Разработка урока по обществознания с использованием технологии интерактивного обучения на тему "Искусство и духовная жизнь". 10-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 10


Цель:

  • Формирование понимания учащимися об искусстве как сфере человеческой деятельности.
  • Выяснить особенности искусства, виды искусства, тенденции духовной жизни современной России.
  • Уметь определять, каким образом происходит познание окружающего мира посредством искусства.
  • Объяснять, что такое искусство? Какое место оно занимает в культуре.
  • Продолжить формирование умений анализировать, работать с текстовой информацией.
  • Высказывать свою точку зрения, отвечать на поставленные вопросы, рассуждать, делать выводы.
  • Способствовать развитию умений работать в группе.

Оборудование: доска, тетрадь, ноутбук с проектором с выходом в интернет, учебник обществознание под редакцией Боголюбова Л.Н. для 10-го класса, Степанько С.Н. “Поурочные планы по обществознанию по учебнику под редакцией Боголюбова Л.Н. в 10 классе”, Боголюбов Л.Н. “Задания и тесты по обществознанию”, дидактические материалы.

Тип урока: изучения нового материала.

Форма урока: использование активных и интерактивных методов преподавания.

План

I. Изучение нового материала (работа в группах, исследовательский метод, поисковый метод)

  1. Что такое искусство.
  2. Особенности искусства.
  3. Виды искусства.
  4. Тенденции духовной жизни современной России.

Рефлексия. Подведение итогов.

Написание синквейна: искусство, духовная жизнь

Оценивание работы учащихся. Лист оценивания.

+ оценивается ответ докладчика или высказывание ученика.

А+ оценивается вопрос аналитика.

+) оценивается ответ ученика, отвечающего на вопросы.

(+ оценивается вывод интегратора.

\+ оценивается ответ на проблемный вопрос, поставленный в начале урока.

/+ оценивается ответ на вопрос, поставленный учителем во время итоговой дискуссии.

С+ оценивается синквейн.

II. Домашнее задание, подготовиться к тестовому опросу.

Ход урока

Класс поделен на 3 группы. В группах выбирают ведущего, секретаря, хронометриста, докладчика, аналитика, интегратора, лаборанта, Ведущий организует обсуждение вопросов в группе, вовлекает в него учащихся. Секретарь фиксирует все, что относится к решению проблемы. Хронометрист засекает время. Докладчик – ученик, который является источником информации для всей группы, может быть 2 докладчика. Аналитик – ученик или ученица, которые подвергают сомнению все гипотезы и предположения, задают вопросы представителям других групп. Интегратор связывает, обобщает, делает выводы. Лаборант рисует, делает записи на доске.

Правила:

  • Регламент
  • Толерантность, уважение мнения другого.
  • Умение слышать и слушать.
  • Доброжелательность.
  • Активность.

Перед началом работы учитель выдвигает обязательное условие: все учащиеся должны участвовать в обсуждении итогов работы. Одни будут представлять результаты, другие – задавать вопросы или отвечать на них. Оценка ставится за логику построения ответа, за отношение к работе, за активность. Ответ должен быть аргументированным.

I этап

Введение.

Вводная речь учителя, постановка им проблемы.

Решите проблему:

Как вы считаете, может ли занятие высоким искусством приносить материальную отдачу? Какова ваша точка зрения?

II этап

Определение понятия.

Учащиеся получают задание сформулировать определение понятия. Должны изобразить графически или нарисовать.

5 минут.

1. Искусство

2. Духовная жизнь

3. Эстетическая культура

Представление результатов работы группы.

Все участник группы должны участвовать в работе.

На выступление группы 3 минуты и на ответы 2 минуты.

III этап

Изучение основной проблемы. Работа в группах, исследовательский метод.

Учитель предлагает школьникам обсудить вопросы.

I группа: Особенности искусства

1. Перечислите характерные черты искусства. Покажите, как они проявляются на конкретных примерах.

2. Что такое художественный образ? Как с его помощью художник передает свое видение мира?

II группа: Виды искусства

1. Какие вы знаете виды искусства? На основании чего их различают?

2. Каким образом классифицируют виды искусства? Что такое синтетические искусства?

Свой ответ поясните.

III группа: Тенденции духовной жизни современной России

С чем связаны проблемы духовной жизни в современной России?

2. Назовите основные характерные черты процессов, происходящих в отечественной культуре и искусстве.

Учащиеся представляют результаты обсуждения проблемы в группах, задают друг другу вопросы.

IV этап

Итоговая дискуссия.

Знаменитый художник Ван Гог при жизни никем не был признан, его картины не продавались, он терпел нужду и постоянные насмешки. Вскоре после смерти его творчество оценили. В настоящее время картина Ван Гога “Подсолнухи” является самой дорогой из когда-либо проданных. Ее купили на аукционе “Кристи” в Лондоне в 1987 году за 22 млн. 50 тысяч фунтов стерлингов. Как вы думаете, о чем говорит этот пример?

V этап

Подведение итогов работы.

  • Написание синквейна: искусство, духовная жизнь.
  • Основные выводы, к которым учащиеся могли бы прийти в ходе урока.
  • Напишите о своем отношении к проблеме урока: искусство и духовная жизнь
  • Насколько актуален и интересен он для вас?