Учебно-методический комплекс по теме "Опорно-двигательная система человека"

Разделы: Биология, Общепедагогические технологии


Введение

Любая тема раздела школьного курса анатомии, физиологии и гигиены человека на разных уровнях обучения включает задачи, способствующие активизации учебно-познавательной деятельности, введение новых понятий, закономерностей и отработку изученного материала, развитие умений сопоставлять, обобщать, анализировать.

Технология “Достижение прогнозируемых результатов” представляет учителю возможность работать комплексно в нескольких направлениях, формировать систему понятий и способов их употребления, создавать тренинговые пространства и формировать компетенции, то есть умение следовать заданному алгоритму деятельности, расширение объема памяти, внимания, обобщения, анализа, синтеза и др.

В практике работы обнаруживается неумение учащихся следовать заданному алгоритму деятельности, что объясняется несформированностью элементов формально-логического процедурного мышления.

Поэтому и становится необходимым освоение и использование на практике технологии, позволяющей достигать как основные учебные цели, так и развивать необходимые для обучения когнитивные навыки, таким образом, к ведущим учебным целям добавляются цели развивающие.

Данная технология наиболее эффективна при систематическом применении, но требует затрат времени и усилий по преобразованию учебного материала в соответствии с новыми технологическими параметрами.

Составление деятельностно-смысловых схем помогает учителю максимально эффективно использовать время на уроке для проведения опроса, дает возможность быстро определить степень усвоения учащимися учебного материала и своевременно обратить внимание на проблемные моменты.

Кроме того, умело подобранные тестовые задания, биологические диктанты (работы по карточкам), а также вопросы, требующие письменного ответа, составленные с использованием текста учебника, научно-популярной литературы могут быть использованы при работе с любым учеником (разноуровневые).

Вопросы первого уровня позволяют определить степень усвоения базового содержания предмета, второго- предполагает более глубокий уровень понимания причинно-следственных понятийных взаимосвязей, третьего-носят характер биологических задач, развивающих умение анализировать, делать выводы, выдвигать собственные гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи, решать проблемные вопросы.

Умение давать развернутый ответ на вопрос очень пригодится учащимся для подготовки к ЕГЭ (вопросы группы С), для выработки навыков четкой формулировки своих ответов.

В целом разработка данного УМК направлена на стопроцентное достижение результатов обучения, повышение его качества, развитие познавательного интереса к изучаемому предмету, приобретению практических сведений, необходимых в жизни, развитию навыков самоконтроля и систематизации знаний.

Приложение 1.

Тема “Опора и движение. Кости скелета. Строение скелета.”

Итоговая работа

Первый уровень усвоения

Задание. Выберите один правильный ответ.

1.Скелет в основном участвует: А.В обмене органических веществ

Б.В обмене минеральных веществ

В.В водном обмене

2.Кроветворную функцию выполняет: А.Красный костный мозг

Б.Желтый костный мозг

В.Надкостница

3.Плечевая кость относится: А.К плоским костям

Б.К смешанным костям

В.К трубчатым костям

4.Компактное вещество преобладает: А.В плоских костях

Б.В смешанных костях

В.В трубчатых костях

5.Полость имеется внутри: А .Смешанных костей

Б.Трубчатых костей

В.Плоских костей

6.Позвонки относятся: А.К смешанным костям

Б.К трубчатым костям

В.К плоским костям

7.Лопатка является примером: А.Смешанных костей

Б.Трубчатых костей

В.Плоских костей

8.70% сухого вещества кости составляют: А.Вода

Б.Минеральные вещества

В.Органические вещества

9.Органические вещества придают костям: А.Эластичность

Б.Прочность

В.Хрупкость

10.В пожилом возрасте в костях увеличивается содержание: А.Воды

Б.Органических веществ

В.Минеральных веществ

11.Рост костей в толщину осуществляется за счет: А.Хряща

Б.Надкостницы

В.Костного мозга

12.Швы образуются между костями: А.Грудной клетки

Б.Позвоночника

В.Черепа

13.Полуподвижные соединения образуются между костями: А.Позвоночника

Б.Нижних конечностей

В.Верхних конечностей

14.Между бедренной и большеберцовой костями А.Неподвижное соединение

Б.Подвижное соединение

В. Полуподвижное соединение

15.Наибольшее разнообразие движений позволяет осуществлять: А.Тазобедренный сустав

Б.Коленный сустав

В.Плечевой сустав

16.Единственной подвижной костью черепа является: А.Верхняя челюсть

Б.Нижняя челюсть

В.Носовые кости

17.Самой крупной костью мозгового отдела черепа, непосредственно связанной с лицевым отделом, является: А.Лобная

Б.Теменная

В.Затылочная

18.Шейный отдел позвоночника состоит из: А.10 позвонков

Б.7 позвонков

В.12 позвонков

19.Атлантом называют: А.Шейный позвонок

Б.Грудной позвонок

В.Поясничный позвонок

20.Позвонки неподвижно соединены между собой: А.В грудном отделе

Б.В поясничном отделе

В.В крестцовом отделе

21.Количество пар ребер, составляющих грудную клетку, составляет: А.10

Б.12

В.13

22.Лопатки и ключицы относятся: А.К поясу нижних конечностей

Б.К свободной верхней конечности

В.К поясу верхних конечностей

23.Кисть соединяется с предплечьем: А.Костями запястья

Б.Костями пясти

В.Костями фаланг пальцев

24.Самой массивной костью нижних конечностей является: А.Тазовая

Б.Бедренная

В.Большеберцовая

25.Таранная кость входит в состав: А.Предплюсны

Б.Плюсны

В.Фаланг пальцев стопы

26. Пояс нижних конечностей представлен: А.Тазовыми костями

Б.Копчиком

В.Крестцом

Второй уровень.

Задание. Вставьте пропущенное слово.

1.Опорно-двигательный ... человека составляют кости ...и ...

2.Скелет служит ... телу, ... внутренние органы, с помощью него осуществляется ... тела в пространстве, он также участвует в ... веществ.

3.Плечевая, бедренная кости относятся к ... костям и состоят из ..., внутри которого находится ..., и двух ...

4.Стенки полостей, содержащих внутренние органы, образованы ... костями, например ... отдел черепа, кости ..., ребра; а позвонки и кости ...черепа состоят из нескольких разных частей и относятся к ... костям.

5.Кость имеет сложный ... состав и состоит из 65-70% ... веществ, придающих  Ѓc , и 30-35% ... веществ, придающих ... и ....

6.Кость в основном состоит из ... ткани, являющейся разновидностью ... ткани, и представлена ... и ... веществом.

7.Компактное вещество развито в костях, выполняющих функцию ... и ..., и обеспечивает им большую ..., в особых каналах этого вещества расположены Ѓc, питающие кость.

8.Губчатое вещество образовано костными ..., между которыми находится ... костный мозг, образующий клетки ...; полость губчатых костей заполнена ... костным мозгом.

9.Снаружи кость покрыта ..., через которую проходят кровеносные ... и ...; за счет нее происходит рост костей в ...

10.Между костями черепа и таза имеются ... соединения, в этом случае кости соединены прослойкой ... ткани или ..., в мозговом отделе и крыше черепа такие образования называются ...

11.Прерывные соединения костей называются ..., они позволяют человеку совершать различные ...

12.Сустав образуется между поверхностями костей, покрытых ..., снаружи  они заключены в суставную ... , укрепленную ..., внутри которой находится суставная ..., уменьшающая трение.

13.Скелет головы - ... - состоит из ... и ... отделов и представлен ... костями, защищающими головной ... и органы чувств.

14.Скелет туловища состоит из грудной клетки и ..., представленного несколькими отделами: ..., грудным, ..., крестцовым и ...

15. Ѓc имеет изгибы, выполняющие роль амортизаторов, и образован позвонками, состоящими из ... и отростков, отверстия дуг позвонков формируют ..., где находится ...

16. Грудная ... состоит из ... пар ... и ..., защищает ..., ..., служит для прикрепления ... мышц.

17.Пояс верхних конечностей образован парными ... и ..., а свободная конечность состоит из ... кости, ... и ...

18. Нижние конечности состоят из ... кости, ... и ..., а пояс нижних конечностей представлен ... костями, служащими поддержкой ... столбу и внутренним органам.

Третий уровень.

Задание. Дайте краткий ответ из 1-2 предложений.

1. В чем значение скелета?

2.Перечислите известные вам типы костей и назовите особенности их строения.

3. Каков химический состав костей?

4. Какие ткани входят в состав скелета? Их особенности.

5.Охарактеризуйте внутреннее строение кости.

6.За счет чего осуществляется рост костей в длину и ширину?

7.В чем заключается основная функция желтого и красного костного мозга?

8.Назовите основные виды соединения костей и приведите примеры.

9.Каковы особенности соединения костей мозговой части черепа?

10.Опишите строение сустава.

11.В чем значение черепа? Перечислите основные кости, входящие в его состав.

12.Назовите кости черепа, между которыми имеется подвижное соединение.

Каково его биологическое значение?

13.Каковы особенности строения позвоночника человека по сравнению с животными?

14. В чем значение отростков позвонков?

Какова роль грудной клетки?

Что такое “пояс конечностей”? Перечислите кости, образующие пояс верхних и нижних конечностей.

15. В чем состоит сходство в строении верхних и нижних конечностей?

Чем это объясняется? Каковы различия?

16. Какая особенность стопы человека связана с прямохождением?

Четвертый уровень.

Задание. Дайте полный развернутый ответ.

1.Кроме указанных в учебнике костей, существуют губчатые и воздухоносные кости.

Что вы о них знаете?

2.Докажите, что кость является живым, динамическим образованием, а не косной структурой.

3.Объясните, как сочетаются прочность и легкость костей скелета.

4.Что такое “роднички”?

5.Назовите несколько основных суставов человека.

6.Каковы последствия нарушения герметичности суставной сумки?

7.Что такое “лордозы” и “кифозы”? Когда и как они формируются?

8.В чем состоит различие скелета у мужчин и женщин?

9.О чем свидетельствует наличие у человека копчика?

10.Как по костям умершего человека можно определить род его занятий или восстановить его внешний облик?

11.Какими видами спорта можно начинать заниматься в 7-10 лет, а какими гораздо позже?

12.Почему нельзя рано учить детей ходить, например, в 7-9 месяцев?

13.Какие травмы скелета вы знаете, и какие меры оказания первой помощи?

14.Каковы последствия длительной неподвижности человека, например, после серьезной операции или травмы?

Тема “Опора и движение: Мышцы. Общий обзор. Работа мышц”

Итоговая работа

Первый уровень

Задание. Выберите один правильный ответ.

1.Масса скелетной мускулатуры у взрослого человека составляет А.45-50% массы тела

Б.30-35% массы тела

В.70-75% массы тела

2.Миофибриллы представляют собой А.Одноядерные клетки

Б.Двуядерные клетки

В.Многоядерные клетки

3.Способностью к быстрым сокращениям обладают А.Белые мышечные волокна

Б.Промежуточные мышечные волокна

В.Красные мышечные волокна

4.Мышцы крепятся к костям при помощи А.Надкостницы

Б.Сухожилий

В.Хрящей

5.Эмоциональное выражение лицу человека придают А.Мимические мышцы

Б.Жевательные мышцы

В.Гладкие мышцы

6.Движения головы обеспечивают А.Мышцы головы

Б.Мышцы шеи

В.Мышцы туловища

7.В изменении объема грудной полости при дыхании участвуют А.Мышцы живота

Б.Мышцы спины

В.Мышцы диафрагмы

8.На работу кишечника и мочевого пузыря влияют А.Мышцы живота

Б.Мышцы спины

В.Межреберные мышцы

9.Поднятие руки в плечевом суставе обеспечивает А.Трапециевидная мышца

Б.Дельтовидная мышца

В.Широчайшая мышца спины

10.Осуществляет сгибание руки в локтевом суставе А.Трицепс

Б.Дельтовидная мышца

В.Бицепс

11.Самой длинной мышцей человеческого тела является А.Трапециевидная

Б.Портняжная

В.Четырехглавая мышца бедра

12.Объем бедер для пошива одежды измеряют по контуру А.Двуглавой мышцы бедра

Б.Ягодичной мышцы

В.Четырехглавой мышцы бедра

13.К ахиллову сухожилию прикреплена А.Икроножная мышца

Б.Портняжная мышца

В.Большеберцовая мышца

14.Длительное стояние можно отнести А.К динамической работе мышц

Б.К статической работе мышц

В.Не является мышечной работой

15.Накопление молочной кислоты способствует А.Развитию утомления мышцы

Б.Увеличению работоспособности мышцы

В.Не влияет на работу мышцы

16.Регулярные занятия спортом А.Не влияют на работу мышц

Б.Понижают работоспособность мышц

В.Увеличивают работоспособность мышц

Второй уровень.

Задание. Вставьте пропущенное слово.

1.Мышцы являются ... частью опорно-двигательного аппарата; скелетные образованы ... мышечной тканью.

2.Каждое мышечное волокно снаружи покрыто ..., внутри которой находятся сократительные ... с множеством ...

3.Миофибриллы состоят из белков двух типов: ... и ..., при этом выделяют Ѓc мышечные вололкна, сокращающиеся медленно, но долго сохраняющие ... и ... мышечные волокна, быстро сокращающиеся, но и быстро ...

4.Для обеспечения энергией мышцы активно снабжаются ..., приносящей им Ѓc и ... вещества, а удаляющей ...

5.Скелетные мышцы прикрепляются к ... при помощи ..., срастающихся с ...

6.Мышцы головы делятся на ... и ..., прикрепляющиеся к поверхности ... и коже, а поддержание равновесия и движения головы осуществляется мышцами ...

7.Мышцы ... образуют стенки брюшной полости, влияют на работу ... органов, участвуют в сгибании ... и дыхательных движениях.

8.Важнейшая мышца пояса передних конечностей - ..., сгибает руку в ... суставе ...мышца, а разгибает ... мышца.

9.Мышцы, управляющие движениями бедер, одним концом прикрепляются к ... костям, другим к ... костям, самая длинная мышца бедра и всего тела   человека-...

10.Весь комплекс движений в суставах человека обеспечивается согласованной работой мышц ... и иышц ..., работа которых бывает ..., например, длительное стояние, или ..., например, бег, ходьба.

11.Работой мышц управляет ...система, без работы мышцы со временем ..., но длительная работа без отдыха вызывает ...

12.На работоспособность мышц влияют занятия ..., ... труд и состояние нервной системы.

Третий уровень.

Задание. Дайте краткий ответ из 1-2 предложений.

1.Перечислите основные функции мышечной ткани в организме.

2.Какие особенности внутреннего строения обеспечивают функциональную активность мышц?

3.Объясните целесообразность прикркепления мышц к костям при помощи сухожилий?

4.Какова особенность мимических мышц?

5.Только у млекопитающих есть особая мышца- диафрагма. Какова ее функция?

6.Какую работу выполняют мышцы спины?

7.Назовите несколько самых крупных мышц человеческого тела.

8.Что такое “работа” мышц? Охарактеризуйте основные типы мышечной работы.

9.От чего зависит работоспособность мышц?

Четвертый уровень.

Задание. Дайте полный развернутый ответ.

1.Почему в морозный день лучше играть в снежки, чтобы не замерзнуть, чем неподвижно стоять, даже в теплой шубе?

2.От чего вы быстрее устанете: от длительного стояния или длительной ходьбы по комнате?

3.Что такое активный отдых?

4.Для чего спортсменам перед серьезными соревнованиями дают шоколад?

5.Как вы думаете, какой органоид будет особенно развит в миофибриллах?

Почему?

6.В клетках мышц обнаружено большое содержание белка миоглобина, придающего мышцам красный цвет. Предположите, какова его функция?

7.Объясните, почему для женщин очень важно развитие мышц брюшного пресса, даже если они не занимаются спортом профессионально?

8.Как вы думаете, какие мышцы лучше развиты у человека, чем у животных?

С чем это связано?

9.Работа, каких систем органов влияет на сократительную способность мышц?

10.Охарактеризуйте влияние систематических тренировок на опорно-двигательный аппарат человека.

Проект урока “Строение, свойства костей, типы их соединения”

Цели: познакомить учащихся с видами костей, строением и химическим составом костей, типами соединения костей.

Формирование умений: самостоятельно работать с текстом учебника, анализировать изученный текст, сравнивать, обобщать, абстрагировать и оформлять в письменной и устной форме результаты логических операций.

Оборудование: модель скелета человека, модель черепа, распилы костей, прокаленные, декальцинированные и свежие кости, таблицы: “Строение костей и типы их соединения”, “Скелет человека”, “Череп человека”.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания. Беседа по вопросам:

1) Каково значение опорно-двигательного аппарата?

2) Из чего состоит опорно-двигательный аппарат?

3) Каково строение скелета? ( на основе составленной ранее карты-схемы)

а) какие отделы включает в себя скелет человека?

- череп, скелет туловища, скелет верхних конечностей, скелет нижних конечностей

б) какие отделы различают в черепе, какими костями эти отделы образованы?

- мозговой отдел: лобная, затылочная, клиновидная, решетчатая, теменные, височные, лицевой отдел: скуловые, носовые, слезные, небные. верхнечелюстные, нижнечелюстная, подъязычная

в) что мы понимаем под скелетом туловища?

- позвоночник: 5 отделов, грудная клетка- 12 грудных позвонков. 12 пар ребер, грудина

г) какие отделы выделяют в составе скелета конечностей? Перечислите кости, которыми каждый отдел образован.

- скелет верхних конечностей: пояс верхних конечностей- лопатки и ключицы,

скелет свободной верхней конечности- плечо: 1 плечевая кость, предплечье:

лучевая и локтевая кости, кисть:запястье, пясть и фаланги пальцев.

Аналогично проводится разбор строения нижних конечностей.

Примечание: все части скелета не только называются, но и демонстрируются на модели, таблице. Есть и веб-лаборатория, где можно “по кусочкам” собрать из предложенных фрагментов скелет той или иной части тела человека.

В дополнение ко всему изученному на предыдущем уроке я рекомендую провести сопоставление особенностей скелета человека со строение скелета млекопитающих. Учащиеся выявляют черты различия:

1.у млекопитающих отсутствуют изгибы позвоночника

2.животные опираются на все четыре конечности

3.грудная клетка сжата с боков

4.таз уже

5.лицевой отдел черепа преобладает над мозговым

6.большой палец кисти не противопоставлен остальным

7. стопа не сводчатая

8. у человека кости нижних конечностей более массивные, т. к. ноги несут на

себе всю тяжесть тела.

В рабочей тетради дома ученики подписывали названия костей скелета.

3. Изучение нового материала.

Слово учителя.

С давних времен многие ученые Древней Греции и Рима стремились изучать кости. Демокрит собирал костные останки, посещая кладбище.

Клавдий Гален – древнеримский врач и естествоиспытатель посылал своих учеников собирать кости павших врагов. Сам же он совершил путешествие в Александрию, чтобы изучить там единственный сохранившийся целиком скелет человека. Кости скелета образованы костной тканью- разновидностью соединительной ткани, она снабжается нервами и кровеносными сосудами. Клетки ее имеют отростки. Межклеточное вещество твердое и плотное, по свойствам напоминает камень. Костные клетки и их отростки окружены канальцами, заполненными межклеточной жидкостью. Через эту жидкость и происходит питание и дыхание костных клеток.

Рассказ учителя, чтение текста учебника.

Составление карты-схемы по вопросам инструктивных карточек.

1.какие виды костей различают в скелете человека?

- трубчатые: плечевая, бедренная, плоские: череп, кости таза, смешанные: позвонки, основание черепа.

2.какие вещества входят в состав костей скелета человека? Какие качества они придают костям?

- неорганические вещества-65-70%- соли кальция и фосфора, придают твердость и прочность. Органические вещества - 30-35%, придают эластичность и упругость.

3.из какой ткани состоят кости? Какие два вещества различают в костной ткани?

- компактное (костные пластинки имеют форму полых цилиндров, вставленных один в другой),

- губчатое - из костных пластинок, расположенных в направлении наибольшей нагрузки.

4.чем кость покрыта снаружи?

- надкостницей.

5.как кости могут соединяться друг с другом?

- непрерывно, прерывно

6.какие существуют типы соединения костей? Приведите примеры.

- неподвижное-швы:кости черепа, кости таза, берцовые кости голени.

- полуподвижное (позвонки)

- подвижное – суставы- тазобедренный, коленный, локтевой, плечевой.

7. как устроен сустав?

- его образуют сочленяющиеся поверхности костей

- суставная головка и суставная впадина, сустав окружен суставной сумкой, концы костей покрыты суставным хрящом, облегчающим движение, внутри сумки

- суставная жидкость, уменьшающая трение. Снаружи сустав укреплен связками.

Отвечая на поставленные вопросы, в ходе работы над схемой, обсуждения, ученики выделяют главное, основополагающее понятие и второстепенные, раскрывающие содержание основного понятия.

Таким образом, на основе работы по приведенным вопросам выделяются такие основные ветви в схеме, как “виды костей”, “состав костей”, “строение костей”,

“типы соединения костей”. Затем идет конкретизация, вычленение элементов, выявляются функциональные различия.

В результате получается схема, представленная на странице 6 данной работы.

4. Обсуждение результатов работы.

На этом этапе идет заслушивание ответов учащихся, исправление неточностей, недочетов. За свою работу отвечающие получают оценки, стимулирую и тех учеников, которые помогают анализировать правильность составления схемы.

5. Подведение итогов урока.

6. Домашнее задание: закрепить изученное помогает выполнение заданий по рабочей тетради на печатной основе, изучить текст учебника и устно ответить  на поставленные вопросы.

Анализ и выводы.

Разработка уроков и система работы по технологии “Достижение прогнозируемых результатов” помогает оптимальной организации учебного процесса и его участникам - преподавателю: структурировать учебный материал, сделать его более привлекательным и доступным, облегчить понимание взаимосвязей всех его элементов, понятий в системе, создать целостную картину темы; ученику: развивает общеучебные умения и навыки, позволяет глубже осмыслить систему понятий, осмысление идет собственным, индивидуальным темпом, ребята лучше ориентируются в теме, составленная схема является еще одним средством наглядности, развивает логику мышления.

В результате работы по данной технологии мною были составлены карты-схемы, итоговые проверочные работы, произошла апробация технологии “Достижение прогнозируемых результатов” в 6, 8, 9 классах. В 6 классах совместно с учащимися были составлены карты- схемы: “Органы растений”, “Побег”, “Корень”, “Лист”, “Цветок”. При написании итоговых проверочных работ большинство ребят показали хорошие результаты.

В 8 классах составлялись карты-схемы по всему курсу анатомии, наиболее удачные легли в основу данной работы.

С учащимися 9 класса составили карту-схему “Гипотезы возникновения жизни на Земле”, что обеспечило лучшее восприятие и осмысление трудного материала.

Разработку УМК по биологии и работу по данной технологии я планирую и далее.

Результаты применения данной технологии:

1.Хорошие результаты итоговых и срезовых работ (85% отличных и хороших оценок, общий средний балл - 4,1 по срезовым работам, 4,3 - по итоговой работе.

2. Качество усвоения знаний по срезовым работам - 80%, в традиционной форме-56%, по итоговой работе - 82% (в письменном варианте) , в традиционной форме 62% , а общий балл по традиционной системе составил 3,7.

Список используемой литературы

1.В.В. Лебедев Технология “Достижение прогнозируемых результатов”, М., Академия АПК и ППРО, 2005.

2.В.В. Лебедев Технология развития образовательной деятельности учителя, М., Академия АПК и ППРО, 2008.

3.Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология, 8 класс, М. Вентана-граф, 2008г.

4.Резанова Е. А. , Антонова И.П., Резанов А.А. Биология человека

5.Краев Е.В. Тесты по биологии, 8 класс, Экзамен, 2008г.

6.Сапин М.Е., Брыксина З.Г. Анатомия человека, М. Просвещение, 1995 г.

7.Биология. справочник школьника и студента, “Дрофа”, 1999г.

8. Биология в экзаменационных вопросах и ответах. Справочник для учителей, репетиторов и абитуриентов под ред. Лемезы Н.А., М., 1997г.

9.Лебедев В.В. Технология развития образовательной деятельности учителя М.: Академия АПКиППРО, 2007.

10.Грин Н., Стаут У., Тейлор А. Биология в 3-х томах, “Мир”, 1990 г.

11.Сонин Н.И., Сапин М. Е. Биология, 8 класс, 2008 г.

12.Воробьев В.П. Иванов Г.Ф. Краткий учебник анатомии человека, “Биомедгиз”, 1935 г.