Урок по роману М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита". Образ Иешуа

Разделы: Литература


Тема: «Образ Иешуа в романе как противопоставление добра и зла»

Цели:

  • Совершенствовать у учащихся умения и навыки художественного анализа текста, устной монологической речи, ведения диалога.
  • Создать условия для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её; углубить представления учащихся о личности писателя.
  • Воспитывать и развивать личностные компетенции учащихся, на примере творчества М.Булгакова воспитывать интерес к художественной литературе.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

Прогнозируемые результаты: учащиеся узнают содержание романа; анализируют идейно-образное его содержание, принимают участие в дискуссии, пересказывают и комментируют некоторые фрагменты романа в контексте целого, делают выводы о нравственных уроках романа.

Ход урока

1. Организационный момент: приветствие учащихся

2. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

- Давайте задумаемся над словами Воланда: "Каждому будет дано по его вере".

Вспомните главных героев, определите  их главные жизненные принципы.

- Во что верит Понтий Пилат? (В силу власти)

- Во что верит Маргарита? (В силу любви)

- Во что верит Мастер? (В свой талант, но он сжег свой роман, значит, потерял эту веру)

- Во что верит Иешуа? (В добро)

- Во что верите вы?

Л.Н.Толстой говорил: "Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она дает успех во всяком деле".

Сегодня на уроке мы проанализируем образ Иешуа,  олицетворяющего добро и справедливость.

3.  Работа над композицией романа

- В каких главах появляется образ Иешуа? (В Ершалаимских главах)

- Каким образом эти главы появляются в романе? (Ершалаимские главы вводятся в содержание романа тремя способами:

1 - начало истории рассказывает Воланд Бездомному и Берлиозу на Патриарших прудах.

2 - Главы об убийстве Иуды и встрече Левия Матвея с Понтием Пилатом читает Маргарита по восстановленной Воландом рукописи Мастера.

3 - Сон Бездомного в сумасшедшем доме: казнь Иешуа)

4. Составление характеристики Иешуа на основе текста романа

- Вспомните, каким предстает перед нами впервые Иешуа? (Человек в старой, оборванной одежде. Несмотря на побои, он улыбается, не боится поднять глаза на Понтия Пилата. Он напоминает бродячего философа)

- Каким даром обладает Иешуа? (Он может видеть болезнь людей и исцелять их. Так он определят причину сильной головной боли у Понтия Пилата. Он врач-целитель)

- Какие советы Иешуа дает Понтию Пилату перед своей казнью? (Советует Пилату уйти от "скудности" его нравственной жизни, по жесту определяет, что тот хотел позвать любимую собаку)

- Какое выражение, неоднократно употребляемое Иешуа, характеризует его отношение к людям? (Обращение ко всем "Добрые люди")

- Кто из героев разделяет взгляды Иешуа, является продолжателем его идей? (Это верный его учение Левий Матвей. Он ходит ха ним и все записывает. Именно он передает просьбу Воланду, чтобы тот подарил Мастеру и Маргарите покой)

- В чем же главная сила Иешуа? (Прежде всего, в открытости. Непосредственности. Он всегда находится в состоянии духовного порыва «навстречу». Его первое же появление в романе фиксирует это: «Человек со связанными руками несколько подался вперед и начал говорить: 

- Добрый человек! Поверь мне...»)

- Заполните таблицу, используя текст романа, подбирая необходимые цитаты.

Образ Иешуа

Цитатная характеристика

Образ философа

"Этот человек был одет в старенький и разорванный голубой  хитон. Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба, а руки связаны за спиной"

Образ врача-целителя

"- Сознайся, - тихо по-гречески спросил Пилат, - ты великий врач?"

Образ психолога

"Беда в том,- продолжал никем не останавливаемый связанный, - что ты слишком замкнут и окончательно потерял веру в людей... Твоя жизнь скудна, игемон..."
"Как ты узнал, что я хотел позвать собаку?
- Это очень просто, - ответил арестант по-латыни, - ты водил рукой по воздуху, - и арестант повторил жест Пилата, - как будто хотел погладить. и губы..."

Образ  терпимого и доброго человека

"Человек со связанными руками несколько подался вперед и начал говорить:
- Добрый человек! Поверь мне...
Но прокуратор, по-прежнему не шевелясь и ничуть не повышая голоса, тут же перебил его:
- Это ты меня называешь добрым человеком? Ты ошибаешься. В Ершалаиме все шепчут про меня, что я свирепое чудовище, и это совершенно верно..."

Образ провидца

"Я советовал бы тебе, игемон, оставить на время дворец и погулять пешком где-нибудь в окрестностях... Гроза начнется...позже, к вечеру"

Образ грамотного человека, владеющего несколькими языками

"- Я не спросил тебя, - сказал Пилат, - ты, может быть, знаешь и латинский язык?
- Да, знаю,- ответил арестант"

5. "Учимся грамотно дискутировать": мини-дискуссия

- Кто же главный герой романа М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"? Мастер, создавший роман-откровение о Понтии Пилате, прокураторе Иудеи. судившем Иешуа и утвердившем смертный приговор, вынесенный Синедрионом? Мастер, угадавший своим романом, что величайшие из всех преступлений на земле - это трусость и предательство? Маргарита, его возлюбленная, ради любви отрекшаяся от семьи, благополучия? Воланд - Князь тьмы, зло, которое явилось в мир, отказавшийся от веры и любви, чтобы напомнить людям о добре, милосердии и Боге?

Комментарий: Учитель не опровергает высказанные суждения, не отдаёт предпочтения ни одному из них, но отмечает самые интересные и содержательные выступления, оценивает их, приглашает ещё раз задуматься над романом, чтобы сравнить первоначальные впечатления с тем, что получится в результате анализа.

6. Выполнение упражнения. Расширение сведений о личности М.А.Булгакова

Однажды А.А.Ахматова сказала об авторе романа, прочитав "Мастера и Маргариту": "Он - гений". Согласны ли вы с такой высочайшей оценкой писателя и его книги? Аргументируйте свою точку зрения. Прочитайте стихотворение А.А.Ахматовой, написанное в 1945 году:

Кого когда-то называли люди
Царем в насмешку, Богом в самом деле,
Кто был убит – и чье орудье пытки
Согрето теплотой моей груди…
Вкусили смерть свидетели Христовы,
И сплетницы-старухи, и солдаты,
И прокуратор Рима – все прошли.
Там, где когда-то возвышалась арка,
Где море билось, где чернел утес, –
Их выпили в вине, вдохнули с
Их выпили в вине, пылью жаркой
И с запахом бессмертных роз.
Ржавеет золото и истлевает сталь,
Крошится мрамор – к смерти все готово.
Всего прочнее на земле печаль
И долговечней – царственное слово.

- Какие мысли и художественные образы объединяют это стихотворение и роман "Мастер и Маргарита"? Найдите параллели между романом и стихотворением.

(В свое время советская цензура оставила от него только последние четыре строчки, что вполне объяснимо. В первой части текста речь идет об истории Христа. Давным-давно, много веков назад люди называли его «Царем в насмешку» и «Богом в самом деле». Орудие, при помощи которого Иисуса пытали и убивали, – крест – теперь согрето теплом груди лирической героини произведения. Смерть настигла и тех, кто наблюдал за трагической кончиной сына Господа, — сплетниц-старух, солдат, римского прокуратора Понтия Пилата, принявшего роковое решение. С годами превратились они в вино, пыль жаркую и запах роз. Не знающее жалости время всех перемололо, всех уничтожило – и грешников, и праведников. Каким бы ни был человек, конец один – смерть. Всеразрушающий бег времени – одна из ключевых тем поздней лирики Ахматовой. Поэтесса многое пережила – Великую Октябрьскую революцию, две мировые войны, гонения со стороны советской власти, смерти мужей и скитание единственного сына по лагерям. Ее лирическая героиня обрела мудрость, стала чаще задумываться над смыслом человеческой жизни.

Последняя строфа стихотворения – ударная. Не только люди смертны, свой срок жизни есть и у вещей: «истлевает сталь», «крошится мрамор», «ржавеет золото». Впрочем, существуют и вечные явления. Самой прочной на земле Ахматова называет печаль. Самым долговечным – слово, которое она наделяет ярким эпитетом «царственное». Подобные мысли встречаются в стихотворении Бунина «Слово», созданном в 1915 году. Велика вероятность, что Анна Андреевна была знакома с этим произведением. По мнению Ивана Алексеевича, речь – бессмертный дар, и нет у людей иного достояния. «Молчат гробницы, мумии и кости», лишь слову дана жизнь, «на мировом погосте» звучат только Письмена.

Рано или поздно любой вещи приходит конец, у настоящего искусства срока годности не бывает. Царственное слово способно не просто вступить в битву со временем, но и выйти из нее победителем. Для этого оно должно быть правдивым, выстраданным, искренним).

7. Подведение итогов

Трудно назвать книгу 1930-х гг., которая бы так была насыщена точно найденными приметами времени. Зоркость и памятливость писателя поразительны, мысль свободна от всех штампов эпохи. Причём Булгаков в "Мастере и Маргарите" спокойно писал о том, о чём тогдашние писатели не смели говорить, а иногда и думать. Это зрячая, до конца идущая смелость... И сегодня позволительно спросить читателей: разве мудрый роман "Мастер и Маргарита" написан изгоем, человеком отчаявшимся и растоптанным? При всём своём беспощадном реализме и прорывающейся местами глубокой печали эта книга светлая и поэтичная; высказанные в ней вера, любовь и надежда способны развеять любой мрак. Ибо человек здесь не унижен, не растоптан силами зла, он и на дне тоталитарной бездны сумел выстоять. А закончим мы знакомство с романом М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита" чтением фрагментов из гл.32 "прощание и вечный приют".