Обучение орфографии в начальных классах

Разделы: Начальная школа


Цель орфографических занятий в школе состоит в том, чтобы научить детей правильному с орфографической точки зрения письму, как при самостоятельном изложении своих мыслей, так и при записи прослушанного или прочитанного текста. В начальной же школе развитие орфографической грамотности и зоркости – одна из главнейших задач обучения. Важность этой задачи обусловлена тем, что орфографическая грамотность выступает основной частью общей языковой культуры, обеспечивает точность выражения мысли и взаимопонимание в письменном общении. Чтобы добиться результатов в этом вопросе, необходима постоянная работа.

Прежде всего, необходимо научить слышать звуки, определять их количество в слогах, а затем в словах, различать гласные и согласные, ударные и безударные. Нельзя пренебрегать этой работой, т.к. впоследствии учащиеся будут писать без пропусков букв.

В основе грамотного письма лежит аналитико-синтетическая работа над слогом и словом, развитие фонематического слуха и умение заменять фонемы соответствующими буквами. Это – задача уроков обучения грамоте и письма в 1 классе. В дальнейшем указанная работа продолжается, увеличиваясь в объеме и сокращаясь во времени, так как у детей уже выработаны определенные умения и навыки.

Сформировать орфографическую зоркость – значит научить детей видеть орфограммы. Умение замечать при письме орфограммы, является изначальным умением, мотивирующим надобность в правилах и развивающим способность выделять при письме те случаи, когда пишущего подстерегает опасность допустить ошибку.

Орфографическая зоркость – одно из необходимейших условий успешного овладения навыками правильного письма, основывающимися на сознательном усвоении и применении на практике системы орфографических правил и на систематически проводимых разнообразных тренировочных упражнениях, имеющих целью автоматизацию навыков орфографически-правильного письма.

Но, прежде всего, учитель должен прийти к выводу, что без орфографических правил обойтись нельзя, нельзя научить учащихся правильному письму без изучения правил. Подлинно грамотный человек тем и отличается от человека, не получившего систематического образования, что его возможности грамотного письма значительно шире, что он может в любой нужный момент проконтролировать себя с помощью грамматических знаний и орфографических правил. Иногда только на основании того, что ученик, работая над данным текстом, применил какое-либо правило не во всех случаях, когда теоретически это было возможно, делается ошибочный вывод о ненужности орфографического правила вообще и о возможности научить грамотно писать просто путем многописания, путем “упражнения глаз и рук”. В момент затруднения правило даст школьнику возможность в случаях колебаний проконтролировать себя.

Но всем учителям хорошо известно распространенное в школе явление: ученики твердо усвоили формулировку правила, умеют его назвать и сформулировать, но применять вовремя и правильно не умеют. Отсюда и ошибки, допускаемые учащимися на уже пройденные правила.

Получается так, что усилия учителя по разъяснению и усилия ученика по усвоению правила не привели к желаемым результатам. Но учитель должен научить ученика видеть и узнавать орфограммы. Почему встречаются ошибки в работах учащихся? Дело в том, что внимание ученика не всегда  направленно на решение орфографической задачи: выделить орфограмму. А это самый главный шаг в решении этой задачи, и делать его ученик обязан научиться сам. Только тогда, когда ученик сам обнаружит расхождение между правописанием и произношением, ответит на вопрос, написания каких букв надо проверить, в какой части слова они находятся, он сможет самостоятельно написать грамотно, то есть без ошибок.

Многие орфографические ошибки объясняются не столько незнанием правил, сколько неумением практически разобраться в звуковом составе слова, в несоответствии звуков и букв, в неумении различать гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные.

Есть несколько определений орфограммы. Вот некоторые ее признаки: во- первых, орфограмма - это написание, требующее проверки, та буква, то сочетание букв, та морфема, та позиция между словами, тот стык морфем, то место разделения слова при переносе на другую строку, которые нуждаются в проверке и в обосновании; во-вторых, в орфограмме предполагается не менее двух возможных вариантов написания, один из которых (правильный) выбирает пишущий. Для выделения орфограммы нужно знать ее опознавательные признаки. Например, для правописания безударных гласных – буквы о – а; е- и- я; положение в безударном слоге; для правописания парных звонких и глухих согласных – буквы г –к; з – с; ж –ш; в- ф; д- т; б- п; положение в конце слова и перед глухими согласными.

Усвоению опознавательных признаков орфограмм способствуют сказки о звуках и буквах. Сказки можно рассказывать учащимся при изучении любой темы. Дети любят их и сами сочиняют.  Например: «Однажды гласные а - о гуляли по лесу. Вдруг они рассорились, что птицы разлетелись, звери разбежались и спрятались, деревья поникли, ведь ссора никого не красит. А почему поссорились гласные? Когда гласные а –о стоят без ударения, хочет занять место и одна и другая. На помощь пришел волшебник Ударение. Ударив по гласной волшебной палочкой, она начинала слышаться ясно, и сомнения в ее написании уже не было. Об этом узнали дети, которые шли мимо. Они подружились с волшебником Ударением. С тех пор эти дети пишут грамотно». Орфографические сказки вызывают интерес к изучаемым явлениям, а учение с увлечением всегда успешно. Да и в воспитательном плане орфографические сказки ценны: учат дружить, помогать друг другу в трудную минуту.

Как показывает опыт, для того чтобы быть   орфографически-грамотным, не допускать орфографических ошибок, недостаточно знать только принципы орфографии, правила, объяснять написание слов. Эти знания и умения надо обратить в навыки. Достижение высокого качества орфографических навыков по-прежнему остается одной из наиболее сложных задач начального обучения. При этом учитель развивает словесно-логическое мышление учащихся, опираясь на схему решения некоторых орфографических задач.

Первый этап – определение места, где возникла в слове орфографическая задача, и определение, к какой группе правил относится данная орфограмма, - начало решения любой орфографической задачи. Следующий этап – определение способа решения орфографической задачи в зависимости от типа орфограммы. Здесь важно вооружить ученика алгоритмом (алгоритм – путь рассуждения по применению правил на практике). Последний этап – запись слова в соответствии с решением орфографической задачи. Вот один из алгоритмов решения орфографической задачи.

Правописание е, и в окончаниях имен существительных.

I.
1) Определите место, где находится орфографическая задача.
2) Определите, к какой группе правил относится проверяемая орфограмма.

II.
1) Определите, в какой части слова находится орфограмма.
2) Определите, к какой части речи относится слово.
3) Определите склонение.
4) По вопросу и предлогу определите падеж.

III. Напишите слово в соответствии с правилом.

Алгоритм составляется под руководством учителя на начальном этапе изучения нового правила и применения его на практике. Готовый алгоритм в виде таблицы учитель использует для работы в классе при повторении, обобщении материала. Целесообразно, чтобы алгоритмы были составлены на все изучаемые орфограммы.

Образование прочных правописных навыков – процесс длительный и сложный, требует значительного труда и большого времени, формируется  в деятельности и является результатом многократных действий.

И последнее, что не обходимо для достижения грамотного письма, - это научить детей самоконтролю, то есть ученик должен уметь сам контролировать себя во время проверки своей работы. Если ученик знаком с различными способами проверки, то тогда он легче подбирает проверочные слова. При подборе таких слов ученик обязательно называет, какой способ проверки он применил (выделил корень, изменил форму слова, подобрал родственное слово).

Своевременная и правильно организованная проверка оказывает существенное влияние на учебный процесс, позволяет учителю целенаправленно спланировать изучение орфографического материала, установить нужную дозировку тех или иных упражнений, организовать повторение пройденного и оказать своевременную помощь отстающим учащимся; стимулирует учебную деятельность детей, создавая у них более повышенный интерес к учению (укрепляет их успехи или помогает увидеть недостатки и устранить их).

К методическим приемам, позволяющим не допускать ошибок, или быстро находить их и исправлять относятся: списывание, комментированное письмо под диктовку с предварительной подготовкой, письмо по памяти, диктант, диктант с обоснованием (ученик должен обосновать орфограмму), творческие работы и т.д.

Все эти методические приемы позволяют предупредить ошибки, развивают орфографическую зоркость, навык звукобуквенного анализа, самоконтроль.