Инновационные технологии в изучении русского языка и литературы

Разделы: Русский язык, Литература, Общепедагогические технологии


Во всем мире проблема выявления одаренных детей вызывает все больший интерес в связи с тем, что одаренные дети являются ресурсом развития страны. Актуальность данного вопроса четко обозначена в Федеральной целевой программе развития образования на 2016–2020 годы, в Законе РФ «Об образовании» от 24.12.2002 № 176-ФЗ с изменениями от 23.12.2003 №186-ФЗ. Так же одним из положений Федеральной целевой программы «Дети России» является «формирование системы выявления, поддержки и развития одаренных детей». Современная педагогика также выделяет работу с одаренными детьми одним из основных положений педагогической системы в рамках личностно-ориентированной педагогики. Эта проблема заинтересовала и нас, результатом чего явился поиск инновационных методов выявления и поддержки талантливых учащихся. Была создана собственная программа «Одаренные дети», разработана методическая система обучения, отвечающая реальным запросам времени и условиям преподавания.

Что такое одаренность? Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Цель: формирование единства знаний и умений, сознательности и активности учащихся в целостном педагогическом процессе.

Задачи:

  • Выявить одаренных детей с использованием различных диагностик.
  • Систематизировать учебные знания учащихся для развития исследовательских умений.
  • Внедрить систему внеурочных занятий по предмету для формирования профессиональных интересов учащихся и развития практической. направленности предмета.
  • Совершенствовать систему работы с одаренными детьми.
  • Инициировать новые виды учебной деятельности учащихся.
  • Оценивать эффективность используемых форм, методов и средств через различные формы контроля и диагностику состояния различных видов деятельности обучающихся.
  • Формировать мотивационную готовность учащихся к обучению.
  • Повышать собственный научный уровень в области преподавания русского языка и литературы, продолжать работу по совершенствованию ведущих подходов к обучению предмета, пополняя накопленный методический и дидактический материал.

Работа с одаренными детьми строится на следующих принципах:

  • Индивидуализация обучения (наличие индивидуального плана обучения обучающихся – высший уровень).
  • Принцип опережающего обучения.
  • Принцип комфортности в любой деятельности.
  • Принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей обучающихся.
  • Возрастание роли внеурочной деятельности.
  • Принцип развивающего обучения.
  • Принцип добровольности.

Одаренные дети:

  • Имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления.
  • Имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность.
  • Испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.

Сущность понятия «детская одаренность» можно выразить формулой: мотивация + интеллект + креативность = детская одаренность.
Этапы работы с одаренными детьми.

1 этап - аналитический - при выявлении одаренных детей учиты­ваются их интересы и успехи  в какой-либо деятельности: учебной, художественной, фи­зической и т.д.

Цель: подготовка условий для формирования системы работы с одаренными детьми, обучающимися в классе.

2 этап - диагностический - на этом этапе прово­дится индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную.

Цель: апробация системы работы с одаренными  обучающимися.

На этом этапе работы с одаренными детьми наиболее целесообразны групповые формы работы: спецкурсы, миникурсы, «мозговые штурмы», ролевые тренинги, научно-практические работы,  зачеты, проектные задания и т.д.

3 этап - этап формирования, углубления и развития способностей  обучающихся.

Цель 3 этапа: создание условий  для выявления, поддержки и развития одаренных детей, обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения для удовлетворения социального заказа родителей.

Для создания успешного решения необходимы следующие условия:

1) создание системы целенаправленного выявления и отбора одарённых детей  в разных областях науки и творчества;

2) организация научно-исследовательской и поисковой  деятельности обучающихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации,  воспитание устойчивого интереса к самообразованию, самосовершенствованию;

3) отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;

4) расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в городских, областных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах.

5) развитие спектра образовательных услуг, удовлетворяющих потребности, интересы детей.

Что такое современный урок? Важнее содержание или форма проведения урока? Что придает современность уроку? Чем сегодняшний урок отличается от урока вчерашнего?

Я думаю, что нет такого учителя, который бы не задумывался над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь учеников своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?». Каждый современный учитель мечтает, чтобы на его уроке ребята работали добровольно, с интересом, творчески.

Именно интерес является основным стимулом деятельности ребенка, его обучения, развития.

Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.

Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».

Согласно толковому словарю, технология – «это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве». Вадим Макаревич Монахов считает, что педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя.

«Инновация» как педагогический критерий встречается часто и сводится, как правило, к понятию «новшество», «новизна». Между тем, инновация в точном переводе с латинского языка обозначает не «новое», а «в новое».

Актуальность инновационного обучения состоит в следующем:

- соответствие концепции гуманизации образования;

- преодоление формализма, авторитарного стиля в системе преподавания;

- использование личностно - ориентированного обучения;

- поиск условий для раскрытия творческого потенциала ученика;

- соответствие социокультурной потребности современного общества

- самостоятельной творческой деятельности.

В основе инновационного обучения лежат технологии

- развивающего обучения;

- проблемного обучения;

- развития критического мышления;

- дифференцированного подхода к обучению;

- создание ситуации успеха на уроке.

Основными принципами инновационного обучения являются:

- креативность (ориентация на творчество);

- усвоение знаний в системе;

- нетрадиционные формы уроков;

- использование наглядности.

На уроках русского языка и литературы успешно такие приемы  инновационных технологий и сами технологии:

  • Технология развития критического мышления (ассоциативный ряд;  опорный конспект; ИНСЕРТ (интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления); мозговая атака; групповая дискуссия; чтение с остановками и Вопросы Блума; «Продвинутая лекция»; кластеры; синквейн; эссе; перепутанные логические цепочки;  лингвистические карты; аллюзия (намек), исследование текста; работа с тестами; смысловой муравейник; нетрадиционные формы домашнего задания.
  • Технология активного обучения
  • Авторские технологии
  • Технологии личностно-ориентированного образования
  • Информационные (компьютерные, мультимедиа, сетевые, дистанционные) технологии
  • Проективые и деятельностные технологии
  • Креативные технологии
  • Игровые технологии: имитационные; операционные; исполнение ролей; «деловой театр»;
  • Этнопедагогические технологии
  • Коллективные и групповые способы обучения
  • Тренинги
  • Коучинг

Говоря о современном уроке, мы не должны забывать об информационных и коммуникационных технологиях. Управление обучением с помощью компьютера приводит к повышению эффективности усвоения, активизации мыслительной деятельности учащихся.

Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Я применяю компьютер и средства мультимедиа на уроках, во-первых, для того, чтобы решать специальные практические задачи, записанные в программе по русскому языку и литературе:

- формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков;

- обогащение словарного запаса;

- овладение нормами литературного языка;

- знание лингвистических и литературоведческих терминов;

- формирование общеучебных умений и навыков.

Во-вторых, при организации самостоятельной работы учащихся по формированию основополагающих знаний школьного курса, по коррекции и учету знаний учащихся используется обучение и тестирование с помощью компьютера.

В-третьих, применение информационных технологий позволяет формировать ключевые компетенции учащихся.

Большой интерес и внимание сейчас привлекают возможности участия в интернет-олимпиадах, телекоммуникационных проектах. Использование технологий Интернет сделало возможным построение сетевых образовательных программ для школьников, в которых информационные и телекоммуникационные технологии выступают как инновационные интерактивные средства обучения.

Одним из перспективных направлений развития дистанционного образования является взаимопроникновение идей информационных технологий и передовых педагогических идей и подходов. Новые информационные технологии воздействуют на все компоненты системы обучения: цели, содержание, методы и организационные формы обучения, средства обучения, что позволяет решать сложные и актуальные задачи педагогики. Помимо овладения навыками и знаниями по предмету, учебными целями в дистанционном обучении являются формирование творческой личности, развитие личностных механизмов адаптации к условиям быстро меняющегося мира, способностей к постоянному развитию и самосовершенствованию, готовности и способности осваивать новые области профессиональной деятельности.
Коучинг (англ. coaching) — метод консалтинга и тренинга, в процессе которого человек, называющийся «коуч», помогает обучающемуся достичь некой жизненной или профессиональной цели.

Согласно более узкому определению, коучинг — это процесс выявления целей человека и выработки оптимальных путей их достижения.
Коучинг – инновационная технология поддержки в обучении и индивидуально-личностном развитии учащихся сказала В.Г.Гульчевская. Коуч (партнер, фасилитатор, сопровождающий) не дает указаний, не советует, не консультирует, не решает чужие проблемы. Он актуализирует посредством открытых вопросов, обращенных к внутренним ресурсам личности, субъектную активность в достижении успеха и сопровождает человека в долговременном индивидуально-личностном развитии. Умение задавать эффективные вопросы, которые помогают людям открыться, думать о себе – одна из важнейших компетентностей коуча. Используя сильные вопросы, коуч в совместной интенсивной работе подводит человека к тому, чтобы он сам нашёл ответы и принял на себя ответственность за принятые решения, направляет внимание на будущее, а не на прошлое, на поиск решений, а не на застревание на проблемах.

Стимулируя рефлексию обучающихся по осмыслению своих образовательных и жизненных потребностей, целей, своих потенциальных возможностей и индивидуальных особенностей, создает условия для самостоятельной успешной, компетентностной деятельности, для проектирования индивидуального образовательного маршрута, для индивидуально-личностного саморазвития.

Осознавая различия в позициях наставника, тьютора и коуча, учитель при этом должен понимать, что эти различия не означают их антагонистического противопоставления. Один и тот же учитель в одних ситуациях, например, - при овладении обучающимися базовыми умениями и навыками, будет наиболее эффективен как наставник, в других, например, - при выборе и построении учеником индивидуальной образовательной программы тьютором, а - при его выборе профиля обучения и постановке образовательных или жизненных целей – коучем.
Особенностью коучингового подхода в реализации этих технологий является диалогический характер общения учителя с учащимися в формате четырех этапов проектирования 4 вопросов планирования и реализации урока.

Лэпбук тематическая или интерактивная папка, то есть самодельная бумажная книжка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, с помощью которой ребенок в игровой форме запоминает или закрепляет пройденный материал.

Проведя аналогию с отечественным образованием, то лэпбук это по сути финальный этап проектной деятельности. Получается изначально лэпбук – это продукт ребенка, отражение полученных им знаний.

В чем же преимущество обучения с лэпбуком?

Во-первых, прививает  детям любовь к обучению; во-вторых, разнообразно преподносит  даже самую скучную тему и расширите кругозор, обогащает активный словарь и уточните имеющийся предметный словарь; в-третьих, учит структурировать сложную информацию; в-четвертых, развивает  креативность и творческое мышление.

Развитию ребенка способствуют и нетрадиционные уроки, которые позволяют повысить интерес ученика как к предмету, так и к обучения в целом. Этому способствует создание на нестандартных уроках условий для мобилизации творческих резервов и учителя, и ученика.

Большое значение для раскрытия творческого потенциала ученика имеют и нетрадиционные формы домашнего задания, которые призваны, с одной стороны, закреплять знания, умения и навыки, полученные на уроке, а с другой стороны, позволяют ребёнку проявить самостоятельность, самому найти решение нестандартного вопроса, задания.

Типы домашнего задания:

- творческая работа;

- лингвистическое исследование текста;

- художественное чтение;

- создание самостоятельных литературных произведений различных жанров;

- продолжение неоконченных произведений;

- наблюдение за природой;

- подготовка словарных диктантов;

- составление вопросника к зачету по теме;

- составление конспекта, опорных таблиц;

- письмо по памяти.

Такие домашние задания помогают избегать однообразия, рутины в обучении. Ребёнок может почувствовать себя и в роли автора, и в роли иллюстратора, и в роли учителя. Необычные задания активизируют мышление, заставляют ребёнка обобщать, систематизировать материал по теме.

Обобщив представленные итоги реализации программы «Одаренные дети», хочется отметить наличие положительных результатов.

Говорить о современном уроке можно много. Как не потеряться в целом океане технологий, методик, приемов? Как это совместить в рамках одного урока?

Ответ прост - нужен адаптивный урок.

Адаптивный урок – сочетание элементов различных технологий, создающих комфортную среду урока.

Применяя различные технологии на уроках, мы добиваемся успеха: результаты обучения становятся выше. Мы чувствуем себя более уверенно, так как владеем современными методиками.

Приложение.