Урок по теме "Многообразие насекомых". 7-й класс

Разделы: Биология


Класс

 7 класс

Тип урока/занятия

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Технология построения урока

Традиционная

Цель

Изучить многообразие и роль насекомых в природе и жизни человека.

Основные термины, понятия

Отряд Жесткокрылые, отряд Чешуекрылые, отряд Блохи, отряд Перепончатокрылые, общественные насекомые

Ожидаемый (планируемый) результат

Предметные:

Учащиеся расширяют знания о многообразии насекомых, знакомятся с особенностями строения и жизнедеятельности отрядов, учатся различать их среди биологических объектов; овладевают основами экологической грамотности: способностью оценивать последствия деятельности человека в природе, осознанием необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний, видов животных.

Личностные:

У учащихся развиваются познавательный интерес и мотивы, направленные на изучение насекомых, интеллектуальные умения доказывать, анализировать, сравнивать, делать выводы, формируются установки на ведение здорового образа жизни, соблюдение правил личной гигиены для борьбы с насекомыми, распространяющими возбудителей болезней человека.

Метапредметные:

Учащиеся учатся сравнивать объекты, делать выводы в результате сравнения, обобщать полученные сведения, работать с разными источниками информации, находить информацию о насекомых в учебнике, научно-популярной литературе, биологических словарях, Интернете и интерпретировать ее, переводить из одной формы подачи в другую, использовать информационно-коммуникативные технологии при подготовке презентаций.

Организация пространства

Фронтальная

Работа в группах

Индивидуальная

Технические средства обучения: компьютер, медиапроектор, презентация «Многообразие насекомых».
Кроссворд «Многообразие насекомых», ребус «Жук-Щелкун», зоошутка «Фантастическое животное»; учебник «Биология. 7 класс», Пасечник В.В.
Сообщения учащихся по теме: «Многообразие насекомых».

Технология изучения

Этапы урока

Деятельность учителя

Организационный момент

Здравствуйте, ребята!
Проверка готовности учащихся к уроку и проверка готовности кабинета биологии к уроку.

Обеспечение мотивации и принятия учащимися учебной деятельности

Ученые подсчитали, что на каждого человека на нашей планете приходится по 250 насекомых. Что же тогда получается, что наша Земля – это целая планета насекомых? (Во время чтения стихотворения на интерактивной доске проецируются слайды с изображением насекомых, о которых идет речь).

Действительно, планета эта так красива,
Разнообразная, цветная, всем на диво!
Там бабочки различные летают,
Цветы нам всем они напоминают.
Трудяги – муравьи травиночки несут,
Все строят, строят, строят свои дома вокруг!
И пчелы постоянно тут летают,
И мед свой вкусный собирают,
Который нас весь год оздоровляет.
А на стрекоз ты не сердись,
Ты мысленно присядь на них и вознесись…
В такие голубые дали,
Где, нет и не было печали…
Увидишь ты, как все вокруг прекрасно
И чувствуешь, живешь ты не напрасно!
Так пусть же отворит планета эта двери,
Чтоб все сюда смогли войти, да поскорее…

Актуализация знаний

Давайте прикоснемся сегодня на уроке к миру этих удивительных, таких не похожих друг на друга насекомых.

Цель урока познакомиться с многообразием насекомых и их значением в природе и жизни человека.

Давайте дадим характеристику этому классу, используя стихотворение (в этом стихотворении пропущены слова, подберите нужные слова и вспомните признаки класса насекомых):

Жужжат, пищат, стрекочут, везде вокруг снуют,
Всё это .., они и там и тут.
Отрядов очень много, нам всех не перечесть,
Но всё-таки особенности основные есть:
У насекомых тело состоит из … отделов,
На голове ...усика и … глаза,
Особенно большие имеет … .
А как же насекомые по свету расселились?
Да дело в том, что … у многих появились,
Они отходят от …, внимательнее посмотри,
… пары ног ещё у них отходят от …,
Так быстро бегают, к примеру, трудяги муравьи.
Вот что ещё хотела бы сказать я в заключение –
Дыхание – …, развитие – превращением…

Изучение нового материала

Урок-аукцион дает возможность учащимся показать себя.
Цель «урока-аукциона»
— повторить и укрепить знания учащихся по теме, показать практическое применение знаний. На этом уроке  ученики более самостоятельны в решении различных учебных заданий, у них есть возможность проявить себя, получив задание по многообразию и значению насекомых.

Учитель предлагает следующие задания:

Задание № 1
Многие насекомые являются вредителями сельскохозяйственных культур. Питаясь различными частями растений, они могут резко снизить ожидаемый урожай. Знание особенностей строения, развития и образа жизни – необходимое условие для борьбы с ними. Познакомимся с некоторыми вредителями растений:
«Отряд Жесткокрылые или жуки. Насекомые – вредители».
После первого выступления на аукционе знаний, учитель задает сопутствующий вопрос:
Вопрос: Лес дает пищу армаде насекомых. Но они едят не что попало – у каждого вида своя пища. Есть короеды, листоеды, сокососы. Какое значение имеют отличия в кормовом рационе насекомых?

Задание № 2
Пчела с незапамятных времен стала одомашненным животным для человека. Давайте попытаемся выяснить как же  живут пчелы в улье?
«Отряд Перепончатокрылые – общественные насекомые».
Вопрос: Почему пчелы являются общественными насекомыми? Что мы получаем от пчел?

Задание № 3
Казалось бы, что комнатная муха – самое обыкновенное создание, но в ней много необычного. Выясняем что же такого необычного в обыкновенной комнатной мухе:
«Отряд Двукрылые  – переносчики различных заболеваний человека».
Вопрос: Предложите меры борьбы с насекомыми, переносчиками различных болезней человека.

Задание № 4
Стихийная торговля товарами не первой свежести, старой мебелью, поношенной одеждой, всевозможными вещами, уже побывавшими в употреблении, получила название «блошиный рынок», и неспроста. Если в наше время подобные базары выглядят более- менее пристойно, то во времена незапамятные подобное барахло просто кишело вшами, молью и блохами. Покупатель, вместе с понравившейся вещью, рисковал приобрести дополнительный бонус – весьма неприятных насекомых. И сейчас мы с вами выясним, чем же так опасны эти насекомые?
«Отряд Блохи – эктопаразиты человека».
Вопрос: Как блохи приспособились к паразитизму?

Задание № 5
Бабочки - щедрый дар природы. Они украшают пейзаж, вносят приятный колорит. Не будь их, насколько беднее были бы наши весна и лето. К тому же наблюдение за жизнью и развитием бабочек расширяет кругозор детей и развивает чувство прекрасного. Что сейчас мы с вами и сделаем:
«Отряд Чешуекрылые или Бабочки. Интересные факты…».
Вопрос:
Какой характерной особенностью обладает отряд Чешуекрылых?
А сейчас мне бы хотелось познакомить вас с насекомыми, которые смогли установить своеобразные рекорды:
1. самое быстрое насекомое - американский таракан;
2. самое сильное насекомое - жук скарабей;
3. второе место по силе – муравей;
4. лучший прыгун – блоха;
5. самый длинный жук – геркулес;
6. самые длинные усы – серый усач;
7. самый тяжелый жук – носорог актеон;
8. самое длинное насекомое – палочник;
9. самая необычная защита – жук бомбардир;
10. самое большое сооружение построенное насекомыми – термитник.

Закрепление изученного материала

Пришло время проверить, как вы усвоили на уроке полученные знания:
1. кроссворд «Загадки про насекомых»;
2. ребус – «Жук-Щелкун»;
3. зоошутка «Фантастическое насекомое».

Рефлексия учебной деятельности и эмоционального настроения

Мне было интересно…
Мне было трудно…
Теперь я могу…
Меня удивило…
Мне захотелось…
Я научилась…

Домашнее задание

Параграф 47;
вопросы 1-5 (стр.183);
подготовиться к контрольной работе по теме: «Тип Членистоногие».

Подведение итогов урока

Подсчет аукционных монет, выставление оценок.

Релаксация на уроке

Цель релаксации - снять умственное напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала и дальнейшему положительному настрою детей во время учебной деятельности.
Просмотр видеоролика «Винни-Пух»

Литература

  1. Пасечник В. В. Биология. 7 класс. Учебник / М.: Просвещение, 2014.
  2. Пасечник В. В. Уроки биологии. 7 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций/ В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С. Калинова. – М.: Просвещение, 2014.
  3. Физкультурные минутки (материалы для проведения физкультурных пауз) / О.В.Узорова, Е.А. Нефедова – М.: Астрель: АСТ: Транзиткнига, 2006 г.
  4. Биология. 7-9-е классы: рабочие программы по учебникам под редакцией В.В. Пасечника. УМК «Линия жизни/ авт.-сост. Т.В. Петрова. – Волгоград: Учитель, 2016.
  5. Интернет-ресурсы.

28.02.2018