Использование нетрадиционных форм оздоровления дошкольников в условиях современного детского сада

Разделы: Работа с дошкольниками, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (12,6 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера. Именно в этом возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия ребенка в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей дошкольника.

ФГОС определяет как одну из важнейших задач: охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников. В соответствии с этим особую актуальность приобретает поиск новых средств и методов повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях, создание оптимальных условий для всестороннего гармоничного развития личности ребёнка.

Поэтому, чтобы музыкально-ритмическая и физкультурно-оздоровительная деятельность работали на укрепление здоровья ребенка, следует в систему образовательного процесса включать нетрадиционные занятия – различные по содержанию, структуре и методике проведения. Такие занятия увлекают детей своим разнообразием и доступностью.

Целью таких занятий является - формирование интереса и ценностного отношения к образовательной деятельности.

Данная цель конкретизировалась в постановке следующих задач:

  • Охрана и укрепление здоровья детей.
  • Воспитывать потребность в здоровом образе жизни, желание заниматься физическими и музыкально-ритмическими упражнениями.
  • Развивать физические качества детей, волевую сферу ребенка, интеллектуальные способности.
  • Сформировать основные двигательные навыки детей.
  • Укреплять дыхательную, сердечно-сосудистую систему, опорно-двигательный аппарат.

Новизна методической разработки заключается в применении нетрадиционных форм в физическом и музыкальном воспитании в игровой форме, внедрение методик занятий в воспитательный процесс детей в дошкольном учреждении, которая позволяет повысить эффективность физкультурной и музыкальной деятельности, улучшить показатели физической подготовленности и укрепить здоровье детей, а также повысить интерес образовательной деятельности, посредством степ-аэробики и «Беби-йога».

Степ-аэробика

Степ-аэробика – это танцевальные движения, выполняемые на специальной платформе, именуемой степером (высотой – 10 см, длиной – 40 см, высотой ножки – 7 см). Это нестандартное пособие, предназначено для работы с детьми 4-7 лет.

Начинается обучение с освоения самых простых видов подъемов и спусков с платформы, постепенно доводя их до автоматизма. Сначала разучиваются некоторые шаги и движения на полу. Освоенные основные упражнения можно видоизменять до бесконечности, варьируя степень сложности и эффективности, в сочетании с музыкой.

Степ-аэробика помогает формированию осанки, развить костно-мышечный аппарат, способствует устойчивому равновесию, укрепляет сердечно-сосудистую и дыхательную системы, усиливает обмен веществ, совершенствует точность движений, развивает координацию, уверенность и ориентировку в пространстве, эстетический вкус и интерес к занятиям, улучшает психологическое и эмоциональное состояние ребенка. Степ-аэробика – это не просто сочетание разнообразных движений, но красивый спортивный танец, который приносит пользу здоровью детей и улучшает их настроение.

Особенность степ-аэробики состоит в том, что темп движений и интенсивность выполнения упражнений задается ритмом музыкального сопровождения. В ней используется комплекс различных средств, оказывающих влияние на детский организм. Так, серии беговых и прыжковых упражнений влияют преимущественно на сердечно - сосудистую систему; наклоны и приседания — на двигательный аппарат, методы релаксации и внушения — на центральную нервную систему. Упражнения в партере развивают силу мышц и подвижность в суставах, беговые серии — выносливость, танцевальные — пластичность и т.д. В зависимости от выбора применяемых средств занятия степ-аэробикой могут носить преимущественно атлетический, танцевальный, психорегулирующий или смешанный характер. Характер энергообеспечения, степень усиления функций дыхания и кровообращения зависят от вида упражнений. Серия упражнений партерного характера (в положении лежа, сидя) оказывает наиболее стабильное влияние на систему кровообращения.

Привлекая эмоциональностью и созвучием современным танцам, степ-аэробика позволяет исключить монотонность в выполнении движений, поддерживает хорошее самочувствие ребёнка, его жизненный тонус. Ритмические движения выполняются легко и длительное время не вызывают утомления. Каждый аэробный комплекс ведёт к достижению не одного, а нескольких результатов: стать сильным и гибким, стройным и подтянутым, получить ощущение физического и психического расслабления, улучшить координацию движений, развить чувство ритма, повысить физическую активность.

Степ-аэробикой можно заниматься в различных вариантах:

  • в форме полных занятий оздоровительно-тренирующего характера с детьми старшего дошкольного возраста, продолжительностью 25-35 мин.;
  • как часть занятия (продолжительность от 10 до 15 мин.);
  • в форме утренней гимнастики, что усиливает ее оздоровительный и эмоциональный эффект;
  •  в показательных выступлениях детей на праздниках;
  • как степ-развлечение.

«Беби-йога»

«Baby yoga» - переводится на русский язык как «младенческая йога» или «йога для детей».

Это китайская методика включает в себя три основных компонента:

  • правильное дыхание;
  • правильное движение;
  • правильное мышление.

Выполнение упражнений сочетается со спокойным дыханием и расслаблением. Каждое упражнение разучивается отдельно. Показ упражнений сопровождается пояснением. Изучая упражнение, желательно создать образ, доступный детскому пониманию, вызывать у ребенка желание войти в предложенный образ. Очень важно поддерживать спокойную доброжелательную обстановку. При выполнении упражнений из исходных положений сидя и лежа необходимо использовать коврики, чтобы размеры соответствовали росту ребенка. Продолжительность занятий постепенно увеличивать от 5-7 минут до 30 минут. Все упражнения проводить в свободном темпе, без принуждения. Каждый ребенок выполняет упражнения в том объеме, который ему доступен и приятен.

Бэби-йога отличается от традиционных занятий физической культурой тем, что ориентирована не на результаты и достижения, а на поддержание организма в хорошей форме, на формирование привычки к здоровому образу жизни, где царствуют радость, движение, энергия, красота.

Нашим воспитанникам очень нравятся комплексы бэби-йога, построенные на основе китайских техник. В веселой, игровой форме, «Бэби-йога» показывает, как дети могут направить свою естественную неуёмную энергию на укрепление здоровья - статические позы животных, отображение природных явлений. Дыхательные упражнения помогают накапливать и восстанавливать жизненную энергию ребенка, а динамические позы – направлены на развитие концентрации, осознание возможностей своего тела.

Маленькие дети очень подвижны, активны и восприимчивы. Сюжетная форма проведения занятий позволяет детям с легкостью осваивать и запоминать упражнения – всё это способствует развитию памяти, наблюдательности и воображения.

Если ребенок в дошкольном возрасте полюбит движение, то он не только обретет здоровье, но и через всю жизнь пронесет потребность двигаться.

Важным и существенным в работе по системе китайских методик является поэтапный подход.

  • На первом этапе: (старший дошкольный возраст; 1 полугодие) – дети выполняют упражнения Бэби-йоги только на физическом уровне, без контроля дыхания и концентрации внимания. На этом этапе упражнения даются на свободном дыхании, без задержек. В дальнейшем постепенно дети учатся правильному дыханию.
  • На втором этапе: (старший дошкольный возраст; 2 полугодие) – к освоенной технике выполнения физических упражнений добавляется соблюдение правильного дыхания.
  • На третьем этапе: (подготовительная группа) – к освоенной технике выполнения физических упражнений, при соблюдении правильного дыхания добавляется концентрация внимания на области тела, энергетических центрах (в зависимости от индивидуального уровня подготовленности). В каждой позе важно ее правильное выполнение, поэтому идет объяснение правильного положения тела. Обращается внимание, на какие органы влияет каждое упражнение, при каких заболеваниях выполняют ту или иную позу.

Список литературы

  1. Белая К.Ю., Зимонина В.А. «Как обеспечить безопасность дошкольников: конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста» / [Текст] К.Ю. Белая, В.А. Зимонина. - М.: Просвещение, 2007 – 94 с.
  2. Зимонина В.А. Воспитание ребёнка – дошкольника. Расту здоровым. /[Текст] В.А. Зимонина. - М.; ВЛАДОС, 2003-304 с.
  3. Кузнецова М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. /[Текст] М.Н. Кузнецов. - М.: АРКТИ, 2002 – 64 с.
  4. Машукова Ю.М. Степ-гимнастика в детском саду: журнал «Инструктор по физкультуре» /[Текст] – Ю.М. Машукова. - «ТЦ «СФЕРА»: 2009 – 128 с.
  5. Моргунова О.Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. /[Текст] О.Н. Моргунова. - Воронеж, 2005 – 127 с.
  6. Мелехина Н.А., Колмыкова Л.А. Нетрадиционные подходы к физическому воспитанию детей в ДОУ /[Текст] – Н.А. Мелехина, Л.А. Колмыкова. – СПб, ИЗД. «ДЕТСТВО-ПРЕСС»: 2012 – 111 с.
  7. Овчинникова Т.С. Двигательный игротренинг для дошкольников. / [Текст] Овчинникова Т.С. - СПб, 2002 – 176 с.
  8. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста. / [Текст] Л.И. Пензулаева. - М.: 2004 - 159 с.