Занимательная игра «День экологии». 5–6-е классы

Разделы: Биология, Экология


Цель игры: развивать интерес детей к природе и природным явлениям, формировать коммуникативные навыки, умение соревноваться.

Дети, входя в класс, получают жетоны, на обратной стороне которых буквы, составляющие названия команд «Знайки», «Умники», «Эрудиты».

После формирования команд начинается игра по этапам. Очередность ответов устанавливается по жребию.

Оборудование: жетоны, презентация с заданиями (Приложение 1), таблица результатов на доске, призы.

Этап 1. Бабушка-загадушка

На экране игровое поле. Каждая команда выбирает по три вопроса.

Явления природы

Вода, реки, ручьи

Растения

Животные

Насекомые

Птицы

Человек

Домашние животные

Культурные растения

1.

Сильнее Солнца,
Слабее ветра,
Ног нет, а идет,
Глаз нет, а плачет. (туча)

2.

В огне не горит,
В воде не тонет.
(я вода да по воде же и плаваю) (лед)

3.

Две сестры летом зелены,
К осени одна краснеет,
Другая чернеет. (смородина красная и черная)

4.

Выпуча глаза сидит,
Не по-русски говорит,
Родилась в воде,
А живет на земле. (лягушка)

5.

Сам мал,
Незаметно хожу,
Но больше себя ношу. (муравей)

6.

Мать, отца не знаю,
Но часто называю,
Детей знать не буду,
Чужим сбуду. (кукушка)

7.

Горшочек умен,
Семь дырочек в нем. (голова человека)

8.

Четыре ходаста,
Два глазаста,
Один вертун –
Да и тот хвастун. (собака)

9.

Это что таково:
В землю вросло,
Сверху толсто,
Снизу востро,
Собой красно? (свекла)

Этап 2. Пословица недаром молвится

Команды по очереди выбирают начало пословицы и затем подбирают окончание.

  • С курами ложиться,     …с петухами вставать.
  • Вешний день   …целый год кормит.
  • Худ обед,   …когда хлеба нет.
  • Держи голову в холоде, живот -    …в голоде, а ноги – в тепле.
  • Береги платье снову,   …а здоровье смолоду.
  • Что посеешь,   …то и пожнешь.

Этап 3. С песней весело шагать

Команды прослушивают музыку известных песен и отвечают на вопрос: «Какие животные или растения упоминаются в песнях?» (по одному баллу за каждое название)

«В траве сидел кузнечик» (кузнечики, лягушка, огурец) (сл. Н. Носова, муз. В. Шаинского)

«Три белых коня» (кони) (сл. Л. Дербенева, муз. Е. Крылатова)

«От чего так в России березы шумят» (березы) (сл. М. Андреев, муз. Н. Расторгуева)

Этап 4. Умницы и умники

Команды по очереди вытягивают «билет» с вопросом и отвечают на него.

Вопрос 1. Я самое большое животное из всех, которые когда-либо жили на Земле. Я больше трёх доисторических динозавров и вешу столько, сколько весят 33 африканских слона.

Я слышу и разговариваю с себе подобными на расстоянии до 60 км. Это происходит потому, что в воде звук распространяется лучше, чем в воздухе. Я также использую «локатор» – как и летучая мышь.

Моё тело имеет очень толстый слой жира, который согревает меня в ледяных водах океана. Благодаря этому жиру моё тело очень гладкое и красивое. Я – теплокровное животное. Я дышу через два отверстия в голове. Из-за чрезмерной охоты на нас сейчас из каждой сотни моих сородичей осталось в живых только шесть. (Синий кит)

Вопрос 2. У меня есть четыре ноги, два глаза и позвоночник. Я – зелёного цвета и могу жить в воде и на суше. Мой язык находится на кончике рта. Я выстреливаю языком, чтобы поймать насекомых – мою основную еду. Я – холоднокровное животное, хорошо плаваю и откладываю яйца в воду. Зимой я сплю, зарывшись в грунт на дне пруда. Я спасаюсь в воде от тех, кто хочет меня съесть. В детстве я питаюсь растениями, но когда вырастаю, начинаю поедать насекомых. (Лягушка)

Вопрос 3. Это самое высокое животное в мире. Но в его шее находится всего 7 позвонков, как в шее человека. Ест он преимущественно листья. Если он хочет достать траву, ему нужно широко расставить ноги, чтобы достать головой до земли. (Жираф)

Этап 5. Викторина царя Берендея

Вопросы для 1 команды:

  1. Кого по праву в народе называют «лесным доктором»? (Дятла)
  2. Что подразумевается под термином «тихая охота»? (Сбор грибов)
  3. Из какого дерева делают спички? (Из осины)
  4. Кто из лесных зверей меняет свой «гардероб» два раза в год? (Заяц, белка, лиса)
  5. Животное наших лесов, похожее на кошку в увеличенном виде? (Рысь)

Вопросы для 2 команды:

  1. Какое животное каждую зиму теряет свой «головной убор»? (Лось. Раз в год, зимой, он сбрасывает свои рога)
  2. Какого животного называют «санитаром» леса? (Волка)
  3. Какое животное во время бега выставляет вперед задние лапы? (Заяц)
  4. Инженер-строитель» дома на реке. (Бобер)
  5. Какое дерево по праву считается символом России? (Береза)

Вопросы для 3 команды:

  1. Какую птицу принято считать символом мудрости? (Сову)
  2. Какое ядовитое растение носит название птичьего глаза? (Вороний глаз)
  3. Какие съедобные грибы появляются первыми? (Сморчки и строчки)
  4. Какая лесная птица считается самой болтливой? (Сорока)
  5. Трава, которую можно узнать даже с закрытыми глазами. (Крапива)

Этап 6. Актерская мастерская лисы Патрикеевны

Команды изображают задуманное животное, соперники отгадывают название животного. Баллы получают те команды, которые назовут животное.

Например, медведь, лиса, заяц.

Подведение итогов, поздравления.