Северный сувенир. Изготовление символической памятной грамоты норильчонка

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Дополнительное образование


Цель: обучение технологии изготовления символической памятной грамоты норильчонка.

Задачи:

  • Знакомство с понятием сувенир, символикой северного сувенира.
  • Обучение технологии нанизывания бисера на проволоку.
  • Развитие навыков разметки бумаги по шаблонам криволинейной формы.
  • Развитие навыков вырезания по криволинейному контуру.
  • Развитие навыков работы с клеем, ножницами.
  • Развитие мелкой моторики рук.
  • Воспитание любви и интереса к малой Родине.

Материалы: заготовки из картона и цветной бумаги: основа свидетельства, детали оленя и одежды, заготовки из искусственного меха: грудка оленя и меховой контур капюшона, проволока, бисер, клей.

Инструменты: ножницы, простые и цветные карандаши и фломастеры, крышечки под бисер.

Наглядные пособия: иллюстрации с изображением северного сияния, оленя, народностей, которые населяют Север, схема паспорта норильчонка (схема 1), шаблоны северного сияния, образец изделия (фото 1, фото 2).

Все детали паспорта норильчонка представлены в файле «Шаблоны».

Ход занятия

I. Организационный этап

Проверка готовности к занятию

У каждого из вас на столе должны лежать наборы заготовок (основа из плотной бумаги, из серой - голова и ухо, разноцветные – варежка и одежда), ножницы, простой карандаш, клей.

II. Подготовительный этап

Повторение пройденного материала

Тема нашего занятия «Северный сувенир». Сегодня мы научимся изготавливать памятную грамоту - свидетельство норильчонка.

В работе мы будем с вами пользоваться картоном и цветной бумагой. Расскажите, как правильно обводить детали на бумаге? (Если бумага односторонняя, то на стороне без цвета, если двусторонняя, то на любой стороне, обводим с краю в уголке).

III. Основной этап

Изложение нового материала

Прежде, чем приступать к работе, давайте сначала выясним, что же такое сувенир. Как вы думаете, что это?

В переводе с французского souvenir – воспоминание, память. А значит сувенир - это подарок на память. О чем может напоминать сувенир? (о месте, где вы были,  о человеке, каком-то событии, празднике).

Расскажите, какие у вас есть сувениры и о чем они вам напоминают. (Учащиеся по очереди рассказывают о своем сувенире).

А я хочу показать вам сувенир, который напоминает о значимом событии в жизни моего сына – это памятная грамота от деда Мороза. Мы всей семьей посетили Вотчину деда Мороза в Великом Устюге, где и получили грамоту на память.

О каком значимом событии еще можно получить такую грамоту? (рождении ребенка, посещении какого – то города или музея или другого особенного места).

Мы с вами тоже живем в особенном городе. Ведь это один из самых северных город в России! Кто из вас родился в Норильске?

Я предлагаю вам сегодня сделать каждому памятную грамоту о том, что вы родились в Норильске. Памятная грамота должна отражать уникальность нашего района. А в чем его уникальность? (есть полярный день и полярная ночь, есть северное сияние, олени, низкие температуры, 9 месяцев зима, коренное население – долганы, ненцы, энцы).

На доске размещаются иллюстрации с изображением северного сияния, северного оленя, народностей, населяющих Север.

Это все символы нашего края. Эти символы мы и поместим на нашу грамоту, чтобы, взглянув на нее, ни у кого не возникло сомнения, что этот сувенир создан в память о Норильске.

Демонстрируется образец памятной грамоты норильчонка (фото 1, фото 2).

Какие северные символы мы поместили первую страницу грамоты? (олень, северное сияние, северный узор на рамке, человечек в теплой одежде)

Как вы думаете, а что символизирует цвет основы? (синий или голубой – полярную ночь)

Первичное закрепление

Давайте вспомним, что такое сувенир? (подарок на память)

Какие символы отличают северный сувенир? (на нем может быть изображено северное сияние, олени, северные народности)

Анализ образца

Рассмотрим грамоту, она состоит из основы, памятного текста, деталей оформления.

Какую бумагу мы выбрали для изготовления основы? (плотную, чтобы выдержала все детали оформления)

Давайте рассмотрим детали оформления, как они соединены с основой? (наклеены)

Давайте обратим внимание на особенности наклеивания деталей (уши оленя наклеиваются за голову, одежда норильчонка приклеивается не полностью,  рука не приклеивается, т.к. будет обнимать оленя).

Из чего сделаны рога? (из бисера и проволоки)

Что расположено внутри памятной грамоты? (памятный текст)

Планирование работы

Работа над изделием проходит по следующим этапам:

  • Оформление рамки.
  • Изготовление северного сияния.
  • Изготовление головы.
  • Наклеивание деталей одежды.
  • Наклеивание деталей оленя.
  • Наклеивание памятного текста.
  •  Изготовление рогов.

План работы написан на доске.

Самостоятельная работа

Подробно каждый этап я объясню при непосредственном его выполнении.

Давайте  мы с вами вспомним правила техники безопасности при работе с ножницами.

  • Ножницы передаются кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями.
  • Лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнуты.

Перед выполнением каждого этапа сообщается его содержание.

  • Оформление рамки.

Первую страницу нашей памятной грамоты мы с вами украсим рамкой с северным орнаментом. Как вы думаете, что символизирует треугольник в орнаменте? (чум)

Положите схему изготовления свидетельства (схема 1) на обложку и обведите по внешнему и внутреннему контуру простым карандашом. У нас получилась рамка и круг - место, куда мы приклеим потом голову. Внутри рамки нарисуйте узор – чум. Обведите теперь цветными карандашами или фломастерами.

  • Изготовление северного сияния.

Нужно обвести на белой бумаге шаблон северного сияния, раскрасить его, потом вырезать и приклеить так, как показано на схеме. Какие цвета можно использовать для раскрашивания? (можно любые, только не темные: коричневый или черный).

Наклеим наше северное сияние на основу.

  • Изготовление головы.

На белой бумаге нужно обвести шаблон и вырезать деталь.

Наклеить на место, которое обозначено кружком на вашей работе. Нарисуйте лицо.

  • Наклеивание деталей одежды норильчонка.

Приклеиваем к курточке варежку, а затем наклеиваем к основе, так, чтобы рука была свободна. Норильчонок должен обнимать оленя за шею.

Педагог наклеивает меховой контур капюшона на работы учащихся.

  • Наклеивание деталей оленя.

Наклеиваем на основу детали так, как показано на схеме. Затем нужно оформить оленя – сделать глаза и нарисовать нос.

Грудку оленю наклеивает педагог.

  • Наклеивание памятного текста.

На основу наклеивается памятный текст по центру листа основы с внутренней стороны.

  • Изготовление рогов.

На конце проволоки нужно сделать завиток, замена нашему узлу на нитке. Благодаря ему бисер не будет соскакивать с проволоки.

Нанизываем бисер, затем на конце проволоки снова делаем завиток - «узел». Таких деталей у нас должно получиться 2.
Педагог помогает приклеить рога к основе.

IV. Итоговый этап

Оценка работ

На доске оформляется выставка работ учащихся.

Оценивается оригинальность работы, ее аккуратность.

Итог занятия

Ребята, сегодня мы с вами учились изготавливать северный сувенир – паспорт норильчонка. Давайте вспомним:

  • Что называется сувениром? (подарок на память)
  • Почему этот сувенир можно назвать северным? (на нем изображены символы Севера: олень, северное сияние, национальные узоры)
  • О чем вам будет напоминать эта грамота? (о том, что мы родились или проживали на Севере, в Норильске)
  • Чему новому вы сегодня научились?

Уборка рабочих мест