Формирование универсальных учебных действий через смысловое чтение и работу с текстом на уроках музыки в 5-м классе

Разделы: Музыка


Презентация. Слайд 1.

Формированию универсальных учебных действий способствует технология развития критического мышления через чтение и письмо. Она позволяет формировать вдумчивое, смысловое, продуктивное чтение текста. Помогает структурировать и творчески перерабатывать информацию. Способствует формированию умений обобщать, анализировать, синтезировать и оценивать информацию.

Слайд 2.

1. Приёмы формирования коммуникативных и регулятивных УУД.

А) Постановка вопросов к теме урока (учащийся учится целеполаганию, планированию своей деятельности).

Тема урока: Опера.

Задача учащихся сформулировать вопросы к данной теме.

– Что такое – “опера?”
– Где и когда она появилась?
– Какие виды искусства участвуют в опере?

Слайд 3.

Б) Постановка простых и сложных вопросов к тексту: “Вопрос другу”.

Повторение с контролем.

Тема урока: Образы живописи в музыке.

  1. Назови музыкальные произведения, навеянные природой или другими изображениями.
  2. Какой приём передаёт ощущение музыкального пространства?
  3. Какие понятия из области изобразительного искусства перешли в музыку?
  4. Какие признаки отличают музыкальный пейзаж у композиторов – импрессионистов? Объяснить на примере пьес “ Игра воды” М. Равеля и “ Облака” К. Дебюсси.

(Вопросы задают по цепочке, выделяя главную информацию.)

Сам задающий вопрос, анализирует и корректирует ответ товарища.

Слайд 4.

2. Приёмы формирования познавательных УУД.

А) “Текст с музыкальными ошибками”.

При изучении нового материала в парах или группах ученики составляют 2–3 предложения с музыкальными ошибками и задают друг другу.

Тема урока: Балет.

1. Балет в переводе с итальянского означает пою.
2. Зарождение балета – 20 век, Италия.
3. В создании балета участвует только композитор.

Найденную ошибку необходимо аргументировать, привлекая доказательства правоты. Ученик учиться структурировать знания. Формирует умение строить высказывания.

Слайд 5.

Б) “ Музыкальный текст, с пропусками слов”.

Учащимися составляются тексты и слова для справок для индивидуальной работы.

Тема урока: “ Русские сезоны” в Париже.

“Русские сезоны” это гастроли русской _________ и _______

в 1908 и______ годах. Они превратились в настоящий ________ отечественного балета и показали всему миру его

_____________ уровень. Таков был результат содружества

выдающихся композиторов,___________ и ________________.

Среди великих создателей “Сезонов” композиторы________

____________________________________________________ ,

солисты _________________________, художники__________

_____________________________________ .

Ученик учится ориентироваться в содержании текста и понимании его целостного смысла. Ставит перед собой цель логического чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию.

Слайд 6.

В) Формулировать на основе текста свои доказательства. (Индивидуальная или парная работа.) У ученика формируется умение обнаруживать в тексте доводы в подтверждение или опровержение выдвинутых тезисов. Учатся выражать свои мысли.

Составить два суждения “ Верно ли, что…”

  1. Верно ли, что одним из ярких событий “ Русских сезонов” стал балет И.Стравинского “Петрушка”?
  2. Верно ли, что балет это яркое средство выражения образов, поэтому он никогда не вводится в действие опер?

Слайд 7.

Г) Составить сравнительную таблицу.

Формируется умение структурировать анализ музыкального источника или учебного текста, выделять не только главную, но избыточную информацию. Ученики учатся преобразовывать текст. Используя новые формы представления информации (знаково-символические умения).

Слайд 8.

Д) “ Три подсказки” (парная работа, ответы на карточках сдают учителю).

Для того чтобы заинтересовать детей во внимательном чтении о музыкальных инструментах и биографии композиторов используется данный приём. Учащиеся составляют три подсказки, чтобы определить о ком или о чём идёт речь. Этот приём можно использовать на этапе повторения.

  1. Он родился на Урале.
  2. Девять опер сочинил.
  3. Есть альбомы о природе и детей он не забыл.

(П.И.Чайковский.)

  1. Инструмент, как пианино, но гораздо меньше он.
  2. Вместо струн внутри пластины, слышен звонкий перезвон.
  3. Если клавиш, кто коснётся, как же инструмент зовётся?

(Челеста.)

Формируется самоопределение учащегося, его самооценка и умение корректировать свои знания, т.е. регулятивные учебные действия.

Слайд 9.

Е) Написание творческих заданий. Продолжить рассказ, используя полученные знания на уроке. (6–7 предложений.)

Ученик учится понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им. Моделирует, прогнозирует возможные последствия какого– либо события. Формируется умение смыслообразования.

На фоне праздника Масленицы развёртывается драма Петрушки, влюблённого в изящную Балерину. Но красавица равнодушна к нему, предпочитая … самодовольного Арапа. Каков он Петрушка? С одной стороны, самый настоящий клоун, шут, веселящий народ.

С другой – страдающая душа, способная на глубокие переживания. Эта двойственность находит отражение и в музыке, в которой шутовская маска Петрушки выражена угловатыми, неуклюжими интонациями. А сквозь этот внешний образ просвечивает интонация то ли вздоха, то ли стона.

С помощью данных технологических приёмов формируются познавательные, коммуникативные, личностные и регулятивные универсальные учебные действия у пятиклассников. Урок, построенный в рамках учебной деятельности, помогает учащимся приобретать навыки самостоятельной работы с информацией. Новые знания оказываются для учащихся не чем-то отстранённым, что надо выучить на оценку, а тем, во что вложены собственные силы. А значит, повышается интерес к предмету и мотивация пятиклассников, при изучении предмета музыка.