Головные уборы и причёски древнеегипетских фараонов и цариц. ИЗО. 5-й класс

Разделы: МХК и ИЗО

Класс: 5


Данный урок является вторым в цикле уроков по теме «Декор и положение человека в обществе». Первый урок был посвящён знакомству с Древним Египтом (природа, географическое положение, занятия жителей и т.д.), пирамидами, с национальной одеждой древних египтян, с особенностями изображения человеческой фигуры по древнеегипетским канонам.

Тип урока: Комбинированный

Тема: Головные уборы и причёски древнеегипетских фараонов и цариц

Цель:

- познакомить учащихся с традициями и особенностями костюма и декоративного творчества Древнего Египта на примере деталей одежды и убранства фараонов (царицы);
-  расширить знания о костюме фараона и рассказать о его декоративных разновидностях;
- учить рисовать портрет человека в костюме, развивать навыки работы с гуашью;
-  нарисовать подгрудный портрет фараона (царицы), в головном уборе и наплечном воротнике гуашевыми красками.

Планируемые результаты

Предметные:
- приобретение опыта создания художественного образа
- развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти

Метапредметные:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи
- формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение

Личностнные:
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов Древнего Египта
- формирование целостного мировоззрения
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

Межпредметные связи: с окружающим миром, историей, литературой

Оборудование: проектор, экран; доска; диалогический, репродуктивный, проблемный, применение ИКТ.
Материалы и инструменты: гуашь, кисти, лист А3, карандаш, ластик.
Зрительный ряд: Презентация  с изображениями фараонов (древнеегипетские фрески, росписи, скульптуры и др.), презентация “Этапы работы над портретом фараона”, образец готовой работы.

Ход урока

Содержание  деятельности учителя

Содержание  деятельности обучающихся

Планируемые результаты

Оргмомент

Актуализация необходимых знаний

Лёг отдохнуть усталый сфинкс
У вечных пирамид.
Свирепый страж седых гробниц
Задумался – молчит...
Молчит и томно смотрит вдаль –
Куда-то на Восток.
Что в взгляде том? Тоска? Печаль?
А может быть упрёк?
А может вспоминает он,
Как много лет тому
Могучий, грозный фараон
Вёл войско на войну.
Иль вдруг привиделось ему,
Как тысячи рабов
Влачат гранитную плиту
Для храмов и дворцов.
А может мыслит он о том,
Что мир в грядущем ждёт,
О том, как вдруг восстанет он,
Когда черёд придёт…
Лежит себе огромный сфинкс
У вечных пирамид,
Свирепый страж седых гробниц
Устал и тихо спит…
Как вы уже догадались, мы сегодня продолжим  речь о Древнем Египте. Давайте вспомним самые интересные факты, которые вы узнали на прошлом уроке и на уроках истории.  А на нашем уроке мы более подробно остановимся на головных уборах и причёсках египтян. Проводится параллель с ранее изученным материалом:

 Отвечают на вопросы.

- развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти

Мотивация познавательной деятельности

Создание условий для возникновения внутренней потребности, включения в учебную деятельность.

1 слайд: На слайде представлены изображения, но изображения кого? И в каком жанре?

Корректирование ответов учащихся.

2 слайд: Формулирование темы урока: Всё верно вы сказали. Тема урока: Головные уборы и причёски древнеегипетских фараонов и цариц

Предлагают варианты. Определяют, что представлены портреты фараонов, цариц, знати.
Тему и цель формулируют сами учащиеся: - Мы будем рисовать портрет фараона.

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

Организация познавательной деятельности

Организация беседы: Если мы будем изображать портрет человека нам нужно знать про причёски. Скажите, какую форму имеют волосы? Приложение 1
3 слайд: На самом деле, и женщины, и мужчины носили парики, которые изготавливались из волос, шерсти животных, шелковых нитей, волокон растений, окрашенных в тёмные цвета. Причёски были геометрической формы, похожи на трапецию.
4 слайд: Фараон и его приближённые носили большие парики.
5 слайд: Все мужчины брили бороду, а фараон в торжественных случаях прикрепляя шнурком к выбритому подбородку искусственную бороду, которая наряду со скипетром и короной была знаком власти. Бороды могли быть разной формы: в виде косички, с завитком на конце, плоские, в форме лопаточки.
6 слайд: Что такое клафт? Это платок, плотно облегавший голову, два конца которого спадали на грудь, а третий на спину.
7 слайд: Немес (разновидность клафта) - полосатый платок, в таком платке на фресках и саркофагах  изображали фараонов.
8 слайд: Скажите где у фараона Урей?
8 слайд: Это кобра,  им всегда украшен немес у фараонов.
10 слайд: Царицы поверх парика носили головной убор из золота, эмали и драгоценных камней в форме птиц. Царица Нефертити носила корону цилиндрической формы.
В Древнем Египте всегда думали о красоте. Косметикой пользовались и женщины, и мужчины, многие косметические средства применялись не только для украшения, но и как лекарства.
11 слайд: Египтяне особенно старались выделить глаза, поэтому брови и ресницы чернили специальным порошком, удаляя внешние уголки глаз. Женщины румянились и красили губы измельчённой красной охрой.
Вовремя всего рассказа на слайдах появляются фотографии и картинки наглядно подтверждающие слова.
12 слайд: Вы просмотрели некоторые фотографии, назовите цвета которые используются художниками? (белый, чёрный - серый, охра красная – розовый, синий, охру жёлтую - зелёный)
13 слайд: А теперь скажите, каких фараонов вы знаете? Были такие фараоны: Тутанхамон, Хоремхеб, Эхнатон и царица Нефертити. Приложение 2

Организация практической работы (пед. рисунок) на доске (на ватмане красками), акцентируя внимание на правилах:
- в изображениях отсутствует перспектива
- раскрашивать тела мужчин нужно в коричневый цвет, а женщин - жёлтым.
- главным украшением был широкий воротник, похожий на солнце, и составлявший несколько рядов разноцветных бусин. Ценнее считалось серебро так как, золото добывалось значительно больше.

Выполнение пед. рисунка по этапам:
1. Рисуем голову фараона простым карандашом, намечаем, где будет располагаться части лица, намечаем шею и уши.
2. Рисуем немес, урий, уточняем крупные детали.
3. Прорисовываем мелкие детали, глаза нос и рот.
4. Выполняем в цвете:
- На палитре смешиваем белую, красную, жёлтую краски и совсем немного чёрной (1-2 точки) получаем цвет лица египтянина. Лицо заливаем  большой кистью по форме, причём надо не «мять», а «гладить» лицо по щекам, по подбородку по носу и пр. Шею закрасить вертикальными мазками.
- Большой кистью прописать причёску или головной убор, одежду на плечах, фон работы. Фон лучше сделать цвета папируса.
- Составить на палитре цвет для теней, (смешать жёлтую, красную, немного белой  и чёрной краски) Сначала положить тени на шею и уши, потом обвести верхние линии век и надбровные дуги. От внутренних уголков глаз сделать несколько мазков вниз, вдоль передней плоскости носа, затем размыть мазки водой.
- Кончик носа обвести чёрной краской, особенно выделить ноздри. Закрасить губы, верхнюю губу сделать чуть темнее.
- Радужная оболочка глаза прописывается вместе со зрачком чёрной краской, после высыхания то та радужной оболочке поставить белый блик.
- На последнем этапе нужно чёрно-синей краской обвести глаза и брови так, как это делали Египтяне.

Ведут диалог с учителем. Отвечают на вопросы. Слушают учителя. Просматривают фотографии.
Называют фараонов, цвета.
Показывают на картинках предполагаемый Урей.

 - формирование целостного мировоззрения
- формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

Организация самостоятельной практической деятельности

Проведение физминутки:
Потрудились – отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.

14 слайд: Организация работы учащихся. Задание: нарисовать подгрудный портрет фараона (царицы), в головном уборе и наплечном воротнике гуашевыми красками.
16  слайд: Демонстрация работ пятиклассников в презентации.
Индивидуальная консультация.
Дополнительное задание для детей лучше (быстрее) справляющихся с заданием: нарисовать на заднем плане Египетские иероглифы.

Участвуют в физминутки.
Выполняют индивидуальную работу.

Приобретение опыта создания художественного образа

Подведение итогов. Рефлексия

По результатам выполнения самостоятельной работы организовать мини-выставки работ учащихся.

Побуждение к высказыванию отношения к работе:
Что нового узнали на уроке?
Какой этап работы над портретом понравился больше всего?
Что было трудно в работе?
Что не получилось?
Какие цвета ты использовал?
Ты выполнил работу самостоятельно или с помощью? С чьей?
Что бы ты хотел изменить в своей работе?
Как бы ты оценил свою работу?

Рефлексия.
Выдаётся распечатанный на листочках жук скарабей (символ Древнего Египта который ассоциировался и с восходом солнца).Ваша задача, проголосовать за наиболее понравившийся портрет древнеегипетского фараона, голосовать за свою работу нельзя.
По результатам голосования выставляются предварительные оценки, фотографируются работы,  окончательные оценки ставятся после выполнения домашнего задания.
Домашнее задание: Немного украсить (воротник, урей, серьги и др.) используя дополнительный материал, фольгу, нитки бисер, мелкие красивые журнальные обрезки.

Выставляют работы на доске. Высказывают свое мнение. Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Саморефлексия детей.
Голосуют за понравившуюся работу.

- формирование целостного мировоззрения
- формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

Используемая литература.

1. Вейс Г. История материальной культуры. Энциклопедия для школьников. - М. Росмен, 2001.
2. Менар Рене. Мифы в искусстве старом и новом. - М.: Гелеос, 2007
3. Орнамент всех времен и стилей. - М.Арт-Родник. 2004.
4. Сапожникова Т.Б., Коблова О.А. Методика проведения уроков изобразительного искусства по теме: «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». М.
5. Солодовников Ю. А. Человек в мировой художественной культуре. М. - «Просвещение». 1999.