План-конспект занятия по сольфеджио «Игровые формы работы на уроке сольфеджио». 1-й класс музыкальной школы

Разделы: Музыка

Класс: 1


Количество детей: 12 человек

Возраст детей: 7 лет

Продолжительность занятия: 45 минут

Раздел программы, к которому относится занятие: занятие затрагивает все разделы программы

Цель занятия: Развитие музыкальных способностей учащихся при помощи использования игровых технологий

Задачи занятия:

  • Обучающие: закрепить теоретические знания учащихся; развивать навык точного интонирования на основе песенок-попевок, навык восприятия и воспроизведения различных метроритмических фигур, навык интонирования и определения на слух интервалов.
  • Воспитательные: воспитывать у учащихся эстетический вкус; воспитывать такие личностные качества как дисциплинированность, внимательность, собранность.
  • Развивающие: развивать музыкальный слух, музыкальную память; развивать творческую инициативу и самостоятельность учащихся.

Материальное оснащение занятия: Фортепиано; учебный кабинет

Наглядные пособия: Учебные пособия: Л.Ефремова Пособие по сольфеджио “Учиться интересно!”; О.Берак “Школа ритма”; О.Камозина “Неправильное сольфеджио”.

Тип занятия: Урок комплексного применения знаний и умений.

Форма занятия: Групповая

Методические приёмы: Объяснение педагога, показ педагога, метод дидактической игры, метод ролевой игры, работа с наглядными пособиями.

Дидактический материал: Наглядные пособия (музыкальная лесенка, плакат); карточки; ударные музыкальные инструменты (треугольник, ложки, трещетки, бубны, маракасы).

Структура занятия:

  1. Организационный момент – 2 минуты
  2. Вводная часть – 3 минуты
  3. Основная часть – 35 минут
  4. Заключительная часть – 3 минуты
  5. Подведение итогов занятия – 2 минуты

Ход занятия

Организационный момент.

Сообщение темы занятия; цели и задач занятия; проверка готовности учащихся к занятию (наличие у каждого учащегося учебных пособий, нотных тетрадей); настройка внимания учащихся.

Вводная часть.

Исполнение песни: музыка и слова О. Камозиной “Песенка про сольфеджио” (Приложение 1)

Основная часть.

1. Звуковысотное и интонационное освоение изучаемого материала

  1. Повторение теоретических сведений: строение мажорной гаммы; вводные, устойчивые, неустойчивые ступени; разрешение неустойчивых ступеней; тоническое трезвучие
  2. Пение песенок – попевок (Приложение 2)
  3. Пение гаммы F-dur (гамма; вводные, устойчивые, неустойчивые ступени; разрешение неустойчивых ступеней; тоническое трезвучие) с показом всех исполняемых ступеней на дидактическом пособии “Музыкальная лесенка”.
  4. Дидактическая игра “Музыкальная лесенка” в F-dur (Приложение 3).

2. Метроритмическое освоение изучаемого материала

  1. Повторение теоретических сведений: название длительностей; таблица длительностей; ритм.
  2. Дидактическая игра “Ритмохлопы” (Приложение 3).
  3. Исполнение ритмической партитуры с применением шумовых инструментов.

3. Диктант

  1. Устные мелодические диктанты в игровой форме “Угадай мелодию”.

4. Интервалы.

  1. Повторение теоретических сведений: что такое интервал; названия интервалов
  2. Исполнение: “Песенка про интервалы” (Приложение 1)
  3. Определение на слух интервалов с помощью дидактических карточек.

5. Теоретические сведения.

  1. Повторение: динамика как средство музыкальной выразительности; динамические оттенки.
  2. Дидактическая игра “Динамический поезд” (Приложение 3)

Заключительная часть.

Исполнение: Немецкая народная песня “Музыканты” - канон (Приложение 1)

Один из учащихся (по желанию) выступает в роли дирижера (тактирует схему размера).

Подведение итогов занятия.

В ходе занятия учащиеся закрепили теоретические знания по следующим темам: тональности, интервалы, длительности, средства музыкальной выразительности (динамика). Применяемые на занятии игровые формы способствовали развитию музыкального слуха, музыкальной памяти, а также развитию навыков точного интонирования, восприятия и воспроизведения различных метроритмических фигур, интонирования и определения на слух интервалов.

Использование в работе интересного музыкального материала; ярких, на хорошем художественном уровне выполненных наглядных дидактических пособий и дидактических карточек способствовало воспитанию эстетического вкуса учащихся.

Используемые на занятии различные виды музыкально-творческой деятельности способствовали развитию творческой инициативы и самостоятельности учащихся.

На протяжении всего занятия использование педагогом дополнительного образования игровых технологий поддерживало у учащихся интерес к учебной деятельности, позволило осуществлять её более успешно. Благодаря применяемым на занятии различным игровым формам и методам, урок прошел увлекательно и интересно. Учащиеся на протяжении всего занятия были активны, внимательны, собранны. Методы дидактической и ролевой игры соответствовали возрастным особенностям младших школьников, и способствовали тому, чтобы достаточно сложный учебный материал подать учащимся в доступной, занимательной форме.

Цель и задачи занятия выполнены.

Список использованной литературы

  1. Берак О.Л. Школа ритма. - М.: Классика XXI, 2010.
  2. Вахромеева Т.А. Справочник по музыкальной грамоте и сольфеджио. - М.: Музыка, 2008.
  3. Калинина Г.Ф. Музыкальные занимательные диктанты. - М.: Музыка, 2011.
  4. Камозина О.П. Неправильное сольфеджио. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.
  5. Каноны для детского хора/Сост. Струве Г. - М.: Кифара, 2010.
  6. Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры. – М.: Просвещение, 2008.
  7. Лёхина Л.Н. Путешествие в страну интервалов. - М.: Классика XXI, 2009.
  8. Синяева Л.С. Наглядные пособия на уроках сольфеджио. – М.: Классика XXI, 2009.