Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

Разделы: Начальная школа


По данным исследований Министерства здравоохранения России лишь 14% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35-40% хронические заболевания. Среди школьников за период обучения в 5 раз возрастает частота нарушений органов зрения, в 3 раза - патология пищеварения и мочеполовой системы, в 5 раз - нарушение осанки, в 4 раза - нервно-психических расстройств. На этом фоне одной из приоритетных задач реформирования системы образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников. При решении озвученной задачи школа сталкивается с серьезной проблемой сохранения высокого потенциала здоровья, обеспечения условий его развития, уменьшения действий вредных факторов на детей на всем протяжении педагогического процесса. Трудности в учебе детей, связанные с повышенными требованиями программ, их усложнением, неизбежно влекут за собой стрессы, перенапряжение нервной системы, эмоциональные перегрузки и как следствие, ухудшающееся состояние здоровья учащихся. Зачастую современная массовая школа не только не укрепляет здоровье детей, но и сама превращается в его снижающий фактор. По оценкам специалистов состояние здоровья учеников зависит на 20-40% от состояния окружающей среды, на 15-20% генетических факторов, на 10% от деятельности служб здравоохранения и на 25-50% от соблюдения норм и правил здоровьесбережения в условиях школьного обучения.

Согласно ФГОС программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни разрабатывается образовательным учреждением на основе примерной и обеспечивает формирование в детях заинтересованного отношения к собственному здоровью. Его основная цель – формирование условий для создания единого здоровьесберегающего и здоровьесозидающего пространства. Отсюда вытекающие задачи:

- разработать комплекс мероприятий, направленных на воспитание культуры здорового образа жизни младшего школьника;

- совместно с родителями и в сотрудничестве с медицинским работником создать здоровьесберегающий и здоровьесозидающий режим дня и рацион питания каждого ребёнка моего класса;

- активно вовлекать детей в общешкольные мероприятия, связанные с пропагандой здорового образа жизни;

- включиться в активное сотрудничество с учителями физической культуры, ОБЖ, педагогами дополнительного образования для совместной работы по сохранению укреплению здоровья детей;

- повышение уровня культуры здоровья как компонента общей культуры учащихся, педагогов, родителей.

За период своего многолетнего педагогического труда я пришла к выводу, что работа по сохранению здоровья детей не может носить эпизодический характер. Она должна быть непрерывным каждодневным кропотливым трудом. Отправной точкой для меня стало изучение факторов, негативно влияющих на здоровье детей. В качестве основных факторов выделяю следующие:

- неблагоприятная экология;

- неправильный режим дня;

- родители, ведущие нетрезвый образ жизни;

- отсутствие школьной гигиены;

- сокращение свободного времени;

- увеличение числа подростков, подверженных вредным привычкам;

- возрастание потока информации.

Изучив наличие данных факторов для контингента моего класса, я пришла к выводу, что большинство этих факторов имеют место быть.

Воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства. Если в семье родители понимают значение физкультуры и спорта для здоровья ребенка, то они с самого раннего детства формируют у ребенка культуру физических занятий, демонстрируя это на своем собственном примере. Поэтому первым этапом работы в этом направлении была работа по налаживанию преемственных связей с детским садом и работа по пропаганде здорового образа жизни среди родителей моих детей. На этом этапе я активно вовлекалась во все мероприятия здоровьесберегающего характера, проводимые с моим будущим классом, участвовала на родительских собраниях, где в сотрудничестве с воспитателями организовывала для родителей лектории и профилактические беседы по пропаганде ЗОЖ.

Когда дети пришли ко мне в первый класс, для меня стало первоочередной задачей создание здоровой обстановки в учебном кабинете, так как большую часть дня дети проводят в нём. Кабинет мой полностью соответствует требованиям САНПИНа. Экологические технологии - озеленение, обустройство школьной среды, освещение, тепловой режим - осуществляются с учётом возрастных особенностей детей класса. Проветривание, увлажнение производятся регулярно. Для создания здорового психологического климата имеются игровые уголки.

Следующий этап – знакомство ребят со школьным режимом, моделирование ситуации для индивидуального взаимодействия с каждым ребёнком согласно Маршруту Оздоровления, выработанного в сотрудничестве со школьным медработником.

Индивидуальный маршрут оздоровления для ученика 3 класса Олина Кирилла. (Проблема с осанкой)
1. Утро. 1. Игра “Весёлый караванщик” (В игровой форме предлагаю этому ученику перенести учебники по одному со стола до шкафа на голове)
2. Перед уроком и в конце урока. 2. Упражнение “Могучий атлант” (В игровой форме ученику предлагается встать вдоль стены, высоко подняв руки вверх для поддержания небесного свода).
3. Домашнее задание. 3. Провести мини-исследование: меняется ли твой рост в течение дня? Чтобы ответить на этот вопрос. Вместе с родителями измерь свой рост 3 раза через каждые 2 часа.

Свои уроки строю согласно требованиям к уроку с позиций здоровьесбережения:

1. Обстановка и гигиенические условия в классе (кабинете): температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски.

2. Количество видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности.

3. Количество видов подачи учебного материала: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т. д.

4. Методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, когда они действительно превращаются из “потребителей знаний” в субъектов действия по их получению и созиданию, то есть осуществление компетентностного подхода в обучении.

5. Место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения.

6. Поза учащихся, чередование позы (наблюдает ли учитель реально за посадкой учащихся; чередуются ли позы в соответствии с видом работы).

7. Наличие, место, содержание и продолжительность оздоровительных моментов на уроке;

8. Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке.

9. Положительный психологический климат на уроке.

10. Наличие на уровне эмоциональных разрядок: шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, известное высказывание (афоризм) с комментарием, небольшое стихотворения, музыкальная минутка и т.п.

11. Плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма: не менее 60% и не более 75-80%.

В связи с тем, что в современную школу все активнее входит компьютеризация, создающая дополнительную нагрузку на зрение и психику учащихся перед педагогом возникла новая задача. Она заключается в том, чтобы снять или свести до минимума их отрицательное влияние на здоровье учащихся. Достаточно эффективно использование массажа. Массаж не только улучшает кровообращение в периферических сосудах и питание в мышцах, снимает усталость в них, восстанавливает нарушенный обмен в тканях, повышает температуру кожи, но и способствует предупреждению повреждений и микротравм.

Гимнастика для глаз не только обеспечивает улучшение кровоснабжения тканей глаза, повышает силу, эластичность и тонус глазных мышц и нервов, снимает переутомление зрительного аппарата, но и, совершенствуя координацию движений глаз, повышает способность зрительного восприятия и оценки объектов окружающего пространства, корректирует функциональные дефекты зрения.

В связи с ухудшающимся состоянием здоровья детей, вызванным увеличением объема и интенсивности учебной нагрузки в школе, роль и значение физического воспитания в профилактике переутомления существенно повышаются. Поэтому на уроках провожу следующие упражнения:

1. Комплекс профилактических упражнений для свода стопы.

А) Каток. Ребенок катает стопой мяч в направлении вперед – назад (1-2 минуты).

Б) Сборщик. Ноги полусогнуты в коленях, ребенок собирает пальцами ног мелкие предметы: ластик, бумажный шарик, карандаш…, расположенные на полу и складывает их в кучу (1-2 минуты).

В) Гусеница. Ребенок сидит, колени полусогнуты, пятки прижаты к полу. Сгибая пальцы ног, он подтягивает пятку вперед, затем пальцы распрямляет и движение повторяется, имитируя движение гусеницы (30-50 секунд).

Г) Мельница. Ребенок, сидя с выпрямленными коленями, выполняет круговые движения стопой сначала влево затем вправо (по 10-12 кругов в каждую сторону).

2. Комплекс упражнений на осанку.

Мешочки, наполненные песком:

- на носочках, мешочки на голове;

- по скамейке проходят с мешочками на голове;

- на вытянутой правой руке - мешочки, затем на левой.

3. Комплекс упражнений для снятия утомления.

А) “Согревание глаз”. В положении стоя, ноги вместе, соединить ладони вместе и зажать их между коленями. Тело наклонить вперед, трущие движения ладонью о ладонь, затем “тепло” переводим на глаза (10 секунд, 2-4 раза)

Б) Поглаживание шеи (8-10 растираний).

4. Формулы психомышечной тренировки.

- я расслабляюсь и успокаиваюсь;

- мои руки расслабляются и теплеют;

- мои руки полностью расслабленные … теплые … неподвижные;

- мои ноги расслабляются и теплеют;

- мое туловище расслабляется и теплеет;

- моя шея расслабляется и теплеет;

- мое лицо расслабляется и теплеет.

Все приведенные комплексы можно использовать во время уроков для снижения утомления разных систем организма. Главное придерживаться золотого правила оздоровительных упражнений – “лучше “недобрать” нагрузки на занятии, чем ее превысить”.

Уроки физической культуры изначально нацелены на созидание здоровья. Содержание уроков планирую с учётом групп здоровья детей и моделирую профилактические и коррекционные упражнения. Например, по профилактике и коррекции плоскостопия активно используются занятия с массажными ковриками: массаж стоп по отдельности, преодоление препятствий в виде тренажёрной дорожки из природного материала (жёлудей, грецких орехов, шишек, галька, горох), эстафеты-игры (прохождение по расставленным массажным кочкам, игра “Займи свою кочку”, “Займи свободную палочку”)

Во время переменок дети имеют возможность свободно погулять по массажным коврикам, посидеть на спортивных шарах.

Следующий шаг – организация и реализация внеклассных мероприятий во внеурочное время.

Внеклассные мероприятия
Название мероприятий Участники мероприятия
Проектирование.
  1. “Казань – столица спорта”
  2. “Как сохранить зрение”.
  3. “Режим дня школьника”
  4. “Безопасная дорога в школу”
  5. “Опасные места в школе”
  6. “Воздух - условие жизни на земле”
  7. “Роль подвижных игр”
Классный руководитель, учащиеся и родители
Интегрированные мероприятия.
1. Всероссийский кросс здоровья “Кросс наций”.
Классный руководитель, учащиеся, родители, учителя ОБЖ и физической культуры, медицинский работник
2. “Особенности развития мальчиков и девочек 9-10 лет” (УМК “Путь к успеху”) Классный руководитель, учащиеся, родители, медицинский работник
3. Конкурс рисунков на тему здоровья. Классный руководитель, учащиеся, родители, учитель ИЗО
4. День Здоровья (ежемесячно) Классный руководитель, учащиеся, родители, учителя ОБЖ и физической культуры, медицинский работник.
5. “Безопасное колесо” Классный руководитель, учащиеся, родители, учителя ОБЖ и физической культуры, медицинский работник
6. Экологическая тропа. Классный руководитель, учащиеся, родители, учителя биологии, географии, медицинский работник
7. “Весёлые старты” Классный руководитель, учащиеся, родители, учителя ОБЖ и физической культуры, медицинский работник
8. “Парад младших войск” Классный руководитель, учащиеся, родители, учителя ОБЖ и физической культуры, медицинский работник
9. Олимпийский урок. Классный руководитель, учащиеся, родители, учителя ОБЖ и физической культуры, медицинский работник
10. Организация профилактических мероприятий на период эпидемии гриппа. Классный руководитель, учащиеся, родители, медицинский работник
11. Семейные спортивные праздники. Классный руководитель, учащиеся, родители, медицинский работник
III. Профилактика наркотизма среди младших школьников с использованием УМК “Все цвета, кроме чёрного” Классный руководитель, учащиеся, родители.
IV. Организация зимнего и летнего отдыха. Администрация лицея, классный руководитель, учащиеся, педагогический коллектив, медицинский работник

Изначально моя работа была направлена на достижение следующих результатов:

- полученные знания позволяют детям понять, почему им нужно заботиться о своем здоровье, соблюдать правила здорового образа жизни;

- дети смогут оценивать свой режим с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и корректировать несоответствия;

- дети научатся управлять своим поведением в различных ситуациях, избегая конфликтов с окружающими;

- дети получат знания и навыки, связанные с предупреждением возможного приобщения к одурманивающим веществам, научатся отказываться от предложений, которые считают опасными.

Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики – одно из самых перспективных образовательных систем, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов.