Урок "Основные классы неорганических соединений". 8-й класс

Разделы: Химия

Класс: 8


Класс: 8

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Методы обучения: проблемно-поисковый, исследовательский, словесный, наглядный.

Цель: Обобщить, систематизировать знания по теме “Основные классы неорганических соединений”.

Задачи:

Образовательные:

  • Проверить глубину и прочность усвоения учащимися данной темы.
  • Обобщить и систематизировать знания по теме, отработать навыки составления уравнений химических реакция, установить генетическую связь между классами неорганических соединений.

Воспитательные:

  • Воспитание аккуратности и наблюдательности при выполнении практической части урока.

Развивающие:

  • Формирование умений выделять главное, существенное, логически излагать материал.

План урока

Урок-путешествие по станциям:

  1. Теоретическая
  2. Угадай вещество
  3. Составление формул
  4. Поиграем
  5. Химические процессы вокруг нас
  6. Я – исследователь
  7. Генетическая
  8. Информационная
  9. Тестирование
  10. Узловая

Мы отправляемся в удивительную экспедицию с целью обобщения знаний по теме: “Оксиды. Кислоты. Основания. Соли”.

На ваших столах лист самооценки. В ходе урока вы должны ставить баллы. Также на ваших столах таблички. При ответе на вопрос, поднимаете. Зеленый цвет – знаю, готов ответить. Красный цвет – не знаю.

1. Станция “Теоретическая”.

а) Оксиды - ? Классификация оксидов - ?

б) Кислоты - ? Классификация кислот - ?

в) Соли - ?

г) Какая соль образуется при избытке кислоты?

д) Основания - ?

е) Щелочи - ?

ж) Чему равна валентность гидроксильной группы?

з) Какие свойства проявляют кислые соли?

и) Кислые соли? Средние соли?

2. Станция “Угадай вещество по описанию”.

а)

Я, конечно, очень нужен
Без меня не сваришь ужин,
Не засолишь огурца,
Не заправишь холодца.
Я живу в морской воде.
Если льет слеза из глаза,
Вкус припомните вы сразу.
Кто догадлив, говорит
Это … (натрия хлорид)

б).

Хоть я соль, но под водой
Вас удивлю своей средой.
Посуду мыть, стирать белье
Могу, и это не вранье
Есть у меня одна сестра.
Она изжогу вылечить должна,
Кто знает свойств моих природу, ответит сразу, кто я - … (сода)

3. Станция “Составление формул”.

Цель: Закрепить умения составлять химические формулы по валентности.

“Чтобы формулы писать
Надо всем валентность знать!
Хоть в гидроксогруппе два элемента,
Но вся эта группа – одновалентна”.

NaCO3; CaOH; НSO4; НSiO3; МgPO4; NaO; AlCl; HPO4; ZnOH; LiOH; ZnNO3

Вывод?

4. Станция “Поиграем”.

Игра “Третий лишний”

5. Станция “Химические процессы вокруг нас”.

Цель: Закрепить умения составлять химические уравнения реакций.

6. Станция “Я – исследователь”.

У великого Гете есть высказывание: “Просто знать – еще не все, знания нужно уметь использовать”

Правила ТБ.

В трех пробирках находятся растворы кислоты, щелочи, соли (хлорид натрия). Экспериментально установите, какое вещество, в какой пробирке находится. Исследуйте содержимое ваших пробирок с помощью индикатора. Сделайте вывод.

Проведение реакций металлов с кислотами и изучение химической активности металлов.

При наливании кислоты соблюдайте осторожность!

Наблюдайте, что происходит в пробирках. Какой газ выделяется? Одинакова ли активность кислот по отношению к различным металлам? Расположите металлы по уменьшению их активности в реакциях с кислотами. Какой металл активнее других? Какой металл не взаимодействует с кислотами? Напишите уравнения реакций. Что общего в этих реакциях?

7.Станция “Генетическая”.

а) Что означает слово “генезис”?

б) Что называют генетическим рядом веществ?

При ответе на эти вопросы используйте текст в учебнике на стр.152.

Составьте уравнение реакции по данной схеме.

Даны вещества: Са(OH)2; Са; СаО; CaSO4

Составьте цепочку, устанавливающую генетическую связь между ними. Напишите уравнения соответствующих реакций.

8. Станция “Информационная”.

Какие вы знаете кислоты, с которыми человек сталкивается в повседневной жизни?

Вы знаете вкус угольной кислоты? (это вкус газированной воды без сиропа) - сообщение.

Органические кислоты: молочная, лимонная, яблочная, уксусная, муравьиная - сообщение.

Из курса анатомии вам известна роль соляной кислоты, выделяющейся в желудках животных и человека: разлагать, разрушать вещества пищи на более простые. Соляная кислота выполняет пищеварительную и бактерицидную функции в желудке.

9. Станция контрольного тестирования.

На столах у вас тесты. Выполняем.

10. Станция “Узловая”.

Подведение итогов.

Какой можно сделать вывод по данному уроку?

Вы сегодня проявили находчивость, смекалку. Показали химические знания и накопленный, пусть небольшой, но полезный жизненный опыт, а также использовали сведения, полученные на уроках биологии. Это говорит о том, что все науки связаны между собой, и нельзя быть грамотным только в одной области знаний. А химия – это наука, которая очень тесно связана с нашей жизнью. Поэтому химические знания просто необходимы для жизни человека.

Всего вам доброго!

Д/з параграфы 30-33. Подготовиться к контрольной работе.

Используемая литература.

1. Химия 8 класс, Рудзитис Г.Е, Фельдман Ф.Г, М: Просвещение 2013 г.

2. Дидактический материал. Радецкий А.М, М: Просвещение 2013 г.