Методическая разработка урока для 9-го класса по теме «Постэмбриональный период развития»

Разделы: Биология


Цель: закрепить знания о процессе онтогенеза и факторах окружающей среды, влияющих на развития организма.

Задачи урока:

  • Закрепить знания об эмбриональном развитии организма.
  • Расширить знание учащихся о закономерностях послезародышевого развития организмов.
  • Развивать умение работать с разными источниками информации.
  • Сформировать у старшеклассников познавательный интерес к изучению проблем, связанных с послезародышевым развитием организмов.

Оборудование: электронное учебное издание (мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина, «Общая биология»10 класс), таблица «Онтогенез», презентация к уроку

Основные понятия и термины урока: постэмбриональный период развития, метаморфоз.

Личностная значимость изучаемого для школьника: постэмбриональный период развития протекает у всех организмов по-разному, у человека - от рождения до конца жизни.

ХОД УРОКА

1. Знакомство с задачами и планом работы на уроке

2. Проверка знаний учащихся

Мы с вами проходим раздел «Размножение и индивидуальное развитие организма»

А. Фронтальный опрос класса по вопросам:

  • Дайте определения: размножение и его значение, типы размножения – митоз и мейоз.
  • В чем состоит биологическое значение митоза?
  • Оплодотворения – внутренне и наружное. (слайд 1)
  • Что такое зигота, какой набор хромосом она содержит?
  • В чем разница в понятиях деления и дробления? (слайд 2)
  • На какие периоды подразделяется онтогенез?
  • Дать понятия эмбриональному и постэмбриональному периоду развития (слайд 3)
  • На какие стадии подразделяется эмбриональный период? (слайд 4)

Б. Индивидуальные ответы учеников около экрана – слайда.

Что означают вопросительные знаки.

Рассказывают стадии дробления, гаструляции и органогенеза (слайд 5,6,7)

В органогенезе можно выделить две фазы: нейруляция – образование комплекса осевых органов (нервная трубка, хорда, кишечная трубка и мезодерма); построение остальных тканей и органов, приобретение различными участками тела типичной для них форма и черт внутренней организации. Зародыш на стадии нейруляции называется нейрулой.

В. Работа за компьютером.
Выполнение интерактивного задания из эл. учебника. (СД-диск – 2 ученика)

Г. Работа у доски со слайдом.

Образование органов и тканей из зародышевых листков

И так в результате органогенеза образуются зародышевые листки. Это - эктодерма, энтодерма и мезодерма. Назвать, какие ткани и органы образуются из зародышевых листков. (слайд 9)

Эктодерма – кожный покров, эпидермис и его производные (ногти, волосы, сальные и потовые железы, эмаль зубов), нервная система, органы чувств, а также некоторые из желез внутренней секреции.

Энтодерма – эпителиальная ткань, выстилающие органы пищеварительной, дыхательной, мочеполовой системы, а также пищеварительные железы: печень, поджелудочная железа.

Мезодерма – мышечная и соединительная ткань: хрящевая, скелетная, мышцы, кровеносная и лимфатическая система, сердце, почки, половая система.

Проверить после устного ответа на слайде -10

3. Изучение нового материала.

Постановка познавательной задачи.

Выяснить: что включает в себя постэмбриональное развитие, какие виды постэмбрионального развития существуют, каков биологический смысл не прямого развития организмов?

Объяснительный рассказ с элементами беседы.

Записывается схема

«Основные этапы постэмбрионального развития организма» (слайд 11)

Учитель: Постэмбриональное развитие организма включает в себя дорепродуктивный, репродуктивный и пострепродуктивный периоды, после которых наступает смерть этого организма.

Учитель: Напоминаю, что под термином «репродукция», понимается размножение (самовоспроизведения) организмов.

Задание классу: прослушайте отрывок из мультимедийной презентации и укажите основные виды постэмбрионального развития. (СД – диск постэмбр. развит). Прослушав диктора, слушаем ответы учеников, и показываю (слайд 12). 

Задание классу:

1) В чем сходство и различие в стадии развитии бабочки и саранчи? (слайд 12).

2) Опишите организмы, появившейся после выхода из яйца у птиц и икры у лягушки

(слайд 13). Выясните в чем разница.

3) Какое биологическое значение имеет непрямое развитие организмов?

4) Что такое «метаморфоз»?

(Записать определения  в тетрадях, используя литературу Биология 9. Общие закономерности. стр.164, рис.92).

Ответы: биологический смысл метаморфоза в том, что: (слайд 14)

1) личинки и взрослые особи питаются разной пищей;

2) адаптированы к разным условиям, что устраняет конкуренцию между ними;

3) способствует расселению вида для прикрепленных или паразитических животных (печеночный сосальщик, актиний);

4) покоящаяся стадия в неблагоприятных условиях.

Учитель: Следует отметить, что формирование растущего организма зависит от множества факторов. Назову лишь некоторые из них: влияние отдельных клеток и тканей друг на друга, абиотические условия внешней среды в которых осуществляется процесс развития, влияние гормонов выделяемыми железами внутренней секреции, регуляция со стороны нервной системы, влияние, заложенное в клетках данного организма генетической программы. Ученные выяснили, что метаморфоз лягушки регулируется гормонами щитовидной железы. Если головастика лягушки поместить в воду с такими гормонами, то у животных наблюдается преждевременный метаморфоз. При этом формируются готовые к выходу на сушу лягушата, величиной с муху.

Учитель: Как вы заметили, что начальная стадия развития головастика очень похожа на рыб: внешние жабры, хвостовой отдел, боковая линия, двухкамерное сердце, один круг кровообращения – это доказывает, что они произошли от рыб. (слайд 15)
Сходным образом идёт развитие зародышей всех хордовых животных, в том числе и человека. Это свидетельствует об общих предках животных, относящихся к различным систематическим группам. Данные эмбриологии используют для воссоздания хода филогенеза.

Закон К.Бэра:   (слайд 16) Закон зародышевого сходства: «В пределах типа эмбрионы, начиная с самых ранних стадий, обнаруживают известное общее сходство».

Закон Ф.Мюллера и Э.Геккеля: Биогенетический закон: «Индивидуальное развитие особи (онтогенез) до определенной степени повторяет историческое развитие вида (филогенез), к которому относится данная особь».

Дополнение к закону по А. Н. Северцову: В эмбриогенезе повторяются признаки зародышей, а не взрослых особей.

Рефлексия  

Учащиеся самостоятельно делают выводы по уроку, доказав единство происхождения живых организмов.

4. Домашнее задание: параграф 33 подготовиться к обобщающему уроку по теме «Размножение и индивидуальное развитие организма».

Тестирование – закрепление:

1. Эмбриональный период…
А) продолжается от выхода из яйцевых оболочек или рождения до смерти
Б) начинается с момента образования зиготы и продолжается до рождения или выхода из яйцевых оболочек.

2. Что такое онтогенез?
А) процесс индивидуального развития организма
Б) процесс формирования органов и тканей
В) процесс слияния половых клеток

3. Бластула – это…
А) трехслойный зародыш
Б) двухслойный зародыш
В) однослойный зародыш

4. Каково значение непрямого развития организмов?
А) обострение конкуренции между взрослыми особями
Б) расширение области распространения вида
В) уменьшение конкуренции между взрослыми особями и потомством.

5. Определите правильную последовательность развития зародыша.
А) бластомеры – бластула – гаструла
Б) гаструла – бластула – бластомеры
В) бластомеры – гаструла – бластула.

6. О чем свидетельствует факт, что зародыш различных организмов на ранних стадиях развития имеют сходство?
А)  многообразие видов
Б) о единстве происхождения видов
В) о влиянии факторов среды на развитие зародыша.

7. Вторая стадия зародышевого развития?
А) бластула
Б) гаструла
В) органогенез

8. Оплодотворенная яйцеклетка…
А) зигота
Б) нейрула
В) бластула

9. Гаструляция…
А) начальная стадия в развитии зародыша
Б) быстрые митотические деления зиготы
В) образование двухслойного многоклеточного зародыша