Лирическая тональность волшебной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Цели урока:

а) Обучающие цели:

1. Обобщить знания о русских народных сказках.

2. Выявить жанровую специфику и эмоциональную тональность сказки “Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”

3. Учить высказывать и обосновывать мысли, делать выводы, умозаключения.

б) Развивающие цели:

1. Способствовать развитию и реализации каждым ребёнком собственной индивидуальности, проявлению литературно-творческих способностей.

2. Развивать познавательную активность, вызывая у ребёнка положительное отношение к учению, предмету.

в) Воспитывающие цели:

1. Формировать культуру речи.

2. Формировать умения осуществлять самоконтроль и самооценку.

3. Прививать интерес к чтению.

Предметные результаты: овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Участие в обсуждении произведения. Анализ произведения, распознавание черт фольклорной волшебной сказки. Уточнение представлений о герое и сюжете сказки, волшебных числах, троекратных повторах, земной и волшебной стороне событий. Углубление представлений о законах волшебной сказки.

Планируемые результаты (универсальные учебные действия):

Личностные УУД.

  • У обучающегося будут сформированы: эмоциональное отношение к содержанию прочитанного (устное высказывание по поводу героев и обсуждаемых проблем).
  • Обучающийся получит возможность для формирования: начальных представлений об отраженных в литературном тексте нравственных понятиях, таких как родной дом, родители, ответственность за родных, природу, любовь к близким.

Метапредметные УУД:

Регулятивные УУД.

  • Обучающийся научится: выполнять учебные действия в устной и письменной речи.
  • Обучающийся получит возможность научиться: планировать и контролировать свою работу; осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала.

Познавательные УУД.

  • Обучающийся научится: читать тексты, понимать фактическое содержание текста, выделять в нем основные части; находить в тексте ответ на заданный вопрос; обобщать и классифицировать учебный материал; формулировать несложные выводы, видеть отличия народного и авторского текстов.
  • Обучающийся получит возможность научиться: выполнять первоначальный анализ художественного текста.

Коммуникативные УУД.

  • Обучающийся научится: реализовывать потребность в общении со сверстниками; проявлять интерес к общению и групповой работе; эмоционально воспринимать содержание высказываний собеседника.
  • Обучающийся получит возможность научиться: уважать мнение собеседников; ориентироваться в нравственном содержании понятий: дружба, дружеские отношения, семейные отношения, близкие родственники; высказывать оценочные суждения, рассуждать, доказывать свою позицию.

Оборудование: учебник В.Ю. Свиридова. Литературное чтение 2 класс, часть первая; компьютер, проектор, интерактивная доска, магнитная доска, толковый словарь Ожегова, карты исследователя.

Ход урока.

І. Организационный момент. Создание позитивной атмосферы.

Упражнение “Возьмитесь за руки, друзья!”

Возьмитесь за руки, друзья,
Без дружбы нам никак нельзя.
Теперь друг другу улыбнитесь,
Настройтесь на урок и “соберитесь”.

- Здравствуйте. Меня зовут Людмила Васильевна! Я рада приветствовать вас и наших гостей на уроке литературного чтения.

IІ. Введение в проблему урока.

Учитель. На сегодняшнем уроке я предлагаю вам побыть исследователями. Что значит исследовать?

Ученик. Который что-то расследует.

Учитель. Хотите присоединиться к расследованию?

Для того, чтобы стать настоящими исследователями какого-произведения, мало уметь читать, надо быть внимательным, проявлять смекалку, подключать воображение.

Для настоящих исследователей я заготовила карты исследований, для этого мы разбились на группы, и каждая группа будет работать со своей картой исследования (учитель раздает карты и называет группы)

Что же мы сегодня будем исследовать? (звучит музыка из сказки)

Учитель. Кто догадался, что это за музыка?

Ученик. Она из сказки.

Учитель. Значит, темой нашего исследования будет сказка (работа с картой исследования). Ребята, а что такое сказка? (ответы детей) Давайте посмотрим в толковом словаре Ожегова (работа со словарем, запись в карте)

IІI. Актуализация знаний. Игра “Угадай сказку”

Учитель. Когда вы были маленькими, мама или бабушка, укладывая вас спать, рассказывали вам сказки. И в далёком прошлом, когда были маленькими ваши дедушки и бабушки, им тоже рассказывали сказки взрослые. Кто является автором сказок?

Ученик. Народные и авторские.

(выводится на экран слайд, работа со схемой )

Учитель. В чём их отличие?

Ученик. Народные сказки создавались народом, а авторские –писателем.

Учитель. Давайте поиграем. Посмотрите на слайды, на которых будут появляться иллюстрации к сказкам. Ваша задача – узнать название сказки и определить народная или авторская она. (демонстрируются 3 сказочных слайда)

Ученик. “Волк и семеро козлят”, “Репка”, “По щучьему велению”

Учитель. Какие это сказки?

Ученик. Народные

Учитель. А теперь определите дальше.

Ученик. А.Пушкин “Сказка о рыбаке и рыбке”, П.П. Ершов “Конёк-горбунок”.

Учитель А эти сказки к какой группе отнесёте?

Ученик. Авторские, т.к у них есть писатель.

Учитель. На какие виды делятся сказки?

Ученик. Сказки бывают волшебные, бытовые, о животных.

(выводится на экран слайд)

ІV. Определение темы и цели урока.

Учитель. Хотите узнать какую сегодня мы с вами будем исследовать сказку, для этого нам надо собрать пазлы?

(игра-пазлы на интерактивной доске, появляется название сказки и иллюстрация к ней).

Учитель. Ребята, но вы уже эту сказку прочитали на прошлом уроке, что же мы должны сделать сегодня?

Ученик (в случае затруднения помогает учитель) Наша цель найти и указать русской народной сказки, и постараемся определить, какая она по своему характеру.

V. Работа над сказкой “Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”

Учитель. Почему мы сравнивает эту сказку с печальной песней?

Ученик. Потому что в сказке есть слова похожие на песню. Это песня козлёночка, песенка Аленушки.

Учитель. Найдите их и зачитайте. Какие это песенки?

Ученик. Жалобные, грустные, печальные.

Учитель. Ребята, в литературе есть такие произведения, а преимущественно это поэтические произведения, которые выражают чувства и переживания героев, они называются лирикой или лирическими произведениями. Какие чувства (эмоции) испытывают наши герои на протяжении всей сказки?

Ученик. Грусти, печали, тревоги, радости, любви.

Учитель. Наши герои на протяжении всей сказки переживают какие-то чувства или эмоции. В литературе говорят, что в этих сказках есть эмоциональная настроенность или тональность. Послушайте музыку, которую композитор Александров сочинил для мультфильма “Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”.

Учитель. Какая это музыка по настроению?

Ученик. Лирическая тональность.

Учитель. Определите вид сказки.

Ученик. Это сказка волшебная.

Учитель. Докажите.

Ученики. Происходит волшебство:

- Иванушка превратился в козлёночка и опять стал человеком;

- Алёнушка утонув, осталась живой;

- Ведьма оборачивается Алёнушкой.

Учитель. Сколько раз Иванушка просил выплыть Аленушку на бережок?

Ученик. Три раза.

Учитель. Найдите ещё примеры действия магии числа 3, поскольку это число волшебного мира.

Ученик. Три раза просил напиться, три раза перекинулся через голову

Учитель. А почему же Иванушка превратился в козлёночка?

Ученик. Не послушал старшую сестру.

Учитель. Что же им помогло выдержать все испытания?

Ученик. Они не оставили друг друга в беде и любовь друг друга.

Учитель. Молодцы вы ответили на лавный вопрос, чему учит нас эта сказка?

Ученик. Слушаться старших, любить друг друга и не оставлять близких в беде.

Учитель. Какие особенности этой сказки мы нашли?

Учитель. Мы с вами выполнили поставленные цели: определили характер этой сказки и указали её особенности.

VІ. Физминутка.

Мы трудились очень много
Отправляемся в дорогу.
Побываем тут и там,
Поглядим по сторонам.
Нам навстречу брат с сестрицей
Отдают земной поклон,
А на небе кружат птицы,
Закрывая свет крылом.
Походили. Поглядели
И на место тихо сели.

Глазки закрыли, и немного отдохнули, посчитали до 5 и дальше в сказку пошли!

IV. Организация работы в группах.

Сейчас вы поработаете в группах.

1 группа “Аналитики”. Исследуйте черты характера главных героев.

Кто такой “Аналитик”? В словаре Ожегова говориться так: Аналитик-это человек, который умеет анализировать.

ВЕДЬМА. АЛЁНУШКА.
Злая Добродушная
Жестокая Ласковая
Хитрая Преданная
Грубая Заботливая

2 группа “ Новые сказочники” Исследуйте язык сказки.

Обратите внимание на выделенные устаревшие слова. Замените эти слова современными (работа с картой исследования)

Слова для справок: зарыдала, девушка, в золото и серебро.

Залилась Алёнушка слезами.

Ккрасная девица

В злато-серебро

3 группа “Иллюстраторы”. Исследуйте сюжет сказки и подберите иллюстрации в нужной последовательности

 

  

 

4 группа “Исследователи” (работа с картой исследования)

Исследуйте и подчеркните такую пословицу, которая подходит к данной сказке:

  • Кто не слушает советов, тому нечем помочь.
  • Труд человека кормит, а лень портит.
  • Маленькое дело лучше большого безделья.

Дети проверяют по сигналам, а затем учитель показывает слайд:

ВЕДЬМА. АЛЁНУШКА.
Злая Добродушная
Жестокая Ласковая
Хитрая Преданная
Грубая Заботливая

Ребята, вы дали описание Алёнушки, а вот какой представил её себе художник Виктор Михайлович Васнецов (работа с картиной). Какое настроение у Алёнушки?

Васнецов её изобразил у воды, потому что вся жизнь Алёнушки связана с водой. Она тонет в речке, её оживляют живой водой, братец Иванушка превратился в козлёночка, испив водицы из козьего копытца. А может она рассказывает речке свою беду.

Дети прочитывают свой текст.

Залилась (зарыдала) Алёнушка слезами.

Красная девица (девушка)

В злато-серебро (золото и серебро)

Проверяется последовательность сказки.

А теперь посмотрим, правильно ли вы справились с данной работой! (Высвечиваются правильные ответы).

  • Кто не слушает советов, тому нечем помочь.
  • Доброе дело и в воде не тонет.
  • Вся семья вместе так и душа на месте.

На доске слайд

А.С. Пушкин говорил “ Сказка- ложь, да в ней намёк добрым молодцам урок”

Вы согласны с этим высказыванием? Какой урок нам дала эта сказка?

(Слушаться старших, любить друг друга и не оставлять близких в беде)

V. Подведение итогов.

Учитель. Давайте подведем итоги нашего исследования. Кто прочитает вывод, который вы записали в карте исследования.

V. Рефлексия.

Учитель.

Урок наш окончен,
И выполнен план.
Спасибо, ребята,
Огромное вам
За то, что упорно,
Усердно трудились,
И знания ваши
Нам всем пригодились!

Учитель. С каким настроением мы уходим с урока? Если вы довольны своей работой поставьте плюс в кружок с улыбающимся а если вам было немного грустно выберите второе солнышко, но а если вы работали не в полную силу и вам было не интересно поставьте плюс в кружок рядом с тучкой, но а если вам хотелось на уроке плакать, то выбирайте последний рисунок.

Приложение

Карточки