нашего урока, выявить причины Гражданской войны, понять, какие события определили этапы Гражданской войны, каковы принципиальные различия в расстановке сил противоборствующих сторон.

2. Изучение новой темы

План:

I. Причины и хронологические рамки Гражданской войны.

II. Участники Гражданской войны.

III. Первые вспышки или локальный этап гражданской войны.

I. Беседа с классом о выявлении причин Гражданской войны

  • Вспомните, что такое «гражданская война»?
  • Какие цели преследуют противоборствующие стороны?
  • Какие действия Советского правительства способствовали эскалации вооруженного конфликта?

Учитель: Итак, давайте подведем итог нашей беседе и запишем причины Гражданской войны.

Работа со слайдом 2

Учитель: Существуют различные точки зрения на этапы Гражданской войны. Это связано с событиями, которые определяют границы этапов.

Продолжается работа со слайдом 2 и работа в тетради.

II. Участники Гражданской войны

Учитель: Исходя из возможных путей развития России, сформировались и противоборствующие силы.

Вопрос: Какой путь развития России предлагали большевики? Какой еще вариант развития был возможен, и при каком условии?

Учитель: Исходя из этого, давайте охарактеризуем политический и социальный состав лагеря красных и лагеря белых.

Работа со слайдом 3

III. Первые вспышки или локальный этап гражданской войн

1. Поход Керенского и Краснова на Петроград

Рассказ учителя: Первые вспышки гражданской войны вспыхнули сразу после прихода большевиков к власти.

Работа со слайдом 5

2. Добровольческая армия

Учитель: После провала похода на Петроград противники большевиков начинают стекаться на Дон, где начинает формироваться белое движение и происходят вооруженные столкновения между противоборствующими сторонамиРабота со слайдом 5,6

3. Казаки в Гражданскую войну

Учитель: Формирование белого движения на Дону было не случайно. Именно там было место компактного проживания казачества, которое негативно отнеслось к приходу большевиков к власти. Очагами сопротивления Советской власти стали и другие районы проживания казачества

Работа со слайдами 8, 9

4. Создание Красной армии

Учитель: С началом Гражданской войны, взгляды Ленина на принцип построения вооруженных сил значительно изменились.

Задание для учеников: Ознакомьтесь с двумя документами и ответьте на вопрос: «В чем состояли основные различия в принципе комплектования армии, предложенные Лениным в январе и в мае 1918 года?»

5. Работа с рабочими листами

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОЧЕ-КРЕСТЬЯНСКОЙ КРАСНОЙ АРМИИ
(Из декрета Совета Народных Комиссаров)
15 января 1918 г.

Старая армия служила орудием классового угнетения трудящихся буржуазией. С переходом власти к трудящимся и эксплуатируемым классам возникла необходимость создания новой армии… Ввиду этого Совет Народных Комиссаров постановляет: организовать новую армию под названием «Рабоче-Крестьянская Красная Армия» на следующих основаниях:

1) Рабоче-Крестьянская Красная Армия создается из наиболее сознательных и организованных элементов трудящихся масс.

2) Доступ в ее ряды открыт для всех граждан Российской Республики не моложе 18 лет. В Красную Армию поступает каждый, кто готов отдать свои силы, свою жизнь для защиты завоеваний Октябрьской революции, власти Советов и социализма.

О МОБИЛИЗАЦИИ ТРУДЯЩИХСЯ В КРАСНУЮ АРМИЮ
(Постановление ВЦИК)
29 мая 1918 г.

Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов считает, что переход от добровольческой армии ко всеобщей мобилизации рабочих и беднейших крестьян повелительно диктуется всем положением страны как для борьбы за хлеб, так и для отражения обнаглевшей на почве голода контрреволюции, как внутренней, так и внешней.

Необходимо безотлагательно перейти к принудительному набору одного или нескольких возрастов. Исходя из вышеизложенного, Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов постановляет разработать в недельный срок план осуществления принудительного набора.

Соответствующим советским учреждениям предписывается предпринять самое энергичное и деятельное участие в работах военного комиссариата по исполнению возложенных на него задач.

Работа со слайдами 10, 11 и с тетрадью

Учитель: Формирование вооруженных сил Советской республики сопровождалось созданием органов военного управления и привлечением офицерского корпуса бывшей царской армии.

Работа со слайдами 12, 13 и заданием 6 на стр. 57 из рабочей тетради.

Учитель: Таким образом, приходом большевиков к власти способствовал столкновению различных взглядов на будущее развитие России и длительной, полной трагических страниц, Гражданской войне, которая поставила человека перед выбор: «А на чьей стороне Я?».

Это событие имело огромное историческое значение и повлияло на последующий ход развития истории России разделив ее на два периода: «до прихода большевиков» и после.

3. Домашнее задание

  • Прочитать параграф 14.
  • Выполнить задание 1 – 3 на стр.54 – 55 в рабочей тетради.
  • Прочтите высказывание: «Любая война – это всегда трагедия. Но трагедия Гражданской войны особенна масштабна». Согласны ли вы с этим утверждением? Объясните свою позицию.