«Три кита» в музыке. 1-й класс

Разделы: Музыка

Класс: 1

Ключевые слова: музыка, песня, танец , марш


Цель:

  • воспитание интереса и любви к музыке;
  • показать возможности музыки в передаче разных чувств в настроении человека и окружающей его жизни;
  • развитие музыкальных и творческих способностей учащихся.

Задачи:

  • дать основные понятия о трех основных жанрах, раскрыть своеобразие каждого из них;
  • развитие познавательного интереса у обучающихся.

Формировать УУД:

  • Личностные УУД: воспитание интереса к русскому народному творчеству.
  • Познавательные УУД: стремление к приобретению знаний о неразрывной связи музыки с жизнью, вокально-хоровых навыков.
  • Коммуникативные УУД: умение взаимодействовать со сверстниками в совместной творческой деятельности, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию.
  • Регулятивные УУД: нравственное осмысление искусства и окружающего мира на основе сравнительного анализа.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Методы и формы обучения: 

  • словесный, наглядный, практический, игровая импровизация, наблюдение, сравнение;
  • фронтальная, индивидуальная.

Формы контроля: беседа, самоконтроль, взаимоконтроль.

Опорные понятия, термины: композитор, исполнитель, слушатель, «кит-песня», «кит-танец», «кит-марш».

Оборудование: портреты композиторов, иллюстрации: Грабарь «На озере», Левитан «Березовая роща», компьютер, тех/средства для просмотра слайдов, доска, мел, музыкальный инструмент.

Ход урока

1. Музыкальное приветствие

2. Разговор о процессе возникновения музыки

- Ребята, как вы думаете - что нужно для того, чтобы получилась музыка? (музыканты - исполнители)

- Как называют музыканта, который играет на фортепиано (гитаре, скрипке, трубе, баяне…)? (пианист, гитарист, скрипач, трубач, баянистПоказ слайдов исполнителей)

- Есть музыканты, а что им нужно для игры? (ноты)

- А кто сочиняет ноты? (композиторы)

- Есть композиторы, которые сочиняют музыку. Есть музыканты, они исполняют музыкальные произведения. А для кого играют музыканты? (для нас – слушателей)

Вывод: - Итак, для того, чтобы получилась музыка, нужны:

  • композиторы
  • исполнители
  • слушатели

- С сегодняшнего дня мы с вами будем учиться понимать, слушать и говорить о музыке, исполнять ее, а также попробуем себя в роли композиторов.

3. Введение в тему «Три кита» в музыке»

1). Легенда о «трех «китах»

- Давным-давно, когда люди были «темными», неграмотными, они думали, что земля имеет форму шара (одновременно идет зарисовка на доске). И держат землю три кита. Если один из них уплывет, то земля рухнет и все погибнут. Легенда дошла до наших дней. Сейчас мы знаем, что земля действительно круглая, но не киты ее держат, а она крутится вокруг своей оси. Поэтому решили отнести эту легенду к музыке. Это музыка держится на трех «китах»! И мы с вами попробуем определить их…

2). Звучит марш

- Какая эта музыка? Как бы вы ее назвали?

- Что хочется делать под эту музыку? (маршировать; шагаем возле парт)

- Это первый кит. Называется «кит-марш» (показ иллюстрации, подпись под рисунком на доске: «кит-марш»).

3). Звучит полька

- А это какая музыка? Что под эту музыку хочется делать? (танцевать)

- А как танцевать? (вприпрыжку; танцуем)

- Как называется этот танец? (полька)

4). Звучит вальс.

- А это какая музыка? Что под эту музыку хочется делать? (танцевать)

- А как танцевать? (плавно покачиваться, кружиться; танцуем)

- Как называется этот танец? (вальс)

- Что объединяет польку и вальс? (это танцы)

- Правильно, это второй кит – «кит-танец» (показ иллюстрации, подпись под рисунком «кит-танец»)

5). Звучит песня.

- Это какая музыка? Что хорошо под нее делать – шагать или танцевать? (петь)

- Это «кит – песня» (показ иллюстрации, подпись под рисунком «кит-песня»)

- Назовите - на каких «китах» держится музыка (…)

4. Закрепление темы

1). Звучит русская народная песня «Во поле береза стояла».

а). Определение жанра (показ иллюстраций березки: Грабарь «На озере», Левитан «Березовая роща»).

б). Вокально-хоровая работа над песней   по формированию навыка кантилены.

в). Показ фраз, мягкой атаки, хорошего и правильного дыхания, дирижерских жестов: внимание, дыхание, пение, снятие.

- А кто-нибудь хочет со мной поиграть на фортепиано эту песню? (Показ ребенку пульса)

д). Игра в 4 руки и одновременное исполнение песни хором.

2). Слушание  «Песни о школе» Д.Б.Кабалевского.

- Какой это «кит»?

- Почему так решили? (хочется петь и здесь есть слова «…мы поем…»)

- О чем?

- Какой характер музыки?

- Какое настроение?

а). Разучивание слов 1 куплета.

б). Разучивание мелодии.

в). Работа над фразировкой (показ рукой)

г). Исполнение песни с аккомпанементом.

3). Слушание «Итальянской польки» С.Рахманинова.

- Понравилась музыка?

 - Почему? (веселая, жизнерадостная)

- Какой «кит»?

- Почему так решили?

- А сейчас закроем глаза, представим своего любимого сказочного героя и попробуем, взяв его за руки, потанцевать (…)

4). Слушание «Марша» С.Прокофьева - 1ч.

- Понравилась музыка?

- Какой это «кит»?

- Почему решили, что это «кит-марш»? (шагаем руками в воздухе: вверх - вниз)

5. Обобщение

- С какими «китами» мы познакомились?

- Чем отличается песня от марша? (танец от песни, вальс от польки)

- Почему вальс и полька объединяются одним словом – танец?

- В качестве кого мы с вами побывали на сегодняшнем уроке? (исполнителя, слушателя)

6. Выход из класса под марш