Поем, стучим, играем - здоровье укрепляем!

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: дошкольники, здоровьесберегающие


Направление: развитие музыкальности, сохранение физического и психологического здоровья.

Образовательная область: музыка.

Интеграция образовательных областей: музыка, коммуникация, социализация, здоровье, познание, физическая культура.

Цель: комплексное развитие когнитивных процессов и музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством использования педагогических здоровьесберегающих и ИК-технологий.

Задачи:

обучающие:

  • совершенствовать вокальные навыки и звуковысотный слух в процессе певческой деятельности;
  • совершенствовать тембровый слух, закреплять умение детей различать и определять звучание музыкальных инструментов;
  • поощрять проявление активности детей в музыкально-речевой деятельности;
  • обогащать речь детей за счёт включения в словарный запас слов, определяющих характер музыки.

развивающие:

  • развивать чувство ритма, слуховое внимание,
  • способствовать развитию памяти, логического мышления, воображения;
  • совершенствовать речедвигательные навыки;
  • развивать творческую активность детей, коммуникативные навыки.

воспитывающие:

  • воспитывать культуру слушания, любовь к музыке, желание заниматься музыкальной деятельностью;
  • воспитывать культуру общения, чувство сопереживания;
  • побуждать детей к двигательным импровизациям;
  • развивать эмоциональную отзывчивость детей на выраженные в музыке чувства и настроения.

здоровьесберегающие:

  • создание положительной психологической атмосферы на занятии, снижение эмоционального напряжения;
  • повышение самооценки детей, их уверенности в собственных силах и результатах деятельности (индивидуальной и коллективной);
  • формирование мотивации к творческому самовыражению в процессе коллективной деятельности;
  • обучение основам правильного певческого дыхания, расширение объема легких;
  • снижение зрительного напряжения;
  • формирование осознанного отношения детей к своему здоровью и развитие навыков собственного оздоровления;
  • снижение мышечного напряжения путем обучения основам игрового самомассажа.

Планируемый результат:

  • установление дружеской взаимосвязи (педагог - дети);
  • создание и сохранение положительного эмоционального фона на протяжении всего занятия;
  • разучивание новой песни с последующим ее исполнением;
  • формирование у детей устойчивой привычки к здоровому образу жизни;
  • овладение навыками самомассажа и саморегуляции.

Ход занятия

Дети входят в зал, где их встречает музыкальный руководитель.

Музыкальный руководитель:

- Что за гости в зал спешат?
Рада видеть я ребят!
Соберёмся в дружный круг: (все собираются в круг)
Справа – друг, и слева – друг!

Здравствуйте, мои друзья! Я сегодня хочу вас спросить вот о чем. Когда вы приходите в детский сад, что вы говорите тем, кого встречаете? Правильно, все воспитанные люди при встрече желают друг другу здоровья – говорят… «Здравствуйте». А сегодня я предлагаю вам поприветствовать друг друга необычно, музыкально. Наше музыкальное приветствие это песенка - эхо. Где можно встретить эхо? (ответы детей) Что эхо делает? (ответы детей) Правильно, оно все повторяет. Сейчас вы станете моим эхо. Я буду петь музыкальную фразу, а вы ее повторите как эхо. А когда я подниму наши сцепленные руки вверх, мы все вместе громко крикнем «Ура!». Задание понятно?

1. Музыкальное приветствие «Как здорово!»

(автор слов Е.Плахова):

МР:

- Как здорово, что все мы здесь
Собрались, собрались!

Дети:

- Как здорово, что все мы здесь
Собрались, собрались!

МР:

- Друзьям своим ты улыбнись,
Улыбнись, улыбнись!

Дети:

- Друзьям своим ты улыбнись,
Улыбнись, улыбнись!

МР: - Все друзья собрались вместе!

Дети: - Все друзья собрались вместе!

Все: - Ура!

Музыкальный руководитель: - Молодцы! Вот мы и поприветствовали друг друга и всех, кто присутствует в зале! А теперь…

2. Самомассаж «Голосок, проснись!» (автор Е.Плахова):

Текст (читает педагог)

Действия детей

Похлопаем немножко…

хлопки в ладоши

И разотрем ладошки…

трут ладоши друг об друга

А теперь еще сильней,
Чтобы стало горячей!

трут ладоши более быстро и интенсивно

Снизу вверх…сверху вниз…

поглаживающие движения кончиками пальцев по шее

Голосочек наш, проснись!

хлопают в ладоши

Сверху вниз…снизу вверх…

поглаживающие движения кончиками пальцев по шее

В пении нас ждет успех!

хлопают в ладоши

Ребята, какой праздник мы скоро будем отмечать? Правильно, скоро Новый год. А на Новый год принято дарить подарки. Друзья мои, а вы любите подарки? (ответы) У меня для вас сегодня тоже есть  подарок, но не простой, а музыкальный …. Присаживайтесь возле фортепиано… (дети садятся)  Мой подарок – это новая песня… Садитесь поудобнее…

3. Экспресс-разучивание песни «Саночки» (муз. А.Филиппенко, сл. Т.Волгиной) с использованием мнемотехники.

(разучивание происходит сидя на стульях, а заключительное исполнение стоя. МР напоминает детям о певческой позе, об осанке)

  • Педагог поет песенку под фортепианный аккомпанемент. Дети определяют характер музыки, рассказывают, о чем поется в песне.
  • Педагог поет песню а capella, меняя слайды соответственно тексту.
  • Педагог работает со слайдами в режиме «стоп-кадр», совместно с детьми определяет текстовое значение каждой картинки.
  • Дети работают по картинкам, восстанавливают  текст песни.
  • Педагог вместе с детьми поет песню по картинкам  а capella.
  • Педагог и дети исполняют песню. Варианты исполнения – а capella или под фонограмму.

Музыкальный руководитель:

- Песню спели вы прекрасно!
Постарались не напрасно!
А пока вы все трудились,
Глазки ваши утомились?
Не беда! Мы им поможем!
Сделаем массаж им тоже!
Становитесь по порядку!
Сделаем для глаз зарядку!

4. Зрительная гимнастика «Ёлка»:

Текст (читает педагог)

Действия детей

Вот стоит большая ёлка,
Вот такой высоты.

Выполняют движения глазами снизу вверх

У нее большие ветки.
Вот такой ширины.

Выполняются движения глазами слева направо

Наверху большие шишки,

Глаза вверх

А внизу - берлога мишки.

Глаза вниз

Зиму спит там косолапый
И сосет в берлоге лапу.

Прикрывают глаза

Музыкальный руководитель: - Ну вот, наши глаза и отдохнули. Ребята, а вам понравилось, как мы спели песню «Саночки»? (ответы детей). Мы пели все вместе, значит, мы пели как? (хором)

Ребята, а как вы думаете, можно спеть музыку … руками? (ответ детей) Давайте попробуем? Посмотрите, что я для вас приготовила: для девочек – эти замечательные цветы, которые надеваются на руку вот так… А для вас, мальчики – эти мотыльки.  Пожалуйста, займите места в нашем хоре рук. Девочки присаживайтесь, пожалуйста, на стулья,  а мальчики, как настоящие кавалеры встаньте  у них за спиной.

Девочки надевают на руки цветы, а мальчики бабочки.

Музыкальный руководитель:

На дворе давно зима –
Снег укрыл поля, дома.
А мы будем музыку играть
И о лете вспоминать!
На первую часть – цветы расцветают,
А на вторую – мотыльки порхают!
Цветы расцветут, мотыльки покружатся…
А в конце они друг с другом подружатся!

5. Инновационная музыкально-педагогическая технология «Хор рук» по методике Т.Боровик (двигательное двухголосие)

Дети в движении передают форму и музыкальную фразировку музыкального произведения.

Музыкальный руководитель:

Собирайся, детвора!
Будет новая  игра!
Будем с вами мы играть –
Живые ритмы создавать!

У вас в руках большие цветы и маленькие мотыльки, из которых мы с вами будем составлять ритмические формулы и прохлопывать их. Большой цветок у девочек – это длинная нота «ТА», а маленький мотылек у мальчиков – это короткая нотка «ти». Попробуйте сейчас построиться  вот в  такую ритмическую фигуру  «ТА-ТА-ти-ти-ТА» (показ ритмоформулы).

6. Игра «Живые ритмы» (автор игры Е.Плахова)

Несколько детей строят ритмическую формулу,а остальные проговаривают и прохлопывают ритм.

Затем ритмоформулы еще дважды меняются,  и в их построении участвуют другие дети.

Раздается тиканье часов.

Музыкальный руководитель: - Друзья мои, прислушайтесь… вы ничего не слышите? (ответы детей)

Время-времечко бежит,
Отдохнуть теперь велит.
Шепчут часики вот так:
ТИК-ТАК, ТИК-ТАК!
Бери, дружок, тарелочки!
На месте не стой!
Повторяйте все за мной!

7. Музыкально-ритмическая игра с одноразовыми тарелочками под песню «Часики» из мультфильма «Фиксики»

Все собираются в круг.

Музыкальный руководитель: /strong>- Ребята, а какое у вас сейчас настроение? (ответ) Давайте ещё раз улыбнемся друг другу! Понравилась ли вам наша встреча? А что понравилось больше всего? (ответы детей) Поверьте мне, что таких умных, музыкальных и внимательных ребят я нигде не встречала! Я говорю вам «спасибо»!  Мне очень приятно было сегодня встретиться с вами, но наши часы мне говорят, что время нашей встречи подходит к концу. Мне бы очень хотелось, чтобы вы сейчас нарядили вот эту елочку. Если у вас сейчас плохое настроение, прикрепите на елочку белый шарик. Если настроение отличное – прикрепите красный шарик.

(дети наряжают елочку)

Я желаю вам всего самого хорошего, друзья мои! На память о нашей встрече я дарю вам эти самые замечательные веселые часики, с которыми вы танцевали. Пусть они в Новом году отсчитывают вам только приятные и счастливые минутки! До свидания!