Программа кружка по краеведению "Место, где нравится жить"

Разделы: Начальная школа, Краеведение, Дополнительное образование


Актуальность опыта.

В настоящее время одной из главных задач школы является воспитание личности. Известно, что учитель всегда считал своим долгом не только нести людям "свет знаний", но и активно исследовать традиции своего народа. Но зачастую учитель недостаточно уделяет внимание на изучение родного края, потому что нет единого учебного материала, по которому можно вести работу, нет нужной литературы. Другая трудность заключается в том, что имеющийся материал доступен для учащихся старших классов, а для младших классов труден и непонятен. Как достичь условий способствующих решению двуединой задачи обучения и воспитания детей в процессе их участия в изучении и бережном использовании культурного наследия? Как добиться того, чтобы активизировать эмоционально-чувственную сферу детей, пробудить интерес к изучению прошлого своей семьи, школы, района, города, страны. Ведь именно это создает условия для формирования чувства сопричастности тому, что происходит в обществе. Считаю, что введение краеведения в школах поможет добиться этих результатов, а собранный мною материал позволит сделать процесс обучения интересным и познавательным.

Программа по краеведению “Место, где нравится жить”.

Введение.

В российском просвещении необходимость школьного краеведения не ставится под сомнение. В той или иной форме краеведение всегда являлось органичным элементом учебно-воспитательной работы школ и внешкольных учреждений. Но в дополнительном образовании, во внеклассной работе необходимость краеведческого подхода, проявляется более чётко. Это связано с тем, что информация, которую получает человек в ходе своего формирования предполагает технологическую и краеведческую стороны, где технологическая информация дает возможность ориентироваться в достижениях научно-технического прогресса (образование), тогда как краеведческая информация (воспитание) дает то, что способствует реальной адаптации человека, то есть прямо способствует его выживанию на личном и популяционном уровне, его социализации.

Краеведение, как региональный компонент многих областей знания, связывающий ряд отраслей современной науки и экономики, несёт в себе не только познавательный потенциал. Краеведение несёт в себе и адаптационный потенциал, как в рамках социализации личности, так и в более широких пределах, охватывающих в ходе этногенеза, время (историю), пространство (ландшафт) и традиционный этнический стереотип поведения (мироощущение) своего народа.

Именно краеведческий подход направлен на включение механизмов, способствующих устойчивости личности к воздействию внешней среды, то есть полной его адаптации не только к социальным, но и к экологическим факторам. То есть, краеведческий подход призван осуществлять формирование личности в двух аспектах. Во-первых, в условиях адаптации, связанных с жесткими требованиями системно закрытых технологических достижений в тех или иных областях. Во-вторых, в условиях адаптации к системно открытым традиционным этническим и культурным стереотипам поведения, основанным на сложившемся во времени и пространстве взаимодействии этноса с вмещающим ландшафтом. Данная программа предполагает изучение природы, истории родного края для учеников младших классов.

Программа внеурочной деятельности “Истоки”, реализуемая по духовно-нравственному, общекультурному, социальному направлению составлена на основе программы кружковой работы “Родник”, автор Сулейманова Е.А., кружковой работы “Школа юного краеведа”, автор Ляшенко Е.А., факультативного курса по краеведению “Мой родной край”, автор Черникова Е.С., методического пособия Филонской С.Г. “Животные и растения Волго-Донского края” и является модифицированной.

Пояснительная записка.

Цель начального образования – всестороннее, многоаспектное развитие личности младшего школьника. Задача педагога состоит в том, чтобы открыть детям многообразие способов усвоения культурных ценностей, сформировать компоненты исследовательской культуры школьника во внеучебной, научно-образовательной, поисково-творческой деятельности, а также познакомить с особенностями природы своего края, с его историей, с его достопримечатеьностями. При изучении данного курса ученикам должны быть созданы условия для формирования эмоционального восприятия мира. Эмоции: удивление, сомнение, восторг - возникают в процессе познавательной деятельности, связанной с изучением “живых” предметов старины, вещественных источников исторических знаний.

Целью программы является формирование основ этнического самосознания школьника и расширение собственного культурного опыта, интерес к истории Волгоградской области.

Задачи программы:

  • образовательные: структура программы позволяет познакомить ребят с многонациональным составом населения Волгоградской области, культурными учреждениями района, историей возникновения и развития малой Родины; обогащать словарный запас детей, побуждать к рассуждению, к рассказыванию; устанавливать простейшие взаимосвязи; классифицировать объекты по одному главному признаку.
  • развивающие: развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу, фантазию; развивать у детей познавательный интерес к природе родного края;
  • воспитательные: воспитывать основы экологической культуры, любовь и бережное отношение как к природе в целом, так и по отношению к отдельным природным объектам.

Данная программа носит процессуальный характер, помогает преодолеть дискретность детских знаний, формирует целостную картину окружающего мира. Широкая содержательная область, наличие разнообразных тем, сочетание теоретических знаний и практических заданий дает возможность каждому ребенку найти в рамках занятий краеведением сферу своих интересов.

К методам изучения краеведения относим:

1. Литературный (работа с литературными источниками об изучаемой территории).

2. Метод наблюдений (экскурсии, посещение выставок, музеев).

3. Зарисовки, фотографирование объектов.

Отличительной особенностью программы является то, что она адаптирована к условиям образовательного процесса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Содержание программы рассчитано на детей 1–4-х классов.

Срок реализации программы – 4 года.

Формы и режим занятий. Содержание программы ориентировано как на добровольные одновозрастные группы детей, так и на отдельно взятый класс.

Программа разработана с учетом каникулярного времени и предполагает реализацию программы в течение учебного времени или во время осенних, зимних и весенних каникул.

Продолжительность занятий – 1 час в неделю.

Данная программа реализуется учителем начальной школы. В подготовке и реализации программы задействованы все участники образовательного процесса, прослеживается тесное сотрудничество с внешкольными образовательными и культурными учреждениями города.

Программа курса “Место, где нравится жить” .

Из истории нашей области. Древние поселения области. Древние народы Нижнего Поволжья. Царицын. Сталинград. Сталинградская битва.

Памятные исторические места Волгоградской области. Центральная набережная Волгограда. Казанский собор. Площадь Павших Борцов. Памятник Михаилу Паникахе. Музей-панорама “Сталинградская битва”. Волго-Донской судоходный канал. Волжская ГЭС. Церковь Иоанна Предтечи. Немецкая колония – Сарепта.

Особенности районов Волгоградской области. Кумылженский район. Алексеевский район. Быковский район. Городищенский район. Даниловский район. Дубовский район. Еланьский район. Иловлинский район. Клетский район. Палласовский район. Светлоярский район. (На усмотрение учителя).

Природа Волгоградской области. История развития природы на территории области. В мире природы. Животный мир лесов и луговых степей. Степь. Животный мир степей. Полупустыня Волгоградской области. Животный и растительный мир пресных водоёмов. Зима. Реки. Озёра, лиманы, пруды. Охраняемые растения и животные области.

Природные памятники. Столбичи. Большой каменный овраг. Камышинские Уши. Слащёвский валун. Русская гора. Медведица. Каменный брод. Эльтон. Чапурниковская балка. Балка Пахотина. Щемякинский лес. Заказник “Щербаковский”. Голубинские пески. Волго-Ахтубинская пойма. Ергенинский источник.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы

По окончанию курса обучающиеся должны знать:

  • географическое положение области;
  • основные формы рельефа, полезные ископаемые;
  • основные типы климатов и погодные условия;
  • основные реки, озёра области, проблемы пресной воды;
  • основные охраняемые территории области;
  • народности, населявшие область;
  • историю своего города, области;
  • основные экологические проблемы края;
  • особенности природы области.

По окончанию курса обучающиеся должны уметь:

  • показывать на карте основные географические и исторические объекты края.

Тематическое планирование
1 класс

№ п\п Раздел программы Содержание занятий Кол-во часов
всего теория практика
1  

 

 

Мой дом. Я живу в Волгоградской области.

Введение. Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. История изучения края. 1 1 0
Улица, на которой я живу. Экскурсия по улицам города Волгограда 1   1
Наши соседи. Мой дом. Проект-изготовление дома моей мечты (творческая работа) с помощью конструирования из бумаги, пластилина и подручного материала. 1 0 1
История города в названиях улиц. Улица им. Буханцева, ул. Рабоче-Крестьянская. 1 1 0
История города в названиях улиц. Озеро и село Цаца. Ул. Козловская 1   1
Итого   5 2 3
2 Из истории нашей области. Практическая работа “Безопасный маршрут “дом - школа” 1 0 1
Древние поседения Волгоградской области. 1 1 0
Древние народы Нижнего Поволжья. 1   1
Экскурсия в городской краеведческий музей “Что могут рассказать старые вещи” 1   1
Итого   4 1 3
3 Моя малая Родина Моя школа. 1 1 0
Экскурсия в школьный музей 1 0 1
Мои школьные друзья. 1 0 1
Проект Мой город в прошлом и настоящем 1 0 1
Экскурсия “Исторические места нашего города”. Центральная набережная Волгограда 1 0 1
  Практическое занятие “Фотовыставка “Архитектурные памятники города” 1 0 1
Итого   6 1 5
4 Город будущего Беседа “Что такое “хорошо” и что такое “плохо”?” 1 1 0
Просмотр фильма “ Город будущего” 1 1 0
Конкурс рисунков “Если бы у меня была волшебная палочка” (мечты о школе) 1   1
Участие в школьном празднике “Как-то раз под Новый год” 1   1
  Итого   4 2 2
5. Моя семья. Профессии моих родителей 1 1 0
  Творческий конкурс - “Старая фотография рассказала…” 1 0 1
  Моя родословная 1 1 0
  Моя родословная. 1 0 1
    Выставка семейных поделок. 1 0 1
    Семейный праздник. “Мама, папа, я – дружная семья”. 1 0 1
  Итого   6 2 4
6 Культурное наследие Беседа “Художники Волгограда” Просмотр картин (презентация) 1 1 0
Мастер-класс “Я рисую облака” 1 0 1
  Традиционные ремесла моего края 1 1 1
Итого   3 1 2
7 Мы - будущее своей страны. Беседа “Что такое сам?” 1 1 0
Беседа “Кто я? Какие мы?” 1 1 0
Итого   2 2 0
8 С любовью к городу Экскурсия в школьную библиотеку 1 0 1
Конкурс рисунков на асфальте “Цветной мелок” 1 0 1
  Итого   2 0 2
9 Природа нашего края Мои домашние животные 1 1 0
  Проект “Мы в ответе за тех, кого приручили” 1 0 1
  Первоцветы края 1 0 1
  Охраняемые растения Волгоградской области 1 0 1
  Акция “Я здоровье сберегу, сам себе я помогу” (сбор лекарственных растений) 1 0 1
  Охраняемые животные Волгоградской области 1 0 1
  Экскурсия в дендропарк 1 0 1
  Итого   7 1 6
  Всего   39 13 26

Тематическое планирование
2 класс

№ п/п Раздел программы Форма организации занятия Кол-во часов
Всего Теория Практика
1 Введение История изучения края. 1   1
Вклад выдающихся ученых в исследования края. 1   1
Итого   2   2
2 Страницы истории родного города Заочная экскурсия по улице, на которой находится школа 1 0 1
Создание экологической тропы на территории школы 1 0 1
Коллективная работа (рисование, аппликация) “Улицы моего Ворошиловского района” 1 0 1
Экскурсия в районный краеведческий музей 1 0 1
Викторина “Мир вокруг нас” 1 0 1
Население Волгоградской области и города Волжского 1 1 0
  Волго-Донской край. 1 0 1
  История Нижнего Поволжья. 1 1 0
  История Нижнего Поволжья 1 0 1
Итого   9 2 7
3 Моя семья Семейный альбом 1 0 1
  Наши увлечения 1 0 1
  Практическое занятие “Я рисую мою семью”   0  
  1   1
  Итого   3 0 3
4 Природные памятники. Беседа “Где трудятся жители города Волгограда?” (Просмотр презентации о профессиях) 1 1 0
  Природные памятники родного края. Русская гора. Медведица. Каменный брод.   0  
  1   1
  Природные памятники родного края. Камышинские Уши. Большой каменный овраг 1 0 1
  Итого   3 1 2
5 Культурное наследие Знакомство с историческим Царицыным, архитектурные объекты старого Царицына, памятники. 1 1 1
  Исторические места Волгограда. Волжская ГЭС, Немецкая колония – Сарепта. Набережная. Экскурсия.      
  1   1
  Итого   2 1 2
6 Старшее поколение Беседа “Кого называют народным героем?”. Памятник маршалу Жукову. 1 1  
  Личность в истории города и страны. Наши земляки. Лащинин Б.С.      
  1 1  
  События истории, жизни и деятельности героев войны, живших на территории края. 1   1
  Итого   3 2 1
7 Что дает наш край стране Знакомство с промышленностью, сельским хозяйством города, его предприятиями, их история. 1 1 0
  Знакомство с промышленностью, сельским хозяйством города, его предприятиями, их история. 1 1 0
  Экскурсия на предприятия. Памятник козе в Урюпинске. 1 0 1
       
  Люди, сотворившие историю нашего края 1 0 1
  Встречи с передовиками производства 1 0 1
    Встреча с ветеранами труда 1 0 1
    Творческая работа “Расскажи о своем герое”. 1 0 1
    Знаменитые спортсмены нашего города 1 1 0
  Итого   8 3 5
8 В гармонии с природой Природные условия и ресурсы Волгоградской области   0  
  1   1
  Природные условия и ресурсы Волгоградской области 1 0 1
  Экологические проблемы Волгоградской области 1 0 1
  Итого   3 0 3
9 С любовью

к Родине

Экскурсия в Природный парк “Волго-Ахтубинская пойма”. Легенда о ковыле. 1 0 1
  Редкие и охраняемые животные и растения Волгоградской области 1 1 0
  Символы Волгоградской области. 1 1 0
  Итого   3 2 1
  Всего   34 8 26

Тематическое планирование
3 класс

№ п/п Раздел программы Форма организации занятия Кол-во часов
Всего Теория Практика
1 Введение Геральдика. Герб района. 1 0 1
Творческая работа по созданию символа (герба) своего района 1 1 0
Операция “Чистый двор”. 1 0 1
Итого   3 1 2
2 Страницы истории родного города “Моя маленькая Родина”. Экскурсия на пл. Павших борцов и центральную набережную, в Планетарий. 1 0 1
Почетные граждане Волгограда и Волжского 1 1 0
Практическое занятие “Фотовыставка “Архитектурные памятники города” 1 0 1
Итого   3 1 2
3 Моя семья Рассказы о своей родословной “Древо жизни” 1 0 1
Беседа “Как составлять генеалогическое древо” 1 0 1
Итого   2 0 2
4 Город будущего Беседа “С чего начинается школа?” 1 1  
Интервью с учащимися школы “Каким вы хотите видеть наш школьный двор?” 1 0 1
Практическая работа “Участок школьного двора”   0  
1   1
Защита проектов “Школьный двор” 1 0 1
Итого   4 1 3
5 Культурное наследие Знаменитые художники родного края. Картина Н.Черниковой “Дети на набережной”. 1 0 1
Знаменитые композиторы родного края. Актеры и писатели родного края: Н.Рыбников, А.Пахмутова, И.Лапиков, Б.Екимов. 1 0 I
  Итого   2 0 2
6 Старшее поколение Беседа “Боевые знамена рассказывают”. Чуйков В.И. 1 1  
  Беседа “Личные качества воина-защитника”. Маресьев А.П.      
  1 1  
Просмотр фильма о воинах-защитниках 1   1
Итого   3 2 1
7  

 

 

 

 

В гармонии с природой

Работа в библиотеке “Легенды происхождения названий цветов”. Возвышенность Ергени. 1 0 1
Работа в библиотеке “Легенды происхождения названий цветов” 1 0 1
Геология родного края.   1  
1   0
Почвы и природные зоны родного края 1 1 0
Жизненные формы и экологические группы растений Волгоградской области.

.

  1  
1   0
Жизненные формы и экологические группы растений Волгоградской области. 1 0 1
Проектная деятельность “Виртуальный гербарий” 1 0 1
Природныe ресурсы Волгоградской области (нефть, газ, поваренная соль, стройматериалы) 1 1 0
Реки своей области. Акция “Спасем Землю!” (Загрязнения водоемов.) 1 1 0
  Итого   9 5 4
8 С любовью к Родине “Живительные источники” и их охрана 1 1 0
Экология Поволжья. 1 1 0
Экологическая фотовыставка “Наш край в опасности” 1 1 0
КТД. Экологическая карта города. 1 0 1
Проблемы техногенных аварий. (Выбросы химических заводов, гибель космических кораблей, затонувшие корабли, взрывы на АЭС.) 1 0 1
Изготовление поделок из бросового материала “В мире нет вещей не нужных” - 1 0 1
  Итого   6 3 3
  Всего   32 13 19

Тематическое планирование
4 класс

Раздел программы Форма Кол-во часов
п/п   организации занятия Всего Теория Практика
1 Введение Территория и географическое положение области 1 1 0
Знакомство с картой района, границы, история образования. 1 0 1
Герб Волжского, Фролово, Камышина и др. районов Волгоградской области.   0  
1   1
  Изучение местной топонимики, составление кратких сообщений, сбор материалов. 1 0 1
Итого   4 1 3
2 Страницы истории родного города Из истории нашей Родины. Памятник воеводе Г.Засекину. Памятник А.Невскому. 1 0 1
  Экскурсия в музей-панораму “Сталинградская битва”. 2 0 2
    Исторические объекты, мемориальные доски. Фонтан “Детский хоровод”, здание первой пожарной части Царицына. 1 1 0
    Символы Волгоградской области. 1 1 0
  Итого   5 2 3
3 Творческие мероприятия Выпуск стенгазеты “Маленький спасатель” 2 0 2
Создание экологической карты своего микрорайона 2 0 2
     
      4 0 4
4 Город будущего Экологический проект .

Операция “Хранитель родника”

2 1 1
  Просмотр фильма “Чистые лёгкие городов”   0  
  1   1
  Акция “Не проходите мимо” 1 0 1
  Итого   4 1 3
5 Культурное наследие Легенды и предания родного края. Озеро Эльтон. 1 1 0
Беседа “История возникновения кукол”. История кукольного театра. 1 1 0
Наш край богат талантами. Здание царицынской Мариинской женской гимназии, царицынской синагоги.   0  
1   1
Особенностей культуры своего города. Народы, населяющие город и область.

Иловлинский музей культуры и быта.

1 1 0
События истории, жизни и деятельности героев войны, живших на территории края. Памятник М.Паникахе., 1 0 1
Итого   5 3 2
6 Старшее поколение Герои ВОВ. Их судьбы, награды. (просмотр презентации) 1 1 0
Экскурсия силами детей в места боевой славы. 1 1 0
    Составление экспозиции “Дедушкины ордена и медали”. 1 0 1
  Итого   3 2 1
7 Особенности районов края Кумылженский, Алексеевский, Быковский, Городищенский районы.     0
  1 1  
  Даниловский, Дубовский, Иловлинский, Светлоярский районы. Казачий край. 1 0 1
    Казачество. Традиции, обычаи, игры. 1 0 1
    Исследовательская работа “Игры моих друзей” 2 0 2
  Итого   5 1 4
8 В гармонии с природой История развития природы на территории Волгоградской области. 1 1 0
Особь. Популяция. Экологическая ниша 1 1 0
Что такое климат? Спасем Землю! Загрязнение атмосферы 1 1 0
Природные зоны своей области (лесостепь, степь, полупустыня 1 0 1
Природные памятники. Столбичи. Эльтон. Чепурниковская балка 1 1 0
Природные памятники. Голубинские пески. Ергенинский источник, Балка Пахотина. 1 1 0
Творческая работа-создание Красной книги микрорайона. 1 0 1
Итого   7 5 2
9 С любовью к городу Посещение музея ИЗО 2 0 2
Литературная гостиная “Поэты нашего региона о весне” 1 0 1
Экскурсия “Где растут деревья?” Виды деревьев, места распространения. 2 0 2
Красная книга родного края. 1 1 0
  Ядовитые стоки. Угpоза питьевой воде. Акция “Очистим водоемы. Расчистка родников. Охрана малых рек” 1 0 1
  Что можешь сделать ты? 1О заповедей экологии” выпуск листовок, газеты 1 0 1
    Проект “Мой город завтра” 2 0 2
    Квест-игра “Место, где нравится жить” 2 0 2
  Итого   12 1 11
  Всего   49 16 33

Список использованной литературы.

1. Путешествие в историю. Е.В. Саплин, А.И. Саплин. Центр гуманитарного образования. 1995 год.
2.Путь к Ахтубе. А.Рогозин. Волгоград. Издатель. 2008г.
3. На Ахтубе – реке. В Зайцев. Волгоград.2004г.
4.На Ахтубинских просторах. В Зайцев. Волгоград. 2008г.
5.Животные и растения Волго-донского края. С.Г.Филонская. Волгоград. Планета. 2017
6. Вековой след истории. Л.Зенкевич. Ленинск 2009г.
7. Азбука юного волгоградца. И.П.Пашкович. Волгоград. Планета. 2017
8. Отчий край. Журнал комитета по печати и информации Администрации Волгоградской области.
9.География Волгоградской области. Нижне-Волжское книжное изд. 1989г.
10. Багаутдинова Ф.Г. Туристско-краеведческая деятельность в начальной школе. М.- 1996.
11.Моя родословная: Пособие для школы. Автор составитель Василевская В.С. М.: Вита-Пресс. – 2001.
12.Памятники природы Волгоградской области. А.В.Брылёв. Волгоград. 1987г.
13.Хрестоматия по истории родного края. И.С.Шепелева. Нижне-волжское книжное изд. 1970г.
14.Животный мир Волгоградской области. Б.Кубанцев. Нижне-волжское книжное изд. 1962г.
15.Наш край в далёком прошлом. А.Киреев. Нижне-волжское книжное изд. 1965г.
16.География Волгоградской области И.Панин. Нижне-волжское книжное изд. 1968г.
17.История Волгоградского края от каменного века до Золотой Орды. А.Скрипкин. Волгоград. 1998г.
18.Символика нашего края. Библиографическое пособие. Ленинск. 2002г.
19.Памятники и памятные места Волгоградской области. Е.Чемякин Волгоград. 2008г.
20.Были-небыли уездного Царицына. В.Сергеев. Волгоград. 2008г.
21.Волгоград. Четыре века истории. В.Томарёв. Нижне-волжское книжное изд. 1989г.
22.Очерки истории Волгограда. М.Водолагин. М.Наука. 1969г.
23.Книга памяти Волгоградской области. Волгоград. 1994г.
24.Слава и гордость нашего края. Волгоград 2009г.
25.Энциклопедия Волгоградской области. Волгоград. 2000г.
26.Волгоградские художники. Волгоград.2007г.
27.На родных просторах. Б. Лощилин. Волгоград.2006г.
28..15 исторических поселений. А.Воробьёв. Волгоград 2001г.

10.01.2017