Урок русского языка на тему "Правописание предлогов и приставок". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели урока:

  1. Развивать умения различать предлоги и приставки.
  2. Совершенствовать умения правильно употреблять их в речи и писать.
  3. Воспитывать культуру общения.

Тип урока: урок комплексного применения знаний

Оборудование к уроку: презентация по теме урока (Приложение 1), раздаточный материал (Приложение 2).

Ход урока

I. Организационный момент:

Я рада приветствовать
Всех в этом классе,
Возможно, есть классы
И лучше и краше.
Но пусть в нашем классе
Всем будет светло,
Пусть будет уютно
И очень легко!
Начнем же урок,
Будем время беречь

Эмоциональный настрой на урок

– Какое у вас настроение?

– Давайте создадим хорошее настроение на нашем уроке.

– Представьте себе, что вы надуваете воздушный шарик: медленный вдох через нос, надуваем щеки, выдох.

– Теперь представьте и изобразите, что вы как-будто завязываете шарик. Завязывайте крепко.

– А теперь подарите свой шарик друг другу.

Мы начнем сейчас урок

II. Повторение пройденного

– О чём узнали на прошлом уроке?

Игра “Знаешь предлоги – разгадай ребусы”

Чтобы разгадать слова нужно хорошо знать предлоги. Попытайтесь прочитать эти слова.

III.

1. Минутка чистописания

Пояс (Какой предлог помог получить слово? По. Показываю соединение букв), комната, задача, ворота (аналогичная работа по остальным словам)

Чистописание по, на, за, в,

Прочитайте и запишите данные предлоги справа налево.

2. Словарная работа.

Комментированная работа у доски. Пояс, комната, задача, ворота.

Вывод. Какая часть речи помогла отгадать эти слова? (предлоги)

  • Что такое предлоги?
  • Как пишутся предлоги?
  • Для чего служат предлоги?

IV. Постановка цели

Раздели слова на группы: (за)горой, (за)бежать, (в)столе, (в)бежал, (по)ехал, (по)дороге

По какому принципу разделили слова на группы? Объясните.

Сравните предлоги и приставки. Что заметили? (Одинаковые приставки и предлоги)

Сформулируйте тему урока. (Правописание предлогов и приставок).

– Сегодня на уроке будем учиться различать предлоги и приставки.

VI.

1. Наблюдение за ролью приставок в слове

Для чего служат предлоги, а для чего приставки? Проблемный вопрос

а) Я буду называть приставки, а вы попробуйте догадаться к какому слову их нужно приставить.

Представьте, что вы сидите перед телевизором. Что вы сделаете?

В-
Пере-

Представьте, что сидите на стуле около стола.

Подо-
Ото-

Какой вывод можно сделать из этой игры? (каждая приставка имеет свой смысл)

Задание на развитие информационной компетентности

б) Профессор Грамотей собираясь на встречу с вами уронил задания, и они все перемешались. Помогите профессору привести записи в порядок.

Составьте слова из рассыпанных частей, запишите их, выделите приставки. Обоснуйте, что произошло со словами, когда поменяли приставки?

От-, по-, за-, летел
На-, под-, над-, писал

Задание выполняется у доски

Модельный ответ

1.Составить слова

2.При добавлении разных предлогов к словам образуются новые слова

Шкала оценивания задания.

Учащийся полностью справился с заданием: составил все 6 слов из рассыпанных частей, при списывании не допустил ни одной грамматической ошибки, правильно выделил приставки, грамотно сделал вывод, что образовались новые слова – 3 балла.

Учащийся не полностью справился с заданием: составил 4-5 слов из рассыпанных частей, при списывании допустил одну грамматическую ошибку, правильно выделил приставки, грамотно сделал вывод, что образовались новые слова – 2 балла.

Учащийся не полностью справился с заданием: составил 3 слова из рассыпанных частей, при списывании допустил 3 грамматических ошибки, допустил ошибки при выделении приставок, не полностью сделал вывод, что образовались новые слова – 1 балл.

Учащийся не справился с заданием: составил 2 и менее слов из рассыпанных частей, при списывании допустил более 4 грамматических ошибок, допустил ошибки при выделении приставок, не сделал вывод для чего служат приставки – 0 баллов.

2. Игра на внимание.

  1. Слова с приставками – 1 хлопок.
  2. Слова с предлогами – 2 хлопка.

(За)горой, ((за)бежал, (с)вернула, (с)крыши, (на)бумаге, (на)резать, (на)листе, (на)чертили.

V. Гимнастика для глаз

VI. Наблюдение за ролью предлогов в предложении

– Выберите себе задание, с которым справитесь (на столах у каждого учащегося лежат листы с заданиями).

1 уровень

– Подчеркните предлоги. Выделите приставки.

  1. Лодка (от)плыла (от)берега.
  2. Мальчик (на)шел (на)дороге монетку.
  3. Солнце (за)шло (за)тучу.
  4. Всадник (с)лез (с)коня.
  5. (По)дорожкам сада (по)бежали ручейки.
  6. (До)лагеря мы(до)брались только ночью.
  7. Весной снег (с)брасывают (с)крыш.

2 уровень.

Найди слова с приставками и выделите их. Подчеркни главные члены.

На поляну опустился вертолёт. Он доставил грузы для геологов. Геологи ищут нефть в тайге.

3 уровень.

– Вставьте предлоги и запишите предложения.

Воробей забился … крышу.
Ваза сделана … стекла.
Машина подъехала … дому.
Лось спрятался … деревом.
Грачи разгуливали … полю.

Проверка заданий и выводы.

Шкала оценивания задания.

Учащийся полностью справился с заданием: прочитал все предложения с предлогами (5 предложений), при списывании не допустил ни одной грамматической ошибки, подчеркнул все предлоги.

Учащийся не полностью справился с заданием: прочитал 4 предложения с предлогами, при списывании допустил 1-2 грамматических ошибки, подчеркнул все.

Учащийся не полностью справился с заданием: прочитал 3 предложения, при списывании допустил 3-5 грамматических ошибок, подчеркнул 1/2 часть предлогов.

Учащийся не справился с заданием: прочитал 2 и менее предложений, при списывании допустил 6 и более грамматических ошибок, не подчеркнул предлоги .

2. Для чего нужны предлоги? (Для связи слов в предложение)

VII. Для чего служат предлоги, а для чего приставки?

Проблемный вопрос

По ходу обсуждения выстраивается схема

VIII. Физическая минутка

IX. Работа по учебнику

Прочитайте правила

X. Пальчиковая гимнастика.

Вышли пальчики гулять,
А вторые догонять.
Третьи пальчики бегом,
А четвёртые пешком

XI. Самостоятельная работа

Работа с деформированным предложением. Составьте предложения из данных слов, запишите их.

появились, на, лужицы, дворе, первые.
с весёлым, к, ним, чириканьем, со, всех, слетаются, сторон, воробьи.

(На дворе появились первые лужицы. К ним со всех сторон с весёлым чириканьем слетаются воробьи).

XII. Итог урока

XIII. Домашнее задание

XIV. Рефлексия

– Дорисуйте мордочку человека, но без носа и рта.

– Теперь дорисуем нос:

! – если вы хорошо поняли тему и самостоятельно справитесь с заданием,
? – если вы не совсем хорошо поняли тему и у вас есть вопросы.

Теперь дорисуем рот:

урок понравился и вы довольны своей работой,
урок не понравился, я не очень доволен своей работой.

Что затруднило в новой теме?

– Сегодня я разглядела в ваших глазах огонёк любознательности. Хочу пожелать вам, чтобы этот огонёк не угасал, а открытия, которые вы совершаете день за днём, помогли бы вам преодолеть все трудности учёбы.

Приложение 3