Урок математики по теме "Математика и правила дорожного движения". 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Цели:

Обучающие:

– Закрепление навыков умножения, сложения и вычитания десятичных дробей;
– Повторение правил умножения и деления десятичных дробей на натуральное число, а также умножение десятичных дробей;
– Проверить усвоение учащимися изученного материала;

Развивающая: Развитие кругозора, мышления, внимания, культуры математической речи, привитие интереса к изучению математики.

Воспитательные:

– Способствовать формированию интереса к математике, активности, умению общаться;
– Способствовать воспитанию сознательного пешехода.

Ход урока

I. Организационный момент.

Сегодня на уроке мы будем решать задачи на умножение, деление, сложение, вычитание десятичных дробей. Кроме этого мы закрепим правила дорожного движения.

Чтобы путь стал безопасным
И учеба не напрасной
Знать вам надо без сомненья
Математику и правила дорожного движения. (Приложение 1, Слайд 2)

II. Актуализация опорных знаний.

– Что значит разделить десятичную дробь на натуральное число?
– Найдите скорость пешехода, если он за 2 часа прошёл 8,2 км.
– Сформулируйте правило сложения десятичных дробей.
– Сформулируйте правило умножения на десятичную дробь.
– Найдите расстояние, пройденное поездом за 3 часа со скоростью 50,3 км\ч.

III. Формирование и совершенствование практических умений и навыков

Каждому из нас ежедневно приходится переходить улицу или дорогу, пользоваться транспортом. Все это делает нас участниками дорожного движения. И любое, даже незначительное нарушение, допущенное нами, может привести к дорожно-транспортному происшествию. Ежедневно в ДТП в нашей стране погибает 7 детей, ваших сверстников. Чтобы этого не произошло, надо обязательно выполнять правила дорожного движения.

Давайте отгадаем загадку

Три разноцветных круга
Мигают друг за другом.
Светятся, моргают –
Людям помогают. (Светофор.) (Слайд 3)

Именно светофор регулирует движение. Давайте вспомним что значит каждый цвет светофора. (Слайд 4)

Должен помнить пешеход:
Есть сигналы светофора-
Подчиняйся им без спора!
Красный свет нам говорит:
– Стой! Опасно! Путь закрыт!
Желтый свет – предупреждение:
Жди сигнала для движения.
Зеленый свет открыл дорогу,
Переходить ребята могут! (Слайд 4)

Ответим на вопрос.

Два мальчика и 3 девочки вышли из школы. Когда они подошли к пешеходному переходу, зелёный сигнал уже начал мигать. Мальчики перебежали дорогу бегом, а девочки остались дожидаться следующего зелёного сигнала. Сколько ребят поступили правильно?

Почему опасно переходить улицу бегом?

(Когда человек бежит, ему трудно наблюдать и оценивать ситуацию на дороге.)

Светофор приготовил нам задание:

Задача: Ширина проезжей части дороги 15 м. Зеленый сигнал светофора горит 20 секунд. С какой наименьшей скоростью может двигаться пешеход с момента загорания светофора, чтобы благополучно перейти дорогу?

Какое главное правило при переходе улицы?

(Переходить надо в установленных местах, на пешеходных переходах, обеспечить себе хороший обзор дороги слева и справа.)

А теперь решим задачи:

1. Если скорость пешехода 4,5 км/ч, а всадника 16 км/ч, и они двигаются на встречу друг другу, то скорость их сближения __________км/ч. (Слайд 5)

2. Если скорость всадника 16 км/ч, а пешехода 4,5 км/ч, и всадник догоняет пешехода, то через 1 час расстояние между ними сократиться на ___________ км. (Слайд 6)

3. Составьте текст задачи, используя чертеж. (Слайд 7)

Какие вопросы можно поставить к задаче, чтобы в решении было сложение и вычитание дробей?

IV. Выполнение самостоятельной работы.

Вспомнив, основные понятия и определения, решив несколько задач мы с вами приступаем к выполнению проверочной работы.

У каждого на столе есть лист с заданиями (Приложение 2). Укажите свою фамилию и приступайте к решению.

I В.

1. Вычислите: 0,54∙0,03

2. Известно, что 64∙39 = 2496. Используя этот результат, найдите 0,039∙6,4.

3. Какова масса 15,6 л бензина, если масса 1 л бензина 0,75кг.

4. Вычислите: 6,9∙0,001∙100∙9

5. Витя стал догонять Таню, когда между ними было 1,56 км. Витя бежал со скоростью 8,5 км/ч , а Таня шла со скоростью 3,3 км/ч. Через сколько времени Витя догонит Таню?

II В.

1. Вычислите:0,47∙0,06

2. Известно, что 54∙28 = 1512. Используя этот результат, найдите 0,028∙5,4.

3. Какова масса 13,9 л бензина, если масса 1 л бензина 0,69кг.

4. Вычислите: 7.2∙0,001∙100∙8

5. Антон стал догонять Соню, когда между ними было 1,28 км. Антон бежал со скоростью 5,3 км/ч , а Соня шла со скоростью 2,8 км/ч. Через сколько времени Антон догонит Соню?

V. Подведение итогов.

Сегодня на уроке мы с вами повторили правила умножения, деления, сложения, вычитания десятичных дробей. А также вспомнили как правильно переходить дорогу, что обозначают цвета светофора.

Закончить хотелось бы следующими словами:

ПОМНИ! НА ДОРОГАХ ТРУДНОСТЕЙ ТАК МНОГО!
ПОМНИ! НА ДОРОГАХ ТЫСЯЧИ МАШИН!
ПОМНИ! ПЕРЕКРЕСТКОВ МНОГО НА ДОРОГАХ!
ПОМНИ! ЭТИ ПРАВИЛА УЧИ! (Приложение1, слайд8)

VI. Домашнее задание.

Составьте задачу на “дорожную тему”, желательно в необычной форме, например, стихотворной. Напишите текст и решение задачи и проиллюстрируйте её на альбомном листе.