Использование элементов песочной терапии в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Разделы: Логопедия


В целях коррекции речевых нарушений, застенчивости, тревожности как качеств личности ребенка, снижения уровня мышечной зажатости, а также для нахождения контакта с детьми я в своей коррекционно-логопедической работе использую элементы песочной терапии.

Игра с песком представляет возможность ребенку избавиться от психологических травм с помощью экстериоризации (процесс перехода внутренних состояний во внешние, практические действия) фантазий и формирования ощущения связи и контроля над своими внутренними побуждениями. Сама структура песка – он состоит из мельчайших крупинок – символически отражает автономность человека, воплощает Жизнь во Вселенной. Песок пропускает воду, а также поглощает негативную психическую энергию. Взаимодействие с песком очищает энергетику человека и стабилизирует его эмоциональное состояние. Игры с песком позитивно влияют на речевое развитие, эмоциональное самочувствие, и это делает его уникальным средством для развития ребенка.

Когда ребенок работает с песком, я о нем могу многое узнать:

  • состояние мелкой моторики (ловко, уверенно берет мелкие игрушки или роняет и т.д.);
  • уровень познавательного интереса (рассматривает игрушки, расспрашивает о незнакомых предметах, делится впечатлениями об уже знакомых игрушках и т.д.);
  • уровень общей осведомленности (как много предметов из набора игрушек ему незнакомы);
  • сформированность понятий и умение обобщать (игрушки расставлены по лексическим темам);
  • личностные характеристики (темперамент, тревожность, уверенность в себе, агрессивность, сформированность коммуникативных навыков в общении со взрослым, общее эмоциональное состояние).

В течение занятия могу выяснить:

  • уровень развития речи (звукопроизношение, грамматический строй речи, лексику), если ребенок говорящий;
  • уровень развития игровой деятельности (игрушки просто набросаны в песочнице, присутствует простой сюжет или развитие сюжета);
  • эмоциональное развитие (как выражает эмоции, их адекватность ситуации, устойчивость);
  • стиль семейных отношений (диалоги между героями);
  • уровень развития таких психических процессов, как произвольная и непроизвольная память, восприятие формы, цвета, размера;
  • устойчивость и распределение внимания, работоспособность;
  • воображение (сказочный сюжет, его развитие и т.д.)

В конце занятия выясняются следующие качества ребенка:

  • уровень развития воли и целеустремленности (убирает ли игрушки по местам, доводит ли дело до конца);
  • уровень развития памяти (где какая игрушка была) и внимания;
  • на подгрупповых занятиях – уровень сформированности коммуникативных навыков, стиль общения со сверстниками.

Мной “песочная терапия” используется для диагностических и психопрофилактических целей. Для этого в логопедическом кабинете имеются:

  • картотека с дидактическими играми, направленными на развитие у ребенка диафрагмального дыхания; фонематического слуха; связной речи; регуляции мышечного тонуса, снятие напряжения с мышц пальцев рук и совершенствование мелкой моторики; выработки полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков; автоматизацию звуков; формирование слоговой структуры слова; совершенствование грамматического строя речи; развитие и формирование пространственно-количественных представлений, что способствует повышению качества постановки звуковой культуры речи;
  • пластмассовые чашки с песком;
  • миниатюрные игрушки: разные виды транспорта, дикие и домашние животные, насекомые, игрушки из “Киндер-сюрприза”, настольный театр и др.;
  • трубочки (соломинки), зубочистки, кисточки, палочки;
  • дощечки из оргстекла.

Играя с песком, ребенок раскрепощается, освобождается от фиксации на своем дефекте, так как он увлечен действием и игрой, а песок обладает релаксационным действием. На занятиях включаю игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Тактильные ощущения мы получаем через кожу: “горячее-холодное”, “сухое-мокрое”, “твердое-мягкое”, “гладкое-острое”. Кинестетические ощущения получаются во время движения: ребенку предлагается поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.); выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро; “пройтись” ладонями по проложенным трассам, оставляя на них свои следы; создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка; “пройтись” по песку отдельно каждым пальцем правой и левой руки поочередно (сначала только указательными, затем – средними, безымянными, большими и наконец мизинчиками).

Далее можно группировать пальцы по два, по три, по четыре, по пять. Здесь уже ребенок сможет создать загадочные следы. Можно “поиграть” на поверхности песка, как на пианино или клавиатуре компьютера. При этом двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мягкие движения вверх-вниз. Для сравнения ощущений можно предложить детям проделать те же движения на поверхности стола. Песочницу можно использовать для нахождения определенной буквы, изготовленной из пластмассы и закопанной среди прочих в песке. Предварительно ребенку завязывают глаза.

Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние. Наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики, я стараюсь научить детей прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но самое главное – ребенок получает первый опыт рефлексии, учится понимать себя и других.

Если дети не умеют сочетать речь с движениями рук в песке – они, либо играют, либо говорят, необходимо обучить их этому. Для исправления звукопроизношения я сначала учу ребенка сочетать движения языка и пальцев в песке при разучивании и отработке артикуляционных упражнений, автоматизации изолированных звуков, проговаривании слогов, слов. Если звукопроизносительная сторона речи ребенка не страдает, я слежу, чтобы он рассказывал знакомые стихотворения, потешки с ритмичными движениями в песке. Если ребенок затрудняется, то беру его руки в свои и мы выполняем действия совместно. Принципом работы является: “Играй и говори одновременно”. При выполнении упражнений пальцы обеих рук ребенка должны быть погружены в песок, поэтому он может совершать ими любые произвольные движения. Для игр с песком ребенок должен иметь клеенчатый фартук и индивидуальное полотенце.

На первом этапе логопедической работы при восстановлении пробелов в развитии звуковой стороны речи я использую игры на развитие фонематического слуха:

  • выбрать фигурки, в названиях которых есть звук [а] или другой гласный;
  • выбрать фигурки, в названиях которых есть автоматизированный звук [с] или [ш] и т.д.

Затем задание можно конкретизировать: составить предложения, в которых слова со звуком [с] находятся в начале; середине; конце слова. Это простая игра помогает нам решить немало логопедических задач:

  • закрепить навыки правильного произношения автоматизированного звука;
  • развить умение слышать и вычленять отдельные звуки и звукосочетания в слове и т.д.

Очень любят дети лепить буквы из песка, сгребая его ребрами ладоней. Нравится им превращать буквы: “Л” в “А”, “П” в “Г”, “К” в “Ж” и т.д.

Буквы, слова на песке можно сначала писать пальчиком, потом палочкой, держа ее как ручку; выдувать буквы через соломинку. Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге, где всегда видны следы ошибок. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным.

Таким образом, в результате проведенных циклов интегрированных коррекционно-логопедических занятий у дошкольников 5-7 лет прослеживалась положительная динамика развития речи:

  • у обучающихся значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям, так как на занятиях нет места монотонности и скуке;
  • обучающиеся чувствуют себя более успешными, освобождаясь от фиксации на своем дефекте.