Урок окружающего мира по теме "Зачем нужны поезда?". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цель: Формировать у детей представление о назначении и об устройстве поездов и железных дорог.

Задачи:

  1. Познакомить с видами, назначением и устройством поездов; формировать представления об устройстве и назначении железных дорог, о профессияхлюдей работающих в этой сфере;познакомить с историей развития железной дороги, назначением детской железной дороги.
  2. Развивать интерес к технике; развивать монологическую речь и фантазию, умение классифицировать, обобщать и делать выводы.
  3. Воспитывать уважение к профессиям родителей, патриотизм.

Планируемые результаты: учащиеся научатся объяснять назначение поездов; рассказывать об устройстве железной дороги.

Оборудование: Учебник: Плешаков А.А. «Окружающий мир 1 класс», рабочая тетрадь, компьютер, мультимедийный проектор, презентация, электронное приложение к учебнику.

У детей: Учебники, рабочие тетради, разрезные цифры, конверты с материалами и приложения, клей, «светофор».

Ход урока

I. Организационный момент.

– У нас на уроке сегодня много гостей. Поздоровайтесь с ними и улыбнитесь. Улыбнитесь друг другу – подарите хорошее настроение. Садитесь.

II. Мотивация к учебной деятельности.

– Начинаем урок окружающего мира.

– Как называется раздел, который мы изучаем? ( Почему и зачем).

– Как вы думаете, сегодня на уроке вы узнаете что-то новое? Вы готовы?

– Я хочу пожелать вам удачи. Давайте прочитаем девиз этого урока: (на доске)

Всё получится!

III. Актуализация знаний.

– О чём мы говорили на прошлом уроке?

– Зачем люди создали автомобили?

– Какие бывают автомобили?

– Какую работу вы выполнили дома? (склеили модель автомобиля)

– Давайте повторим устройство автомобиля (Один учащийся работает с электронным

приложением к учебнику, остальные находят на своих моделях.)

IV. Постановка учебной задачи.

1) – Муравьишка принёс нам загадку:

Что за чудо? Вот машина!
Сто колёс! А где же шины?
По стальной дороге мчится.
Приглашает прокатится. (поезд) (слайд 2)

2) – Посмотрите на фотографии и скажите, что здесь лишнее. Почему? (слайд 3)

– Кто видел поезда? Где?

– А кто из вас путешествовал на поезде?

– Назовите тему сегодняшнего урока.

– Ребята, Муравьишка просит ему помочь. Он находится в городе и решил поехать на дачу.

На каком поезде ему нужно ехать? Покажите цифрой.

– А мудрая Черепаха в большом городе решила посетить музей. Может ли она поехать на поезде? На каком?

– У нас получились разные мнения. Что нам делать? (разобраться)

– Какие задачи мы перед собой поставим?

– Продолжите предложения: (слайд 4)

Научиться объяснять …( назначение поездов)

Научиться различать… (основные виды поездов )

– Давайте проверим, правильно ли мы определили тему и задачи урока. Откройте с. 62, прочитайте тему и задачи.

V. Открытие нового знания.

1. Работа с учебником

Рассмотрите рисунки на с. 62 учебника. Прочитайте подписи. Расскажите о назначении поездов.

2. Отгадывание загадок:

– Я в любое время года
И в любую непогоду
Очень быстро под землёй
Провезу вас под землёй. (поезд метро)(слайд 5)

– В больших городах, в которых живёт больше миллиона человек, троллейбусы, автобусы и трамваи не успевают развозить людей по городу. Поэтому в крупных городах строят подземные железные дороги– метро. Метро намного удобнее других видов городского транспорта. Светлые вместительные вагоны за короткое время доставляют пассажиров из одного конца города в другой. Строят метро на глубине 15–20 м, поэтому шум мчащихся машин никому не мешает. Станции метро в Москве и Санкт-Петербурге очень красивы и похожи на сказочные дворцы.(слайд 6) К поездам метро людей доставляет движущаяся лестница – эскалатор.

О каком поезде следующая загадка:

Мимо рощи, мимо яра
Мчит без дыма, мчит без пара
Паровоза сестричка
Кто такая? (электричка) (слайд 7)

– Для чего нужны электрички? (пригородные поезда) (перевозить людей на небольшие расстояния от города)

– Теперь отгадайте ещё одну загадку:

Я зашёл в зелёный дом,
Больше суток пробыл в нём.
Оказался этот дом
В дальнем городе другом. (поезд дальнего следования) (слайд 8)

– Для чего нужны такие поезда?

– Послушайте ещё одну загадку:

Земля дрожит, силач бежит,
Тянет он за собой
Вагоны с углём и бензин дорогой. (товарный поезд) (слайд 9)

3. Работа с текстом учебника – Давайте проверим, правильно ли мы определили назначение пассажирских поездов. Откройте учебники на с.90.

– Прочитайте текст.

4. Просмотр сюжета с электронного приложения к учебнику.

VI. Первичное закрепление.

– Давайте вернёмся к вопросу: на каком же поезде поедет Муравьишка на дачу? (на электричке) (слайд 10)

– На каком поезде поедет Сова в музей? (поезд метро)

– Летом, возможно кто-то из вас поедет с родителями отдыхать к морю. На каком поезде вы отправитесь? (поезд дальнего следования)

– Ребята, а чем отличаются вагоны пассажирских и товарных поездов? (ответы учащихся)

Слайды 11, 12

5. Работа в парах.

– А как же устроена железная дорога? Подумайте об этом, порассуждайте в парах. (Ответы учащихся) (слайды 13, 14)

6. Работа с учебником.

– Рассмотрите схему на с. 91. (слайд 15)

– Какие слова вам непонятны? (Эстакада, туннель, шлагбаум – слайды 16, 17, 18, 19)

– В черте нашего села тоже есть железнодорожный переезд. Как он устроен?

7. Работа с учебником. История железной дороги.

– Мы с вами узнали о том, как устроены поезда и железная дорога, как они выглядят. А знаете ли вы, когда появилась первая железная дорога?

– давайте прочитаем текст на с.63. («Знаете ли вы, что….)

8. Рассказ учителя.

– В России первый паровоз был изобретен мастерами Черепановыми (отцом и сыном Ефимом и Мироном).

Это были маленькие и неуклюжие паровозики на четырех колесах и с трубой, длинной, как шея жирафа. Но ходили они по рельсам очень проворно и могли тащить за собой груз тяжелее 3 тонн.(слайды 20, 21)

Железная дорога была построена в Нижнем Тагиле. Рельсы были проложены всего на 800 метров. Она была первой железной дорогой у нас в стране.(слайды 22, 23) В паровые тихоходы забирались пешеходы. (слайд 24) И могли они в пути на ходу легко сойти. Со временем стали строить железнодорожные пути по всей стране. Изменялись локомотивы и вагоны, усовершенствовались их механизмы. Одно из последних достижений высокоскоростной поезд «Сапсан», который перевозит людей между Москвой и Санкт-Петербургом.(слайд 25)

9. Самостоятельная работа в тетради. Взаимопроверка. Взаимооценка.

– Откройте с.42. Что здесь изображено? (Локомотивы.)

– Для чего локомотив нужен поезду? (Это силач, который тянет за собой вагоны)

– А чего здесь не хватает? (вагонов)

Возьмите картинки в конвертиках и соберите поезда.

– Сверьтесь с эталоном.(слайд 26) Проверьте работу своего соседа по парте. Оцените его работу с помощью «светофора».

– Чем отличаются пассажирские поезда от товарных? (разные вагоны)

10. Знакомство с профессиями.

– Ребята, а поезда сами по себе идут по рельсам? Автомобилем управляет шофёр, а кто ведёт поезда? Люди каких профессий заняты на железной дороге?

– Мы живём рядом с городом Белогорском, в котором находится крупная узловая железнодорожная станция (слайд 27). Отсюда идут поезда в разных направлениях. Есть вокзал, локомотивное депо и др. подразделения.

– В нашем классе есть ребята, родители которых работают мастером пути, помощником машиниста, осмотрщиком, проводником. Давайте послушаем их рассказы. (Рассказы учащихся в сопровождении слайдов с фотографиями.)

11. Детская железная дорога.

– А как вы думаете. Могут ли дети управлять поездами?

В некоторых городах нашей страны: Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Иркутске, Новосибирске и др. есть детские железные дороги.( слайд 28). Работают они в летнее время и обслуживают их только школьники: проводники, машинисты, ревизоры – это дети.(слайды 29 – 32)

Есть такое замечательное место и в нашей Амурской области – в городе Свободном более 70 лет работает малая Забайкальская железная дорога. Она является самой длинной из всех детских трасс России. Если представится возможность, побывайте на такой дороге и познакомьтесь с её работой.

А пока вы можете найти информацию в Интернете, рассказать нам на следующем уроке и нарисовать детскую железную дорогу в тетради на с. 43.

VII. Рефлексия.

(слайд 33)

– Зачем люди создают поезда?

– Какие бывают поезда?

– Как устроена железная дорога? (ж.д. полотно, туннели, эстакады, переезды…)

– Оцените свои достижения на уроке (смайлики)

VIII. Подведение итогов.

– Ответили ли мы на главный вопрос урока: «Зачем нужны поезда?»

– Какие открытия вы сделали на уроке?