Занятие по обучению грамоте в подготовительной речевой группе. Тема: "Автоматизация звука "ш" в слогах, словах и предложениях"

Разделы: Логопедия


Цели:

Коррекционно-образовательные:

  • закрепить понятие о механизме образования звука “Ш”;
  • продолжать учить детей давать акустико-артикуляционную характеристику звука “Ш” с опорой на различные виды анализаторов;
  • формировать навыки словообразования и словоизменения.

Коррекционно-развивающие:

  • автоматизировать у детей звук Ш в слогах, в словах и предложениях;
  • развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
  • развивать у детей дыхание, голос, мимические мышцы;
  • развивать фонематический слух и восприятие;
  • развивать звукобуквенный анализ;
  • уточнять и расширять словарь;
  • развивать внимание и память.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать у детей самоконтроль за речью;
  • воспитывать у детей наблюдательность.

Оборудование: Цветные фишки для выкладывания звуковых схем и цветные символы для характеристики звука “Ш”, предметные картинки со звуком “Ш”, схемы предложений.

Ход занятия

1. Организационный момент, стоя вокруг педагога.

Задание:

– Как шипит змея? Дети рукой показывают волнистые движения, как ползёт по дорожке змея, и произносят звук “Ш” на одном дыхании.

2. Введение в тему занятия

Задание:

Дети садятся за столы.

Логопед: Как вы думаете, о каком звуке мы будем сейчас говорить? (О звуке “Ш”.)

Логопед напоминает артикуляцию звука “Ш”.

Дети вспоминают характеристику этого звука и выставляют соответствующие цветные символы звука “Ш”. (Звук “Ш” – согласный, всегда твёрдый, глухой.)

3. Речевая зарядка:

Ша-ша-ша – наша Маша хороша.
Шу-шу-шу – шубу новую ношу.
Ши-ши-ши – Миша с Машей малыши.

Логопед следит за артикуляцией произносимого звука.

4. Закрепление звука в слогах и словах.

Задание:

Логопед показывает два цветных символа виде кружков (красного и синего цвета), а дети называют свои слоги со звуком “Ш”.

Логопед напоминает, что красный кружок – это любой гласный звук, а синий кружок – это звук “Ш”.

Дети называют сначала закрытые слоги (АШ, ОШ, УШ, т.д.), а потом открытые (ШУ, ШИ, ША, и т.д.).

Задание:

“Хлопни в ладоши”. Дети хлопают в ладоши, услышав слог со звуком “Ш” (СА-ШО-ЖУ-ШИ-СЫ-ЩА-ЧИ-ЖИ-ЩА и т.д.)

“Топни ногой”. Дети топают ногой, услышав слово со звуком “Ш” (кушетка, самовар, шуба, сковородка, щёки, самолёт, мышеловка и т.д.)

Задание:

Дети должны выбрать и назвать из ряда предметных картинок те, в которых встречается звук “Ш” (шуба, самокат, сумка, шина, лягушка, ваза, щенок, карандаши, жаба)

5. Изменение глаголов по лицам.

Задание:

Логопед предлагает поиграть со словами, изменяя их по лицам.

Давайте поиграем со словами ШАГАТЬ, ДЫШАТЬ. Будем изменять слово: Я – шагаю, ОН – шагает, ОНА – шагает, МЫ – шагаем, ВЫ – шагаете, ОНИ – шагают; Я – дышу, ОН – дышит, ОНА – дышит, Мы – дышим, ВЫ – дышите, ОНИ – дышат.

Физкультминутка речь и движение “Машина”.

Мчатся бешено машины (Держат руль.)
Ши-ши-ши-ши,
По шоссе шуршат их шины (Топают ногами.)
Шу-шу-шу-шу,
В конце дальнего пути (Ладонь у лба.)
Уш-уш-уш-уш,
Слышен шепот (Ладони рупором.)
Шо-шо-шо-шо.
Это шина шепчет шине:
“Я уж больше не спешу-шу-шу-шу”. (На выдохе, с понижением силы голоса.)

6. Игра “Назови ласково слово и передай мяч другому”.

Задание:

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (петух, ухо, шуба, каша, муха, башня, вишня).

7. Звуковой анализ слов.

Задание:

Логопед предлагает провести звукобуквенный анализ слов (МЫШКА, МИШКА).

Дети выкладывают звуковую схему слов с помощью цветных фишек и анализируют схемы.

8. Игровое упражнение “Составь предложение”.

Задание:

Логопед называет слова, а дети составляют устно предложение и выкладывают схему предложения с помощью палочек.

Два, Алёша, год – Алёше два года.
Купить, мишка, Алёша – Алёше купили мишку.
Алёша, мишка, катать, на, машина – Алёша катает мишку на машине.

Логопед подводит итог занятия.