Применение ИКТ в обработке диагностических данных, полученных в результате мониторинга психологической готовности детей к обучению в школе

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: развивать информатизацию образовательного процесса ДОО как механизма в обработке диагностических данныхмониторинга готовности детей к обучению в школе.

Задачи:

  • определить уровень мотивации и готовности педагогов к использованию информационных компьютерных технологий в образовательном процессе ДОО;
  • провести мониторинг исходного уровня психологической готовности детей к обучению школе и обобщить результаты, используя разработанную компьютерную программу; составить инструкцию к компьютерной программе по обработке данных мониторинга психологической готовности детей к школе.

Использование информационно-коммуникационных технологий в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания.

Изменение требований к качеству обучения и воспитания, обусловленное происходящими социально-экономическими процессами, и глобализацией процесса информатизации предопределяет необходимость не только пересмотра и обновления содержания обучения, но разработку новых педагогических технологий, обеспечивающих формирование и повышение уровня компетентности, заявленных новой стратегией развития образования.

Деятельность каждого педагога предполагает обучение, развитие, воспитание ребенка. Чтобы узнать уровень знаний, умений, навыков, психологическую готовность к той или иной деятельности, педагог проводит мониторинг по интересующей области.

Психолого-педагогический мониторинг позволяет отслеживать характер отношений “воспитатель - ребенок”, межличностных отношений “ребенок - ребенок”, характер и состояние личностного развития участников образовательного процесса, динамику данного процесса.

Цель мониторинга в образовательном процессе ДОО – это выявление соответствия результатов деятельности ДОО стандартам и требованиям дошкольного образования.

Основная задача педагогического мониторинга – выявление педагогической эффективности работы ДОО. Под эффективностью в образовательной работе понимается получение планируемых в образовании результатов при минимуме негативных последствий и издержек.

Была разработана программа “Определение уровня готовности детей к школьному обучению”. Для применения этой программы воспитателями необходимо было выявить уровень компьютерной грамотности педагогов, подготовить методические рекомендации по работе с программой, организовать мастер-класс по обучению работе с программой.

Первый этап работы - выявления компьютерной грамотности педагогов. Для этого была составлена анкета “Информационно - коммуникативная компетентность воспитателя” и проведено анкетирование (приложение 1).

В анкетировании участвовало 24 педагога, анкетирование педагогов показало достаточный уровень компьютерной грамотности – 94 %.

Следующим этапом работы была подготовка и проведение семинара-практикума “Использование ИКТ при обработке данных мониторинга”. Цель семинара: ознакомить воспитателей с программой, методическими рекомендациями по ее применению, научить применять ее при обработке данных мониторинга. На семинаре-практикуме использовалось компьютерное оборудование: проектор, ноутбуки, в процессе которого были предусмотрены следующие виды работ:

  • ознакомление с программой и технологией ее использования при обработке данных мониторинга психологической готовности детей к обучению в школе;
  • практическая работа с программой.

В ходе семинара-практикума на экран с помощью проектора было выведено изображение одной из вкладок компьютерной программы. Педагогам было подробно рассказано о назначении, структуре компьютерной программы, о принципе ее работы.

Были предложены методические рекомендации с пошаговой инструкцией работы в программе.Программа содержит 6 вкладок: графический диктант, страна вообразилия, пиктограмма, тест тревожности, уровень психологической готовности, диаграмма (рис. 1). Красным цветом выделены вкладки тестов. Синим цветом вкладка с таблицей сводных данных по готовности. Зеленым цветом обозначена вкладка с диаграммой, отображающей процентное отношение уровней готовности (высокий, средний, низкий).

В графу “Ф.И. ребенка” вводится списочный состав детей один раз, а далее автоматически на всех вкладках, предусматривающих наличие сведений о детях(рис. 2).

Количество столбцов зависит от количествавыполняемых заданий в тесте (рис. 3).

Напротив тестируемого ребёнка педагог выставляет количество баллов за каждое выполненное задание теста. Это происходит только на поле белого цвета (рис. 4).

В столбцы, окрашенные желтым, зелёным, синим цветом, введены формулы для математического расчёта суммы баллов, уровня выполнения, формула, фиксирующая информацию о том, что оценены все задания. В столбце “сумма баллов” результат подсчитывается автоматически. Также автоматически выводится уровень выполнения задания (рис. 5).

Столбец “Количество тестируемых” необходим для автоматического подсчёта детей, выполнивших тест на высоком, среднем, низком уровне. В нижнем правом углу таблицы располагаются итоговые сведения по выполнению задания.В нижнем левом углурасположены показатели критериев по определению уровня психологической готовности (рис.6).

Вкладка “Уровень психологической готовности” содержит сводные данные по четырем вкладкам-тестам. Эти данные автоматически заполняются, т.к. ячейки вкладок-тестов привязаны к ячейкам вкладки-готовности. На основе сводных данных с помощью формул высчитывается процентное соотношение уровня выполнения по тестируемой группе детей. Эта информация располагается в левом нижнем углу.

Вкладка “Диаграмма”, осуществляется автоматическое построение диаграммы. Данные для нее поступают из вкладки готовности

Проведена демонстрация использования компьютерной программы и организована практическая работа по использованию программы с использованием пошаговой инструкции. В практической части семинара каждый воспитатель имел возможность самостоятельно или с помощью открыть программу, ввести данные в таблицы, получить обработку данных по каждой диагностики и сводную информацию по мониторингу, просмотреть диаграмму процентного соотношения уровней готовности.

В заключительной части семинара было решено педагогами провести мини эксперимент: один воспитатель проводит диагностику механически, вручную, а другой - используя программу

“Определение уровня психологической готовности детей к обучению в школе”. И определить, сколько времени понадобится каждому из них на обработку данных.

Педагоги провели мониторинг по комплексу диагностических методик и получили следующие результаты. Тестировалось 18 детей: 6 детей показали высокий уровень психологической готовности, 11 детей - средний уровень, 1 ребенок - низкий уровень.

Процентное соотношение результатов психологической готовности детей к обучению к школе: 61% - высокий уровень, 33% - средний уровень, 6% - низкий уровень.

Во время эксперимента строго фиксировалось время, затраченное на обработку данных мониторинга (таблице 1).

Таблица 1 - Время обработки данных мониторинга.

Вид работы Без ИКТ С ИКТ
Ввод данных детей (Ф.И.) 20 7
1 тест (результаты, мат. обсчет) 40 10
2 тест (результаты, мат. обсчет) 60 15
3 тест (результаты, мат. обсчет) 10 3
4 тест (результаты, мат. обсчет) 30 3
Сводная таблица 90 0
% отнош., диаграмма 20 0
Общее время (мин.) 270 38

Проанализировав и сравнив данные, получили следующие выводы: воспитатель, который обрабатывал информацию безИКТ, затратил 270 минут (4,5 часа), заполняя множество бумаг и выполняя математические расчеты с помощью калькулятора; а воспитатель, который обрабатывал информацию, используя программу – затратил 38 минут, не заполняя множество бумаг и не выполняя математические расчеты; значит, обработка данных с помощью ИКТ сокращает время затрат на эту работу, избавляет от заполнения множества бумаг и выполнения математических расчетов. Результаты эксперимента были обработаны с помощью ИКТ и в виде таблицы, гистограмм, диаграммы предложены вниманию воспитателей.

Процесс ориентации и развития системы образования в современный период сопровождается появлением новых технических средств с колоссальными образовательными ресурсами, которые позволяют модернизировать воспитательно-образовательный процесс, оптимизировать затраты человеческих и временных ресурсов, осуществлять интеграцию познавательных областей; оказывают принципиальное влияние на качественную сторону при обработке данных результатов мониторинга психологической готовности детей к обучению в школе.

Мониторинг готовности детей к обучению в школе является актуальным вопросом в работе ДОУ. Практика показала, что обработка диагностических данных с помощью ИКТ позволит педагогам и специалистам ДОУ затрачивать наименьшее количество рабочего времени на подведение итогов мониторинга. Тем самым, уделяя больше времени на индивидуальную работу по проблемным показателям детей.

При обработке данных мониторинга выгодно применение ИКТ, так как это повышает качество и эффективность работы педагога, позволяет экономить рабочее время, получать достоверные и своевременные данные уровня психологической готовности детей к обучению в школе.

Литература.

  1. Белая К.Ю. Использование современных информационных технологий ДОУ и роль воспитателя в освоении детьми начальной компьютерной грамотности. // Современное дошкольное образование. - 2011. №4.
  2. Белая К.Ю. Руководство ДОУ: контрольно-диагностическая функция. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
  3. Белая К.Ю. Руководство ДОУ: контрольно-диагностическая функция. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
  4. Ерошевич С.В. Использование информационно-коммуникационных технологий в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания [Электронный ресурс]. URL: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/ispolzovanie-informatsionno-kommunikatsionnykh-tekhnologiy-v-obrazovatelnom