Методическая разработка урока по теме "Движение декабристов. Южное и Северное тайные общества"

Разделы: История и обществознание


Ход урока
(Пояснительная записка к уроку – Приложение 0)

I. Мотивационный блок (несколько вариантов на выбор учителя):

Вариант 1. Звучат песни: Владимир Бобриков “Госпожа моя, жизнь”, или Александр Городницкий “Песня декабристов”.

Вариант 2. Перед вами краски и лист бумаги. Представьте себе чувство тревоги, тревожного волнительного ожидания. В какой цвет вы бы окрасили это чувство? Как вы думаете, почему я вас попросила это сделать?

Вариант 3. Заранее выученное стихотворение рассказывает 1 ученик:

Над петербургскими домами,
Над воспалёнными умами
Царя и царского двора,
Над мешаниной свистов, матов,
Церквей, борделей, казематов,
Кликушей корчилась пурга.
Пургу лохматили копыта,
Всё было снегом шито-крыто
Над белой зыбью мостовых.
Луна издёрганно, испито,
Как блюдце в пальцах у Спирита,
Дрожала в струях снеговых
Они ещё мальчишки были,
Из чубуков дымы клубили,
В мазурках двигались легко.
Так жить бы им под поцелуи,
Под перезвон бренчащей сбруи,
Под звон бокалов и Клико,
Но шпор заманчивые звоны
Не заглушали чьи-то стоны,
В их опозоренной стране.
И гневно мальчики мужали
И по-мужски глаза сужали,
И шпагу шарили во сне.

Вариант 5. Зрительный образ (изобразительный ряд по тематике).

Вариант 6. Просмотр видеоролика: http://www.youtube.com/watch?v=AU-2pFIEePU

1. Вопросы к мотивации: Как можно сформулировать тему урока? Какие чувства вызывают у вас эти песни и стихи? Почему тема связана с ожиданием тревожности?

Высказывания по теме:

“Я, Император - но какою ценою. Боже мой. Ценою крови моих подданных”. Николай 1.

“...я мирный историограф, алкал пушечного грома, будучи уверен, что не было иного способа прекратить мятеж...”. Н. М. Карамзин.

“По совести нахожу, что казни и наказания не соразмерны преступлениям, из коих большая часть состояла лишь только в умысле”. П.А. Вяземский.

“Самое удивительное, что меня не убили в этот день”.

“Мы были окружены со всех сторон, бездействие породило бездействие ума”.

2. Постановка проблемных вопросов.

Учитель: Что вы знаете о декабристах? Какими вы их себе представляете? (Учитель задает вопросы учащимся, учащиеся слушают, отвечают на вопросы, предлагат свои варианты, 1 учащийся фиксирует ответы на доске, создают кластер) (Возможные варианты ответов: герои, храбрые, отчаянные, безумные, патриоты, бунтари, люди нового поколения, интеллигенция, офицерство, дворянство, люди, думающие о народе).

Учитель: Посмотрите, какие разные эпитеты вы привели. Почему так получилось? (Возможные варианты ответа: потому, что разные знания, разное восприятие, разная оценка и др.) Вывод: нет единого мнения о декабристах. Какие вопросы у вас возникают?

Учащиеся при помощи учителя ставят проблемные вопросы.

Так кто же они – декабристы: герои или бунтари? Почему именно дворянство стало первым носителем освободительных идей, первым оппозиционным, радикальным движением в стране? Ведь, казалось бы, привилегированное сословие ни в чем не нуждалось? Почему запланированное восстание провалилось? Были ли у Российской Империи альтернативные варианты развития? В чем подвиг жен декабристов?

II. Информационный блок

1. Формирование общественно – политического движения в первой половине XIX века:

a) Причины и предпосылки возникновения общественно – политического движения в XIX в.;

Учитель: Мы с вами начинаем работать по нашему плану. Сначала давайте попробуем понять, почему же в России в первой половине 19 века вдруг возникают тайные оппозиционные организации? Чем было недовольно высшее сословие?

Задание: Работая в паре, проанализируйте исторический источник, выявите, чем были недовольны будущие декабристы? Что мотивировало их на создание тайных обществ?

Реализуемые задачи: выявить основные предпосылки и причины возникновения тайных обществ;

Ожидаемые результаты: учащиеся смогут называть основные предпосылки и причины возникновения движения декабристов:

1. Сохранение в России крепостного права;

2. Отход Александра I от курса реформ и потеря надежды на проведение реформ императором;

3. Послевоенный моральный подъем и гордость за Отечество;

4. Влияние идей европейского Просвещения;

5. Влияние идей революционных движений в Европе.

Комментарии: Учащиеся работают в паре с отрывками из мемуаров, писем, записок членов тайных обществ (Приложение 1). Учителю необходимо раздавать тексты в соответствии с уровнем подготовленности учащихся. Тексты подобраны с учетом изучения всех причин, отрывки небольшие, что улучшает восприятие учащихся. Время на работу необходимо распределить в зависимости от уровня подготовленности класса, а также временных возможностей урока. Время на работу 3 минуты.

Каждая пара называет свои причины, 1 учащийся заполняет схему на интерактивной доске (Приложение 1)

Закрепление материала - http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f7e15552-64ce-4ee7-ba39-ed36f3c730cd/%5BIS10RO_8-03%5D_%5BSH_01%5D.swf

b) Особенности декабристского движения

Мини – лекция о трансформации психологического сознания российского дворянства.

Реализуемые задачи: определить особенности декабристского движения.

Ожидаемые результаты: учащиеся смогут называть следующие особенности декабристского движения:

1. Первые носители освободительных идей – дворяне;

2. Высокие моральные качества передовой части дворянства;

3. Декабристские организации состояли из офицеров;

4. Первое организованное и вооруженное выступление против самодержавия;

2. Южное и Северное тайные общества:

a) Основные идеологи и члены декабристских обществ;

Задание: заранее подготовленные презентации учащихся с характеристикой основных участников декабристских обществ: П.Пестель, П. Каховский, Н. Муравьев, С. Муравьев – Апостол, С. Трубецкой, К.Рылеев, Н.Бестужев, М.Бестужев – Рюмин по плану. (Приложение 2)

Реализуемые задачи: Дать характеристику основным историческим личностям по теме;

Ожидаемые результаты: учащиеся смогут называть основных членов тайных декабристских обществ; давать характеристику исторической личности по плану.

b) Первые тайные общества. Сравнительная характеристика программных документов Южного и Северного тайных обществ;

Просмотр мультимедийного образовательного модуля: http://fcior.edu.ru/card/21324/obshchestvennye-dvizheniya-pervoy-chetverti-xix-veka.html

Задание: просмотрев модуль, запишите в тетрадь годы создания первых тайных обществ в России

Реализуемые задачи: актуализировать информацию о первых тайных обществах в России;

Ожидаемый результат: учащиеся вспомнят о первых тайных обществах; смогут называть даты их создания:

1816г. - Союз спасения;

1818г. - Союз благоденствия; и основные идеи:

Союз спасения: ликвидация крепостничества и самодержавия; введение конституции и представительного правления.

Союз благоденствия: устав “Зеленая книга”, ликвидация крепостничества и самодержавия; необходимость формирования общественного мнения; создание тайных и легальных организаций; ликвидация военных поселений, введение конституции, введение законно – свободного представительства.

Комментарий: целесообразно устно проверить записи учащихся.(2 ученика)

Задание: Класс делится на 2 группы (учащимся предлагается вытянуть бумажку с буквами или Ю или С. Необходимость корректировки групп выявляет учитель) Анализируя источники (Приложение 3), охарактеризуйте программные документы одного из тайного общества по плану:

1. Название и время создания

2. Крепостное право.

3. Земля.

4. Сословия.

5. Государственное устройство.

6. Административное деление.

7. Форма правления.

8. Демократические права.

Реализуемые задачи: Проанализировать и охарактеризовать программные документы Южного и Северного тайных обществ.

Ожидаемые результаты: учащиеся смогут называть основные идеологические замыслы Южного и Северного тайных обществ;

Комментарии: На выполнение работы отводится 5-7 минут. После окончания выполнения заданий по 1 учащемуся из группы выступают от лица П.Пестеля и Н.Муравьева. После выступления, 1 учащийся от каждой группы заполняет таблицу на интерактивной доске. Результатом работы групп становится общая заполненная таблица.

Южное общество Критерии оценки Северное общество
  Крепостное право  
  Земля  
  Сословия  
  Государственное устройство  
  Административное деление  
  Форма правления  
  Демократические права  
  Вопрос о царской семье  

3. Декабристское восстание:

a) Планы тайных обществ;

Мини-лекция (Учитель рассказывает о планах тайных обществ опираясь на материал в учебнике и дополнительный материал, учащиеся основные положения записывают в тетрадь):

Запись в тетрадь: 27 ноября 1825 – смерть Александра I

Запись в тетрадь: Междуцарствие – период между двумя царствованиями, когда престол никем не замещен.

Запись в тетрадь: Манифест – письменное обращение, воззвание, изложение каких-нибудь положений программного характера.

Реализуемые задачи: составить представление о событиях, ставших предисловием к восстанию декабристов.

Ожидаемые результаты: учащиеся смогут описывать ситуацию, сложившуюся в стране после смерти Александра I и связывать ее с восстанием декабристов; определят понятия “междуцарствие”, “манифест”.

b) События 14 декабря 1825г.

Запись в тетрадь: 14 декабря 1825г. – восстание декабристов.

Каре - боевое построение пехоты для отражения атаки

Задание: Работа в паре, опираясь на схему, учебник и дополнительный материал (Приложение 4) (И.Н. Данилевский - стр. 246-248), запишите ход событий 14 декабря 1825г.

Реализуемые задачи: изучить ход событий 14 декабря 1825г.

Ожидаемые результаты: учащиеся смогут анализировать схемы, переводить информацию из одного формата в другой; описывать ход событий 14 декабря 1825г. (Вывод войск на Сенатскую площадь, построение в каре, выступление Милорадовича, убийство Милорадовича П.Каховским, неявка С. Трубецкого, расстрел восставших, арест)

Комментарий: После выполнения задания, 1 пара отвечает устно, у 1 пары можно проверить запись в тетради.

c) Причины провала и последствия декабристского восстания.

Просмотр отрывка из фильма “Звезда пленительного счастья”.

Беседа после просмотра: Как автор фильма описывает восстание? Можем ли мы понять внутренне состояние армия? Людей? Декабристов? Почему восстание не было успешным?

Задание: работая в группах, проанализируйте исторический источник (Приложение 5) и выделите причины, по которым восстание декабристов провалилось.

Реализуемые задачи: выявить причины провала декабристского восстания;

Ожидаемые результаты: учащиеся смогут назвать не менее трех причин провала восстания декабристов. (Отсутствие единства, несогласованность действий, пассивность восставших, отсутствие социальной базы – декабристы далеки от народа, неготовность общества к решительным реформам, присяга была уже проведена, срыв первоначальных планов)

4. Судьба декабристов:

a) Следствие и суд над декабристами: смертная казнь и ссылка

Слово учителя о ведении следствия, суда, казни.

Беседа: считаете ли вы, что действия Николая I над декабристами были очень жестокими?

Работа с изобразительным рядом “Петровский завод - место заключения декабристов”, “Камера декабристов в Читинском заводе”

Опишите, как содержаться декабристы? В какие места их занесла судьба, где им приходится трудиться? Об этом ли они мечтали?

b) Подвиг жен декабристов

Судьбу декабристов разделили 11 жен. - Видеоролик “Посвящение женам декабристов”. - http://www.youtube.com/watch?v=Zmioy-q6ckY

Заранее подготовленные рассказы учащихся: Е. Трубецкая, М.Волконская, П. Гебель, А.Муравьева

Учащийся: С 1827 года начали доставлять осужденных в Читу. Первой здесь обосновалась Александра Григорьевна Муравьева. В первом письме своему мужу она писала: “Мой добрый друг, мой ангел, ты виновный??? Ты преступник??? Это не умещается в моей голове... Ты просишь у меня прощения??? Мне нечего тебе прощать. В течение почти трех лет, что я замужем, я не жила в этом мире, я была в раю!!! Я самая счастливая из женщин!!!”

Беседа: Почему говорят “подвиг жен декабристов”? Во имя чего, женщины, оставляли детей, бросали комфорт, лишались всех привилегий, терпели лишения? Поставьте себя на их место, как бы вы поступили? Что для каждой из них означали слова: семья, любовь, верность, преданность?

Учащаяся:

Нет! Я не жалкая раба, Я женщина, жена!
Пускай горька моя судьба – Я буду ей верна!
О, если б он меня забыл Для женщины другой,
В моей душе достало б сил Не быть его рабой!
Но знаю – к Родине любовь Соперница моя,
И если б нужно было, вновь Ему простила б я!... (Е.И.Трубецкая)

Учитель: Розен писал о женах: “Они были нашими ангелами-хранителями, как бы цементировали, сплачивали узников.

Реализуемые задачи: раскрыть личный подвиг жен-декабристов

Ожидаемые результат: Учащиеся смогут осознать ценностную важность любви, семьи, преданности верности в жизни человека.

5. Значение декабристского восстания для исторического процесса и влияние событий на дальнейшую политику Николая I.

Реализуемые задачи: обсудить значение декабристского восстания для исторического процесса и его влияние на политику Николая I.

Ожидаемые результаты: учащиеся смогут обменяться мнения по вопросам исторического значения движения декабристов.

Беседа:

  • Как вы думаете, какое значение сыграло декабристское восстание для исторического процесса?
  • Как повлияло восстание на политику Николая I?

Просмотр ОМС: Оценка декабристского движения в исторической науке - http://fcior.edu.ru/card/8082/dvizhenie-dekabristov-i-ego-ocenki-v-rossiyskoy-istoricheskoy-nauke.html

Дополнение учителя по необходимости.

III. Аналитический блок

Задание 1:

  • Сравните схематическое изображение с художественным изображением данных событий К.И. Кольманом и ответьте на вопросы:
  • Совпадают ли изображения событий на схеме и картине художника? (каре декабристов, а также конногвардейцев, окруживших каре декабристов, народ)
  • Сравните поведение простонародья на картине Кольмана с приведенными выше свидетельствами.
  • Определите примерное время изображенных на гравюре событий.

Как вы полагаете, можно ли считать эту картину историческим источником? Что дает нам основание считать картину Кольмана достоверным источником информации об исторических событиях?

Реализуемые задачи: проанализировать и сравнить схематическое и художественное изображения событий 14 декабря 1825 года.

Ожидаемые результаты: смогут находить общее и различие при сравнение разных видов изображений.

Задание 2: Прием “Зеркало”. Сравните программные документы тайных обществ, ответы запишите в виде следующей схемы:

Реализуемые задачи: сравнить идеологию и программные документы Южного и Северного общества;

Ожидаемые результаты: смогут заполнить сравнительную таблицу; смогут называть общее и различное в программных документах обществ.

Задание 3. Выполнение заданий открытого банка ФИПИ (Приложение 6)

Реализуемые задачи: решить задания ЕГЭ

Ожидаемые результаты: учащиеся смогут решать задания ЕГЭ, закрепят знания по теме.

Итоговая беседа: Как вы понимаете “Декабристы были детьми 1812 г.”? Могли ли декабристы, на ваш взгляд, поднять народ на революцию, если бы приняли такое решение? Давайте вернемся к вопросам, которые мы задали в начале урока. Декабристы: герои или бунтари? Почему именно дворянство стало первым носителем освободительных идей, первым оппозиционным, радикальным движением в стране? Ведь, казалось бы, привилегированное сословие ни в чем не нуждалось. Почему запланированное восстание провалилось? Были ли у Российской Империи альтернативные варианты развития?

Учитель: Сегодня мы с вами говорили о восстании декабристов. Оно было первым в России открытым революционным выступлением против самодержавия и крепостничества. Деятельность дворянских революционеров имела большое значение для развития русской передовой общественно-политической линии. Потерпев поражение в социально-политической борьбе, декабристы одержали духовно-нравственную борьбу победу, показали пример истинного служения народу. XIX век в России – период переломного сознания, время когда либерализм становится не только идеологией, но и планом для действий. Впереди ужесточение внутренней политики Николая I, формирование новых общественно-политических движений, но начало всему этому положено в 1825 году.

Любовь, преданность, верность, жертвенность – качества, которые всегда помогали человеку в трудную минуту. Семья как высшая ценность должна осознаваться в любое время.

IV. Оценочный блок

1. Оценивание. В начале урока каждому учащемуся раздается оценочный лист (Приложение 7), в котором прописана вся деятельность на уроке. В течение урока учащийся по 5 балльной шкале оценивает свою деятельность. В конце урока учитель также отмечает деятельность каждого учащегося (можно это сделать после урока) и выставляет среднеарифметическую оценку. Большой объем урока, разнообразность методов работы и деятельности, позволяет привлечь и оценить большинство учащихся.

2. Рефлексия

Учитель: Итак, наш урок подошел к концу, но мы с вами вернемся к его началу. Давайте посмотрим снова на наш план: все ли пункты плана мы рассмотрели. Теперь обратимся к задачам: все ли задачи были решены во время урока? Как вы думаете, достигли ли мы цели урока? Что мы делали, чтобы достичь цели?

Чтобы достичь цели урока, сегодня мы анализировали источники, составляли схемы, заполняли таблицы, сравнивали, работали в группах, читали стихи и слушали музыку, смотрели видеоролики, выполняли задания.

Перед вами листы рефлексии (Приложение 8), заполните их, так я буду видеть, реализовались ли ожидаемые результаты мои и ваши, что самое трудное было на уроке, чему нам стоит еще научиться.

Спасибо, за урок!