Урок русского языка по теме "Звуковой анализ слова". 1-й класс

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Цель: систематизация фонетических знаний

Задачи:

  • Познакомить с транскрипцией, учить записывать слова условными значками.
  • Развивать умение соотносить звуковую и буквенную формы слова и правильно обозначать мягкость и твердость согласных звуков с помощью гласных букв.
  • Развивать внимание, память, способность высказывать свои мысли, умение обосновывать свои суждения.

Материалы и оборудование: музыкальное сопровождение, карточки, компьютер, проектор, листы с заданиями для работы в группах.

ФОРМИРУЕМЫЕ УУД:

Личностные УУД: формировать положительное отношение к познавательной деятельности, желание приобретать новые ЗУН;

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия; адекватно оценивать свои достижения;

Познавательные УУД: осуществлять для решения учебной задачи операции анализа, сравнения, синтеза, устанавливать причинно-следственные связи;

Коммуникативные УУД: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, слушать и отвечать на вопросы, высказывать и обосновывать свою точку зрения, осуществлять совместную деятельность в парах.

Ведущий вид деятельности: продуктивный, творческий, проблемный.

Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично-поисковые, словесные, наглядные.

Педагогические технологии:

  • Личностно-ориентированного обучения;
  • Объяснительно-иллюстративного обучения;
  • Педагогика сотрудничества (учебный диалог);
  • ИКТ-технология (презентация)

Планируемые результаты:

  • учащиеся научатся распознавать звуки и буквы;
  • применять полученные знания при выполнении нестандартных заданий;
  • повышение активности на уроках;
  • обогащение словарного запаса.

Форма урока: урок-путешествие.

Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ). На уроке используется системно-деятельностный подход.

Ход урока

1 Мотивация к учебной деятельности.

Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством поддержания в них веры в свои силы.

(Приложение 1) Слайд № 1,2,3,4. На дворе стоит весна,

Вся сиянием полна.
Повернем все лицо на окно
И вдохнем весенний воздух заодно.
А сейчас вы повернитесь все в конец,
Подарите вы гостям улыбки, наконец.
Ну а теперь, тихонечко садитесь
И в работающих учеников обратитесь.

- Я знаю, что вы любите путешествовать? Да.

А хотите отправиться в путешествие?

Путешествие можно совершить и пешком, и на каком – нибудь транспорте. А на каком транспорте мы отправимся в путешествие, вы узнаете сами. (Звучит отрывок из м/ф “Паровозик из Ромашково”) слайд № 4 - щелчок

— Верно. Паровоз.

— Мы отправимся в путешествие в волшебную страну.

— Отправляясь в путешествие, что мы возьмем с собой? (наши Знания, Умения, Навыки, а спасательными средствами будут – безошибочное и красивое письмо.)

- Какую тему мы изучали?

- Что ожидаете от сегодняшнего урока? (изучить что-то новое)

- Что для этого вы должны сделать? (понять, чего мы не знаем, и сами открыть что- то новое.)

Я жду от вас интересных открытий и желаю удачи.

- А какой девиз сегодня будет, попробуйте отгадать?Слайд № 6

Слайд № 7 (“Не говори не умею, а говори, научусь”) Объясните ее смысл.

- С чего мы начинаем наш урок? (С повторения)

2. Самоопределение к деятельности.

Цель:

1) определить содержательные рамки урока.

2) согласовать тему и цель

- А вот и первая остановка.Слайд № 8

Перед нами волшебный лес, он полон сказок и чудес.Слайд № 9На деревьях здесь растут необычные “плоды”. Что это? (Это буквы.) Что из слов можно составить?

Щелчок - Что вы видите? (словарные слова) Как они записаны? Запишите их правильно.

Мальчек, щинок, девачка, учиник.(слайд №9 щелчок

Проверьте по эталону. Оцените себя.

3. Актуализация знаний и фиксация затруднения

Перед нами вторая остановка.Слайд № 10

- Что вы видите? (сказочный страну)

- Кто там живет? (невидимые жители этого царства) А слышать их можно.

- Попробуйте определить нашу тему и цель урока? Что у вас вызвало затруднение?

Действительно, вокруг себя мы слышим множество... (звуков.) Вспомните их:

  • Как шумят в лесу деревья?
  • Поют птицы?
  • Лает собака?
  • Капает дождь?
  • Слышен шорох шагов?
  • Гремит гром?

А дома?

  • Как шипит раскаленная сковорода?
  • Как звенит будильник?
  • Как скрипит старая дверь?
  • Как гудит стиральная машина?

Но мы с вами и между собой общаемся, то есть, разговариваем, и для этого нужно знать свой родной язык. Какой? (русский язык)

4.Сообщение темы и целей урока.

- Попробуйте определить нашу тему и цель урока? Что у вас вызвало затруднение?

Мы не буквы, мы звуки речи.
Изучает фонетика нас.
Мы не буквы, мы звуки речи.
Произносят и слышат нас.

Фонетика – наука о звуках, (щелчок), которые любят петь. Слайд № 11(нажать на паровозик)

- А какие бывают звуки? Слайд  №12 (гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие)

Звуки дали такую схему и попросили расшифровать вот это слово. Что это за слово?

5. Построение проекта и выхода из затруднения.Слайд 13

         

забор, роман, рулон

-Удобно ли прочитать слово и расшифровать по значкам? (нет)

6. Реализация построенного проекта.

Слайд №14 - И вот однажды в этой стране появился волшебник из другого королевства. (Щелчок) Ему так понравилось, что он захотел поближе познакомиться с жителями Фонетики. Но когда он узнал, что они не видимы, то очень огорчился.

Но он был волшебником, причем добрым. Поэтому решил каждому жителю подарить по волшебному костюмчику. (Щелчок). Стоило его надеть, как звуки становились видимыми и превращались в буквы.

Учитель: с тех пор, прочитав букву, он называл звук по имени. У каждого звука был свой “костюмчик”, а каждая буква имела одежду.

- Какая была одежда у них?

Физкультминутка для глаз. Слайд№15 (нажать на паровоз)

- Где можно узнать эту информацию? (в учебниках) Откройте учебник на стр.5

- Что нового узнали? (звуки стали ставить в особых скобках, квадратных, а если звук – мягкий, вверху ставили знак, похожий на запятую) (дети говорят, слайд №16,щелчок, щелчок

- Значит, как можно расшифровать слово забор? (з а б о р) запишите. Щелчок.

7. Первичное закрепление во внешней речи с самопроверкой по эталону.

- Скоро вы быстро и правильно научитесь обозначать буквы – звуками.

Начнем тренироваться. Возьмите карточку. Работа в парах. Вы должны сделать правильный выбор. Затем проверить по эталону.

Лук – 1.(л ук), 2.(лук,)

Гусь – 2. (г у с,ь), 2.(г у с,)

Лес – 1. (л,э с) 2. (л,е с)

Дуб - 1. (д уп) 2. (д у б)

Оцените себя. Слайд № 17

Физминутка. Слайд №18 (нажать на паровоз)

8. Самостоятельная работа с самопроверкой .

Цель: организовать самопроверку и самооценку учащимися умения применять звуковой анализ слов

Сейчас вам предстоит поработать в группах.

- Определите задание? (Составить из слов предложение, поставить нужный знак в конце предложения, сделать звуковой анализ слов, подчеркнуть “опасные места”)

1 группа. ёж, где, живёт (где живет ёж?) ёж -...., живёт -.....

2 группа. по, змея, поползла, земле (по земле поползла змея) змея-..., земля-....

3 группа. (По небу полетел орёл) орёл, по небу, летел, по орёл -..., полетел -...

4 группа. Хорошо, как, лесу, в. (Как хорошо в лесу!) хорошо -..., лесу -...

5 группа. Дети пили кисель с пряником. Кисель-...., пряник - ....

6 группа. По лесу побежала рыжая лиса. Рыжая -..., бежала-....

9. Рефлексия учебной деятельности на урок Цель:

1) закрепить в речи новые случаи звукового анализа слов

2) зафиксировать затруднения, которые остались и способы их

3) оценить свою деятельность на уроке

Cлайд №19. Вспомните девиз нашего урока? (“Не говори, не умею, а говори, научусь”)

- На уроке мы... слайд №20

- узнали...(больше о звуках)

- научились...(обозначать звуки особыми значками)

акова была цель нашего урока?

- Достигли мы своей цели? Докажите.

- Что было трудно? Удалось ли справиться с трудностями?

- Какая будет следующая цель? (научиться соотносить звуковую и буквенную формы слова.)

- Оцените свою деятельность на уроке?Поставьте себя на лестницу успеха. Слайд 21

- Если у вас все получилось сегодня, не было трудностей – верхняя ступенька.

- Если все получилось, но были трудности незначительные – средняя ступенька.

- Если было очень трудно и неинтересно – нижняя ступенька.

Слайд № 22. Вот и заканчивается наше путешествие. По мосту наш паровозик проехать не может. Но наше путешествие обязательно продолжится на следующем уроке. Ведь еще так много слов в нашем языке, чтобы правильно соотносить буквы и звуки.

- Спасибо за хорошую работу на уроке! Слайд №23

14.07.2013