Вклад российских музыкантов в детскую педагогику

Разделы: Музыка, Дополнительное образование

Классы: д/с, 1, 2

Ключевые слова: музыка, Д.Б.Кабалевский , Е.Ф.Гнесина


Русская фортепианная школа очень богата своими традициями. Рассказать сразу обо всем сейчас просто невозможно. Но мы обратим внимание на первые годы обучения. А именно на опыт работы с начинающими. Обратимся к самым известным из учителей.

Значительный человек, музыкант, педагог - Анна Артоболевская (1905–1988). Несколько слов о ее принципах. «Долгий опыт показал, что все, коснувшиеся музыки выросли хорошими честными полноценными людьми. Сейчас мы говорим о правилах, а не об исключениях. Основное credo – максимально ознакомить ученика с лучшим, что создано в музыке. Для меня фраза «Он этого не поймет» недопустима. Нет бесталанных детей, есть нераскрытые. Очень часто: если ребенок одарен, он тем более закрыт, «вещь в себе» (Э.Кант). Ребенок ближе к поэту, чем к логику. Существует целая наука о психофизической структуре образов – Эйдетика. Это наука о ярких, запоминающихся впечатлениях, о способностях воспроизводить образы по памяти.

Преподавание должно быть ярким, образным. Память поддается неограниченному развитию. Воля к памяти плюс анализ произведения плюс образность мышления плюс периодическое возвращение к пройденному репертуару – вот путь к успеху.»И если не все становились у Артоболевской музыкантами,то все становились личностями. «Редко дети сами хотят в школу, чаще приводят родители. Мой метод - это метод воспитания ученика, педагога и родителей «Я сама учусь у них учить». Мои ученики проходят большое количество этюдов.По словам великого русского пианиста и педагога, профессора Московской консерватории Генриха Нейгауза: «Техника – это рука, повинующаяся интеллекту».

Сначала очень простые этюды. На втором году занятий мои дети уже вкладывают в этюды образы. Очень важна доброжелательная атмосфера. Начав путь к музыке, ведите ребенка по этому царству спокойно, красиво, без окриков, терпеливо. Музыка не терпит ничего скучного, пошлого, некрасивого. Будьте особенно внимательны к первым двум годам обучения ребенка.» Примечательно, что учебное пособие А.Артоболевской «Первая встреча с музыкой» содержит не только нотный и теоретический материал, но и много иллюстраций к упражнениям для начинающих пианистов.

Еще одно знаменитое имя в русской музыкальной педагогике. Е.Гнесина (1874–1967). Свыше 75(!) лет она посвятила юным музыкантам. Педагог, профессор, заведующая кафедрой специального фортепиано Государственного музыкального педагогического института, Е.Ф.Гнесина владела методами обучения и для самых маленьких, и для студентов института.

Основные принципы Е.Гнесиной:

«Музыка как образное искусство»

  • Эмоциональная отзывчивость на музыку
  • Музыкальный кругозор:
    • наличие слухового опыта
    • умение определить музыкальный стиль, эпохи
      умение определить жанр (песня, танец, марш)

 «Музыкальный интерес»

  • Стремление к музыкальному кругозору.
  • Стремление к общению с музыкой.
  • Стремление к получению новых знаний о музыке.
  • Активное участие в различных видах музыкальной деятельности:
    • хор и сольное пение;
    • ритмическая и мелодическая импровизация;
    • игра на детских музыкальных инструментах;
    • музыкально-ритмическое движение;
    • игра в ансамбле.

Но главное - готовность учителя к неожиданным импровизациям.

Ошибочно полагать, что маленьким и взрослым мы преподаем по-разному. Меняется только язык, принципы остаются те же. Е.Ф.Гнесина уделяла особое внимание способностям студентов обучать детей.

Основные принципы Е.Гнесиной:

  1. О чем говорит музыка?
  2. Эмоциональная отзывчивость на музыку.
  3. Наличие слухового опыта, который рождается только у тех, кто слушает музыку.

Целый сборник методических пособий, упражнений, этюдов, пьес, ансамблей для начинающих. Их особенность в сочетании образности с методическими задачами. Что интересно? Полифония с первых уроков! Внимание к паузе! Запятые! Акценты! Штрихи! Достижения самостоятельности каждой руки. И все это с первых уроков.

Еще одно яркое имя в русской музыкальной педагогике:

Д.Б.Кабалевский (1904-1987). Композитор, общественный деятель, Член Всемирного совета мира, Член совета директоров Международного общества музыкального образования при ЮНЕСКО, ученый, пианист, дирижер, музыковед, публицист, педагог-исследователь. В 70-е годы XX века Кабалевский разработал собственную целостную художественно-педагогическую концепцию воспитания детей. «Воспитание ума и сердца». Направленность – развить личность ребенка через музыку, воспитать культуру души, культуру отношения к миру. Академик Д.Кабалевский восемь лет подряд ходил в обычную московскую школу, чтобы дать детям один урок музыки. Не фортепиано, а урок музыки.

Сам Дмитрий Борисович Кабалевский, знаменитый ученый, пошел преподавать уроки музыки в одну из обычных школ Москвы. Программа была сформирована с I по III и IV по VII классы. Д.Кабалевский написал книги: «Как рассказывать детям о музыке?», «Прекрасное пробуждает доброе». Программа Д.Кабалевского пользуется успехом в школах Москвы и сегодня. Что же она содержит:

  • Расширение музыкального материала программы
  • Расширение роли импровизаций, вокального и инструментального музицирования.
  • Формирование духовности ребенка через музыку, через переживания, чувства, впечатления. Прослушивание музыки.

Основные принципы программы Д.Кабалевского:

  • Изучение музыки как живого искусства.
  • Связь музыки и жизни.
  • Интерес и увлеченность в музыкальном обучении.
  • Единство эмоционального и сознательного.
  • Единство художественного и технического.

Сегодня мы обращаем свое внимание в первую очередь на русскую фортепианную школу. Но разрешите мне небольшое отступление, чтобы напомнить и великие мысли Роберта Шумана в своей книге «Советы молодым музыкантам». Мне кажется, что это вполне уместно,так как на русский язык эту книгу перевел П.И.Чайковский.

Эти советы не теряют своей актуальности:

  • Без энтузиазма в искусстве не создается ничего настоящего.
  • Но что значит быть музыкальным? Ты не музыкален, если боязливо уставившись в ноты, с трудом доигрываешь свою пьесу.

Но ты музыкант, если в новой пьесе приблизительно догадываешься, что будет дальше, а в знакомой уже знаешь это наизусть, - словом, когда музыка у тебя не только в пальцах, но и в голове, и в сердце.

  • Если бы все хотели играть первую скрипку, нельзя было бы составить оркестра. Уважай каждого музыканта на своем месте.
  • На сладостях, печенье и конфетах из ребенка никогда не вырастить здорового человека. Духовная пища, как и телесная должна быть простой и здоровой.
  • Весь хлам пассажей имеет приходящее значение, техника обладает ценностью только там, где она служит высшим целям.

Не удержалась от этого отступления, мне они кажутся не только полезными, но и очень остроумными и живыми.

Сегодня мы не можем не учитывать, что мир очень изменился, изменились и дети, и мы с вами. Поэтому возникает необходимость в разумном синтезе бесценных традиций русской фортепианной педагогики с новыми формами работы, общения с учениками во внеурочной деятельности, с поиском нового репертуара, ведь в книге Р.Шумана «Советы молодым музыкантам» последняя фраза звучит именно так: «Ученью нет конца». И это относится как к нам с вами, уважаемые коллеги, так и к нашим ученикам.