Урок информатики в 5-м классе «Преобразование информации путем рассуждений»

Разделы: Информатика


Планируемые образовательные результаты:

  • предметные – представление об обработке информации путем логических рассуждений;
  • метапредметные – умение поиска и выделения необходимой информации, умение анализировать и делать выводы;
  • личностные – понимание роли информационных процессов в современном мире.

Решаемые учебные задачи:

1) расширить представление учащихся о задачах, связанных с обработкой информации;

2) дать представление о преобразовании информации путем рассуждений как еще одном из способов обработки информации, ведущих к получению нового содержания, новой информации.

Основные понятия, рассматриваемые на уроке:

- информация;

- обработка информации;

- поиск информации;

- логические рассуждения.

Используемые на уроке средства ИКТ: персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран.

Изложение темы урока:

Актуализация и проверка изученного материала:

Что такое информация? Какие виды информации вы знаете? Назовите действия с информацией. Приведите примеры обработки информации, ведущей к изменению ее формы, но не содержания.

Изучение темы урока:

На переменке после урока встретились два друга Лёша Павлов и Ваня Загадкин.

– Представляешь, Лёша, я на антресолях нашел старые дедушкины записи. Он много путешествовал, был юнгой на корабле и записывал свои впечатления. Вот послушай, что они пишет:

Воспоминания юнги Захара Загадкина

Разрешите представиться: бывший юнга Захар Загадкин. Может быть, слышали мой голос по радио, или даже видели портрет, на котором художник изобразил меня в тельняшке и с вечным пером за ухом? Так вот, я тот самый Захар Загадкин и очень рад знакомству с вами.

– Одумайся, Захар, не смеши народ, – сказал мой друг корабельный кок, когда узнал, что я пишу свои воспоминания. – Кто ты такой, чтобы делиться воспоминаниями? Разве ты знаменитый путешественник или великий мореплаватель? Какие неизвестные земли ты открыл, по каким неведомым водам плавал? О чем будешь ты рассказывать людям?.. Смешно, юнга, смешно...

– Хе-хе-хе, – проскрипел серый попугай Жако, который слышал эти слова и, по свойственной ему привычке, не замедлил поддакнуть своему хозяину-коку.

Спору нет, неизвестных земель я не открывал, в неведомых водах не был. Выходит, корабельный кок и его попугай Жако правы, а Захару Загадкину нечем поделиться с читателями? Нет, кок и его удивительная птица заблуждаются. Я несколько лет плавал юнгой на одном из кораблей нашего торгового флота и за эти годы успел побывать на всех материках и многих островах земного шара, повидать холодные и теплые моря, подышать воздухом обоих полушарий. Характер у меня беспокойный, всегда и везде я стараюсь посмотреть примечательное, узнать новое, а потому испытал немало различных приключений.

Конечно, я не знаменитый путешественник, я моряк, но моряк, как говорится, бывалый, а у каждого бывалого человека есть что вспомнить, о чем рассказать. И я подумал, что мои воспоминания будут интересны всем, кто любит путешествовать.

Однажды мы шли из Владивостока...” [2]

– На этом страница обрывается, но в рукописях лежит фотография [3]. Вот посмотри:

– Интересно, что хотел написать дедушка?

– На полях рукописи карандашом сделаны пометки, рассказать о том, что:

1. Сколько туристов живет в этом лагере?

2. Когда они сюда приехали: сегодня или несколько дней назад?

3. На чем они сюда приехали?

4. Далеко ли от лагеря до ближайшего селения?

5. Откуда дует ветер: с севера или юга?

6. Какое сейчас время дня?

7. Куда ушел Шура?

8. Кто был вчера дежурным? (назвать по имени.)

9. Какое сегодня число какого месяца?

– Лёша, как ты думаешь, что было написано в рукописи?

Учитель: Ребята, помогите ребятам ответить на эти вопросы.

Идет обсуждение вопросов в мини-группах. Далее заслушиваются ответы.

Даются верные ответы:

1.Сколько туристов живет в этом лагере?

Четверо, список дежурных на 4, на подстилке лежит 4 ложки и 4 тарелки.

2. Когда они сюда приехали: сегодня или несколько дней назад?

Не сегодня, между палаткой и деревом успела образоваться паутина. И дежурит не Коля (он сидит возле рюкзака с буквой “К”)

3. На чем они сюда приехали?

На лодке. Возле дерева стоят вёсла. Это советская загадка, а в то время машин не было в столь большом количестве.

4. Далеко ли от лагеря до ближайшего селения?

Вряд ли, ребята привезли с собой живую курицу. Селение недалеко.

5. Откуда дует ветер: с севера или юга?

На дереве длиннее ветки на южной стороне, а короче – на северной. А теперь можно посмотреть на пламя костра – оно “тянется” на север. Следовательно, ветер южный.

6. Какое сейчас время дня?

Утро, так как тень падает на запад, следовательно солнце светит с востока.

7. Куда ушел Шура?

Шура ушёл ловить бабочек. Видно сачок за кустами, падающий на бабочку.

8. Кто был вчера дежурным? (Назовите по имени)

Итак, Шура ушёл за бабочками, Коля сидит возле рюкзака с буквой “К”. Ещё один мальчик – фотографирует. Прямо видим рюкзак с буковкой “В”, в котором лежит штатив. Следовательно, фотографа зовут на букву “В” – Вася. Методом исключения – сегодня дежурит Петя. Значит, вчера дежурил Коля.

9. Какое сегодня число какого месяца?

Сегодня дежурит Петя, значит сегодня – 8. И 8 августа. Арбузы в августе. Хоть арбузы есть и в сентябре, но на август также указывают бабочки и не опавшая листва.

Учитель: С какими формами представления информации мы работали на уроке?

Какие действия с информацией мы выполняли? Обработка информации не всегда осуществляется по заранее известным правилам. Очень часто человеку приходится проводить логические рассуждения, взвешивать различные варианты и делать некоторый выбор.

Подведение итогов урока:

Таким образом, существуют два способа обработки информации:

1. Обработка информации, связанная с получением нового содержания, новой информации.

2. Обработка информации, связанная с изменением формы представления информации, но не изменяя ее формы.

Домашнее задание:

Решить задачу “У реки” [4]:

1. Давно ли ребята занимаются туризмом?

2. Хорошо ли они знакомы с домоводством?

3. Судоходна ли река?

4. В каком направлении она течёт?

5. Какова глубина и ширина реки на ближайшем перекате?

6. Долго ли будет сохнуть бельё?

7. Намного ли вырастет ещё подсолнух?

8. Далеко ли от города разбит лагерь туристов?

9. Каким транспортом добирались сюда ребята?

10. Любят ли в этих местах пельмени?

11. Свежая ли газета? (Газета датирована 22 августа)

12. В какой город летит самолёт?

Ответы:

1. Очевидно, недавно: опытные туристы в ложбине палатку не станут разбивать.

2. По всей вероятности, не очень: рыбу с головы не чистят, пуговицу пришивать слишком длинной ниткой неудобно, перерубать ветку топором надо на чурбачке.

3. Судоходна. Об этом говорит стоящая на берегу навигационная мачта.

4. Слева направо. Почему? Ответ смотри на следующий вопрос.

5. Навигационный знак на берегу реки устанавливается строго определенным образом. Если смотреть со стороны реки, то справа по течению подвешиваются знаки, показывающие ширину реки на ближайшем перекате, а слева – знаки, показывающие глубину. Глубина реки равна 125 см (прямоугольник 1 м, большой круг 20 см и малый круг 5 см), ширина реки – 30 м (большой круг 20 м и два малых по 5 м). Такие знаки устанавливаются за 500 м до переката.

6. Недолго. Есть ветер: поплавки удочек отнесло против течения.

7. Подсолнух, очевидно, сломан и воткнут в землю, т.к. “шляпка” его не обращена к солнцу, а сломанное растение больше расти не будет.

8. Не далее 100 км, на большем расстоянии телеантенна была бы более сложной конструкции.

9. У ребят есть, по всей вероятности, велосипеды: на земле лежит гаечный велосипедный ключ.

10. Нет. Здесь любят вареники. Мазанка, пирамидальный тополь и большая высота солнца над горизонтом (630 – по тени от подсолнуха) показывают, что это украинский пейзаж.

11. Судя по высоте солнца над горизонтом, дело происходит в июне. Для Киева, например, 630 – наибольшая угловая высота солнца. Это бывает лишь в полдень 22 июня. Газета датирована августом – стало быть, он, по крайней мере, прошлогодняя.

12. Ни в какой. Самолет производит сельскохозяйственные работы.

Источники.

1. Босова Л.Л. Информатика: методическое пособие для 5-6 классов / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. – 384 с. : ил.

2. Михаил Ильин “Воспоминания и необыкновенные путешествия Захара Загадкина”, М., “Детская литература”, 1976

3. http://jointhetravel.com/2012/soviet-riddle-picture-about-tourists

4. http://www.nkp-moskstorozh.ru/forum/showthread.php?t=1166