Внеклассное мероприятие «Физики и лирики» (звездный час). 9-й класс

Разделы: Физика, Астрономия, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии

Класс: 9


Цель игры: совместная познавательная работа по освоению астрономических знаний, изучение физики, астрофизики; продолжить формирование интереса к предмету; показать связь физических явлений с жизнью

Задачи:

  • Образовательные: проверить усвоение учащимися основных понятий из  курса физики; отслеживание практической направленности знаний по физике и астрономии.
  • Воспитательные: приучать детей к доброжелательному общению, чувству соперничества, формировать познавательный интерес к астрономии.
  • Развивающие: быстроту реакции,   учить анализировать условия заданий, развивать элементы творчества, умение применять знания  в новой ситуации.

Правила игры: в игре участвуют шесть пар игроков: шесть участников стоят каждый за своим столиком, на котором лежат шесть табличек с номерами от 1 до 6. Шестеро их помощников также сидят за своими столиками и перед ними также шесть табличек с номерами. Если игрок ответил правильно, ему засчитывается 1 балл, но если и помощник ответил правильно, 2 балла. Дополнительно дается Звезда, если правильно ответил на дополнительный вопрос.

Оборудование: портреты ученых: Архимед, Гагарин, Циолковский, Ломоносов, Ньютон, Паскаль;

Сценарий игры

Учитель:

На нашем "Звездном часе"
Все физиками стали,
Серьезные вопросы
Должна я вам задать.
Кто знает - тот ответит,
Кто догадался - скажет,
Хоть физика коварна,
Не унывайте, вы.
Пусть победят всезнайки,
Пытливые ребята,
Кто учится серьезно,
Стремится много знать!

Итак, начинаем игру

(Звучит музыка. Входят участники игры).

1 тур “Астрономия”

Первый ведущий: “Фараон” — исторический роман известного польского писателя Александра Гловацкого (1847—1912), творившего под псевдонимом Болеслав Прус, написанный в 1894—1895. В романе описан Древний Египет. Конфликт между фараоном и жрецами, возникший из-за власти, закончился поражением Фараона Рамсеса XIII.

Вот отрывок из романа:

Херихор поднял обе руки. Когда же толпа снова стихла, верховный жрец громко воскликнул:

- Боги! Под вашу защиту отдаю святые храмы, против которых выступают изменники и святотатцы. Внезапно где-то над храмом прозвучал голос, который, казалось, не мог принадлежать человеку: Отвращаю лик свой от проклятого народа, и да низойдет на землю тьма! И свершилось что-то ужасное. С каждым словом солнце утрачивало свою яркость... При последнем же стало темно, как ночью. В небе зажглись звезды, а вместо солнца стоял черный диск в кольце огня. Неистовый крик вырвался из многих тысяч грудей. Штурмовавшие ворота бросили бревна, крестьяне пали наземь.

- Настал день суда и смерти! - послышался стонущий голос в конце улицы.

- Боги! Пощадите! Святой муж, отврати от нас беду! - завопила толпа.

- Горе солдатам, исполняющим приказание безбожных начальников!

- Возгласил громкий голос из храма.

В ответ на это весь народ пал ниц, а в двух полках, стоявших перед храмом, возникло замешательство. Ряды расстроились, солдаты бросили оружие и без памяти кинулись к реке. Одни натыкались в темноте на стены домов и разбивали головы, другие падали на мостовую под ноги своих же товарищей. Спустя несколько минут вместо сомкнутых колонн на площади остались лишь брошенные в беспорядке копья и секиры, а у входов в переулки лежали груды раненых и трупов. Ни одно проигранное сражение не кончалось еще такой катастрофой.

- Боги! Боги! - стонал и плакал народ. - Пощадите невинных!

- Осирис! - воскликнул с террасы Херихор. - Яви лик свой несчастному народу.

- В последний раз внемлю я мольбе моих жрецов, ибо я милосерден, - ответил неземной голос из храма. В ту же минуту тьма рассеялась, и солнце обрело прежнюю яркость.

Новый крик, новые Вопли, новые молитвы прозвучали в толпе. Опьяненные радостью люди приветствовали воскресшее солнце. Незнакомые падали друг другу в объятия. И все на коленях ползли к храму приложиться к его благословенным стенам.

Над воротами стоял достойнейший Херихор, устремив взор к небесам; двое жрецов поддерживали его святые руки, которыми он разогнал тьму и спас народ от гибели.

Учитель: Какое физическое явление Верховный жрец Египта - Херихор умело использовал?

(Игроки и их помощники поднимают карточки с соответствующими номерами.) Звезду получит тот, кто даст верный ответ.

(Ответ: знания о затмении Солнца и о том, когда точно оно произойдёт). 

Второй ведущий:

Болеслав Прус пишет: “... В небе зажглись звезды, а вместо солнца стоял черный диск в кольце огня”. Кольцо огня - это и есть солнечная корона. Есть в романе “Фараон” такие строки: “Сумрак быстро сгущался. Лошади азиатов проявляли беспокойство, стаи птиц спускались вниз и с громкими криками облепили все деревья сада”.

Учитель: Почему вдруг наступила ночь? 

(Ответ: произошло затмение Солнца). 

Первый ведущий: Можно ли сегодня наблюдать где-нибудь на Земле лунное или солнечное затмение?

(Игроки и их помощники поднимают карточки с соответствующими номерами.)

(Ответ: Необходимо определиться в какой фазе сегодня находится Луна. В силу того, что солнечное затмение происходит в период новолуния, а лунное в период полнолуния, поэтому если данных фаз сегодня не наблюдается, то значит и на Земле не будет этих видов затмений.). 

Второй ведущий:

Объясните, почему Титан — спутник Сатурна, смог сохранить свою атмосферу, а Меркурий — нет?

(Ответ: Титан и Меркурий имеют сходную массу и размеры, но Меркурий находится значительно ближе к Солнцу и получает от него намного больше тепла. В разогретой атмосфере частицы имеют большие скорости и легче уходят от планеты. Поэтому Меркурий не удержал атмосферу. Холодная атмосфера Титана значительно более устойчива).

2 тур “Великие люди”

Этот конкурс посвящен великим физикам, с открытиями которых вы знакомы с уроков.

Задание №1.

Философ Гегель шутил: три яблока сгубили мир: яблоко Адама, яблоко Париса, и его яблоко. О ком идет речь? (Ньютон)

Задание №2.

“Юноша, страстно влюбленный в небо”, он конструировал и строил планеры и сам летал на них, а в 1957 году он вывел на орбиту первый искусственный спутник Земли. (Королев)

Задание №3.

Великий русский ученый, известный как поэт, химик, физик, географ, геолог, астроном, стекловар. Ученый, которого А.С.Пушкин назвал “первым русским университетом”? (Ломоносов )

Задание №4.

Этот ученый открыл закон, купаясь в ванне. (Архимед )

3 тур “Составь слово”

Сейчас перед вами на экране появятся буквы, из них вам нужно составить как можно больше слов (любых). Вы будете по очереди называть слова, повторяться командам нельзя. Времени у вас 4 минуты. За недостающую букву можно использовать звезду. Вперед!

Буквы К, Т, А, Б, Н, В, Л, И, Е, Ж, З, О составить самое длинное слово.

Зрители так же не сидят без дела и составляют слова приз достанется тому, кто придумает самое длинное слово

Финал

  • Из букв слова “Астрономия” составить как можно больше слов.

Итак, подошла к концу наша игра. Я благодарю всех участников за хорошие знания. Победителю вручается символ мудрости — СОВА.

Ответная “звездная” речь победителя.

А сейчас я попрошу каждого из вас взять звездочку с тем выражением, которое соответствует вашему настроению после игры и приклеить ее на наш мини небосвод.

Интернет-ресурсы:

  1. Материалы сайта urok.1sept.ru
  2. http://nstur.narod.ru
  3. http://r.foto.radikal.ru
  4. http://old.fotokrift.ru
  5. http://upload.Wikimedia.org
  6. www.fotolepetst.ru