Конспект подгруппового логопедического занятия со старшими дошкольниками по теме “Относительные прилагательные. Продукты питания”

Разделы: Логопедия


Задачи:

  • совершенствовать навыки словообразования;
  • учить образовывать относительные прилагательные и использовать их в предложениях.

Оборудование:

  • конверт с письмом,
  • картинки с изображением продуктов,
  • емкости с крупами: манка, пшено, гречка, рис, горох;
  • муляжи овощей и фруктов: лук, картофель, свекла, помидор, яблоко, груша, банан, апельсин;
  • мяч.

Ход занятия

Организационный момент.

Дети стоят около логопеда.

Логопед сообщает детям, что в детский сад пришло письмо от Маши.

Читает: «Ребята! Я открыла свой магазин и приглашаю вас в гости». Отгадайте, как называется Машин магазин, если в нем продается молоко, сыр, хлеб, колбаса («Продукты»). Если в магазине продаются продукты, он какой? (Продуктовый). Отправляемся в Машин продуктовый магазин (Дети выполняют действия по тексту стихотворения и оказываются в «магазине»)

Сумку в руки мы берем,
В магазин с тобой идем.
В магазине же на полках
Не носки и не футболки.
Вкусно пахнет тут всегда.
Продается здесь еда.

Мы пришли в продуктовый магазин. На полках  - продукты. (Перед детьми полки с изображением продуктов: сыр, сливочное масло, творог; колбаса, сосиски, котлеты; хлеб, пирожки, макароны).

Назовите продукт, который сделан из молока (Сыр сделан из молока и т. д.)

Если продукты сделаны из молока, они какие? (Молочные).

Назовите продукт, который сделан из мяса (Колбаса сделана из мяса и т.д.)

Если продукты сделаны из мяса, они какие? (Мясные).

Назовите продукт, который сделан из муки (Хлеб сделан из муки и т.д.)

Если продукты сделаны из муки, они какие? (Мучные).

Однажды, кто-то перепутал продукты на полках. (Дети закрывают глаза, логопед меняет местами картинки). 

Давайте поможем Маше правильно расставить продукты. Что не на своем месте и почему? (Колбаса не на своем месте, потому что она – мясной продукт, а не молочный и т.д.).

В этом отделе продаются крупы. Крупа – это целые или дробленые зерна. (Логопед демонстрирует емкости с крупами и называет крупы).

Из круп можно сварить каши: из гречки – гречневую кашу, из риса – рисовую кашу, из гороха – гороховую кашу, из манки – манную кашу, из пшена – пшенную кашу.

Кто из вас внимательный? Из чего сварим гречневую кашу? (Из гречки.) Какая будет каша? (Будет гречневая каша) и т.д.

В этом отделе продаются овощи и фрукты. Отдел, в котором продаются овощи, какой? (Овощной). Отдел, в котором продаются фрукты, какой? (Фруктовый).

В Машином магазине овощи и фрукты перепутаны. Поможем Маше навести порядок, отделим овощи от фруктов. Девочки возьмут из корзины по одному фрукту, а мальчики – по одному овощу. (Дети берут муляжи фруктов и овощей, называют их). Из фруктов и овощей можно приготовить разные блюда, в том числе салат.

Если салат из фруктов, он какой? (Фруктовый).

Если салат из овощей, он какой? (Овощной).

Какой салат получится из вашего фрукта или овоща? (Из яблока получится яблочный салат и т.д.).

Кто из вас внимательный? Вспомните и скажите, какой салат готовила Софья? И т.д. В квадратную корзинку кладите фрукты, в круглую корзинку – овощи. (Логопед собирает муляжи овощей и фруктов).

Ребята, вы навели порядок в Машином продуктовом магазине. Молодцы! Давайте выйдем из магазина на полянку и поиграем в любимую Машину игру. (Дети садятся на ковер в полукруг). Игра называется «Скажи, какой!» (игра проводится с мячом). Суп из молока, какой? (Молочный). (Бульон из мяса, пирог из муки, суп из гороха, каша из гречки, запеканка из манки, котлета из рыбы, сок из груши, пирог из сливы, компот из яблока и т.д.).

Ребята, Маша – сладкоежка. Она любит разные сладости, особенно мороженое. Отгадайте, какое мороженое любит Маша. В конверте с письмом для вас подсказки. (Логопед раздает детям картинки: молоко, шоколад, орехи, клубника, мед, слива, яблоко, банан). (Маша любит молочное мороженое и т.д.).

Итог занятия, оценка деятельности детей.