Тренинги с родителями. Почему это важно? Тренинг для родителей с детьми 4–5 лет "Разноцветная страна"

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями


Часто родители обращаются к психологу за советом или помощью только в кризисной ситуации, но ведь проблему можно было предупредить, а для этого необходимо организовать взаимодействие педагога-психолога и родителей, используя разнообразные формы и методы работы. Одной из таких форм является проведение тренингов. Тренинги для родителей проводятся с применением современных методов работы педагога-психолога, это и деловая игра, и арттерапевтические элементы, и элементы песочной терапии, и мультимедийные презентации, и психологические упражнения, и сказкотерапия. Участвуя в совместных тренингах, родители учатся конструктивному взаимодействию, могут посмотреть на своего ребенка со стороны, в незнакомой для них ситуации, видят модели взаимодействия в других семьях. Родители имеют возможность пообщаться в неформальной обстановке, получить консультацию, поделиться собственным опытом, в игре принять позицию ребенка. Все это помогает лучше понять своего ребенка и наладить доверительные отношения с педагогами. Для ребенка участие в совместных тренингах особо важно тем, что позволяет научиться коммуникативным приемом, навыкам общения, снять психоэмоциональное напряжение, да и просто поиграть вместе со своими родителями, в обстановке, наиболее комфортной для ребенка, когда рядом близкие люди.

Цель таких совместных тренингов: укрепление детско-родительских отношений, и как следствие этого, формирование доверительных отношений между педагогами и родителями воспитанников, активизация родителей в участии в жизни детского сада и воспитании детей.

Задачи могут быть разные, в зависимости от темы тренинга, но основные это: развитие коммуникативных навыков; развитие способности конструктивного взаимодействия; снятие психоэмоционального напряжения. Развитие памяти, внимания, мышления, воображения, речи.

Условия проведения тренингов это просторное помещение, где можно выделить несколько зон: зона для движений и обсуждений, где участники могут удобно расположиться в кругу и участвовать в подвижных играх и зона для выполнения творческих заданий.

Материалы и оборудование: бумага разных форматов, цветная бумага различной фактуры, фольга, газеты, картон; ножницы, клей-карандаш, пластилин; цветные карандаши, фломастеры, различные мелкие предметы: бусинки, пуговицы, макароны, природный материал; спортивный инвентарь; атрибуты костюмов сказочных героев; клубок шерстяных ниток; записи релаксационной и веселой музыки, и многое другое (для каждого тренинга свой набор материалов).

Предварительная работа это может быть выступление на родительских собраниях , проведение анкетирования, и психодиагностики эмоциональной сферы, все это позволяет активизировать родителей, а иногда и задает общий ритм дальнейшей работе. На данном этапе, кроме сведений о себе, можно предложить участникам рассказать о своих ожиданиях от тренинга. Работа с ожиданиями во многом определяет эффективность тренинга, ведь значимость любого приобретения человека (и нового опыта в том числе) связана с его собственными целями и ожиданиями. Возможно, родителям понадобится помощь в формулировании своих ожиданий, в том, чтобы сделать их более реальными и адекватными. Возможно, возникнет необходимость подкорректировать содержание тренинга.

Рефлексия. Очень важно в процессе тренинговой работы уделять внимание обсуждению выполненных упражнений или заданий. Такие вопросы, как “Что вы думаете по поводу данного упражнения?”, “Что оказалось сложным?”, “Что вы чувствуете?”, и др., позволяют осмыслить происходящее, связать получаемый опыт с реальным миром. Однако участие детей-дошкольников (чтобы не делать занятие утомительным для них) вынуждает сокращать эту составляющую, ограничивая время на рассуждения и размышления.

После завершения цикла тренингов проводится повторная психодиагностика эмоциональной сферы детей и анкетирование взрослых участников тренинга с целью отследить эффективность работы и предоставить возможность родителям еще раз осознать приобретенные навыки.

Я хочу представить сценарий совместного досуга родителей с детьми среднего дошкольного возраста “Разноцветная страна”.

Цель: укрепление детско-родительских отношений.

Задачи:

- активизация родителей в вопросах развития и воспитания детей;

- развитие коммуникативных навыков;

- развитие психических процессов (память, внимание, мышление).

Участники: родители и дети 4-5 лет.

Необходимое оборудование и материалы: магнитофон, подборка песенок о цветах радуги, сделанная из картона радуга (семь дуг разного размера, от самого большой дуги красного цвета до самой маленькой фиолетового), фиолетовые колокольчики, разрезанные на 5 частей, бумага голубого цвета, рисунки-раскраски, где изображены предметы красного цвета, разноцветные прищепки (четыре основных цвета), волны для прищепок, синий платок-море, волшебный мешочек, музыкальные инструменты (барабан, бубен, посох дождя длинный и короткий), разноцветные предметы (кубики, мячики, игрушки), пять обручей, воздушные шары (на каждого участник), цветные фломастеры, разноцветные капельки цветов радуги, кубики с приклеенными дольками апельсина (картон).

Участники входят в зал под музыку “Песенка о доброте” из мультфильма “Приключения поросенка Фунтика”.

Добрый день, дорогие гости, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие в разноцветную страну. Посмотрите вокруг как много разных предметов и все они разного цвета. Какие вы видите цвета? (Ответы) У каждого время года свой цвет. Какой цвет главный у весны? Какой цвет у зимы? Как вы думаете, какой цвет любит лето? А осень, в какой цвет раскрашена? (Ответы)

Краски сегодня очень устали: Радугу в небе они рисовали.
Долго трудились над радугой краски, Радуга вышла красивой как в сказке.
Вся разноцветная - вот красота! Ты полюбуйся, какие цвета.

Что бы у нас на мольберте появилась радуга, нам надо отгадать загадки про разноцветные предметы.

I. Загадки про цвета радуги

Что за чудо-красота!
Расписные ворота
Показались на пути!
В них ни въехать,
Ни войти. (Радуга)

Малина ягода вкусная,
Смородина ягода кислая,
Клубника ягода сладкая
И каждая ягода … (Красная)

На мольберте появляется красная дуга.

С виду он как рыжий мяч,
Только вот не мчится вскачь.
В нём полезный витамин — 
Это спелый...  (Апельсин)

На мольберте появляется оранжевая дуга.

Из скорлупок, из пеленок
Вылез маленький цыпленок.
Ой, смешной какой ты,
Наш комочек … (Желтый)

На мольберте появляется желтая дуга.

Лягушка скачет на болоте
Она все время на охоте.
Прощай, комарик несмышленный!
А у лягушки цвет … (Зеленый)

На мольберте появляется зеленая дуга.

На картине небо ясным
Нарисуем мы с тобой
И его закрасим краской
Как обычно - … (Голубой)

На мольберте появляется голубая дуга.

Жил старик со своею старухой у самого……моря. (Синего)

На мольберте появляется синяя дуга.

Какого цвета баклажан, фиалка, слива? (Фиолетовый)

На мольберте появляется фиолетовая дуга.

Вот и получилась у нас радуга-дуга.

II. Волшебный мешочек.

Давайте сядем в кружок и посмотрим, что я вам принесла.

Во время рассматривания, помощник ведущего незаметно убирает радугу с мольберта.

Дети по очереди достают из волшебного мешочка предметы. Барабан, бубен, посох дождя длинный и короткий. Рассматривают и слушают звучание инструментов.

Однажды пошел дождь (имитация звука дождя с помощью посоха дождя (длинного)), потом загремел гром (имитация грома с помощью бубна и барабана), дождь стал стихать (используем короткий посох дождя) и наконец совсем закончился. В небе появилась радуга.

Закончился дождь, отгремела гроза,
На листьях блестит дождевая роса.
Прозрачные лужи на чистых дорожках -
Не выйти из дома гулять в босоножках.
А в небе, где синяя туча висит,
Красавица радуга ярко горит!

У нас на мольберте тоже есть радуга. Все поворачиваются к мольберту. Ах, радуга пропала.

Надо радугу спасать. Будем радугу искать?

Нас ждет паровозик Букашка, занимайте свои места. Дети встают по кругу.

III. Разминка “паровоз Букашка”. Звучит песня “Паровоз – Букашка!” в исполнении ансамбля “Семицветик”. Слова Александра Морозова, музыка Александра Ермолова.

Волшебный паровозик нас привез в разноцветную страну, чтобы собрать радугу, мы будем отгадывать мелодии, в которых есть слова с названием цвета и выполнять задания. Готовы?

1. Красный. Звучит композиция “Песенка Красная Шапочка” из кинофильма Красная шапочка. Пока звучит музыка - дети и родители могут выполнять произвольные танцевальные движения.

- угадывают героя и цвет соответствующий герою;

- даны рисунки-раскраски, где изображены: помидор, машина скорой помощи, снегирь, мухомор, клубника, пожарная машина. Отгадайте, что общего в этих рисунках? (Красный цвет). Раздаются карандаши, и дети вместе с родителями раскрашивают рисунки.

- на мольберте появляется красный цвет радуги.

2.Оранжевый. Звучит композиция “Оранжевая песня”.

- называют предметы, которые бывают оранжевого цвета;

- подвижная игра “ Кто успеет взять дольку апельсина?”.

На полу по кругу разложены дольки (на кубики приклеены оранжевые дольки), под музыку дети двигаются по кругу, как только музыка останавливается надо быстро успеть схватить кубик и поднять его вверх. Каждый следующий раз, количество кубиков уменьшается на один. Кому не хватило кубика выходит из игры.

- на мольберте появляется оранжевый цвет радуги.

3. Желтый. Звучит композиция Смешарики “Круглая песенка”.

- угадать что за желтый круг. Желтый круг много лучиков вокруг;

- чья команда успеет надуть больше воздушных шариков. Родители надувают воздушные шары, а дети рисуют фломастером на шарике солнце.

- на мольберте появляется желтый цвет радуги.

4. Зеленый. Звучит композиция “В траве сидел кузнечик”  (слова Н. Носова, музыка В. Шаинского).

- отгадайте, какому цвету подойдет эта песенка?

- разложить предметы, находящиеся в большом обруче, по цвету в малые цветные обручи;

- на мольберте появляется дуга зеленого цвета.

5. Голубой. Звучит композиция “Голубой вагон” (слова Тимофеевский А., композитор Шаинский В)

- угадать о каком цвете поется в этой песне;

- назвать, что бывает голубого цвета (на небе больше всего голубого цвета);

- сложить вместе с родителями из голубой бумаги самолетик и запустить его;

- на мольберте появляется голубой цвет радуги.

6. Синий. Звучит композиция “Синий, синий иней”.

- называют предметы, которые бывают синего цвета;

- случился шторм, и всех рыб выкинуло на берег, нужно спасти рыбок, чтобы попасть в морскую страну, нужно пробежать под волнами. Ведущие держат большой платок из синий органзы, выполняют платком волнообразные движения, участники пробегают под платком;

- на полу лежат разноцветные прищепки, ведущие держат волны, сделанные из картона, надо прикрепить прищепки по цвету, на каждой стороне волны свой цвет;

- на мольберте появляется дуга синего цвета.

7. Фиолетовый. Звучит композиция “Фиолетовая туча” (слова А. Адлер, музыка Н Жемойтук).

Что бывает фиолетового цвета? Колокольчики дарят фиолетовый цвет.

- В конвертах лежат детали фиолетового колокольчика, нужно сложить колокольчик из 5 деталей.

- На мольберте появляется фиолетовый цвет радуги.

Вот и собрали мы радугу.

Радуга дарит всем участникам капельку из своей палитры. Капельки семи цветов радуги сделаны из картона, на обратной стороне приклеен двойной скотч, каждого цвета может быть и по две капельки, в зависимости от количества участников. Участники приклеивают капельки на одежду.

IV. Радужные капельки.

Надо вспомнить стихотворение-подсказку, как расположены цвета в радуге и построиться по этому принципу. Запоминать цвета радуги по порядку нас учили еще в детстве. Помните знаменитую фразу: Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан? Первая буква каждого слова этой фразы соответствует первой букве в названии цвета. Кроме вышеописанной фразы существует еще несколько фраз, которые помогают выучить расположение цветов в радуге. Например: Как Однажды Жак-Звонарь Головой Сломал Фонарь, Каждый Оформитель Желает Знать, Где Скачать Фотошоп и другие.

Участники выстраиваются полукругом.

Радость, видите, какая!
В небе радуга сияет!
Краски дивной красоты
У небесной радуги.
Семь цветов сложились вместе,
Словно ноты в дружной песне.
Здесь и солнце в жёлтом цвете,
Зелень всех лесов планеты,
Синь небесной глубины,
Фиолетовые сны.

V. В заключении проводится танец “Разноцветная игра” (слова Л. Рубальская, музыка Б.Савельев).

Проводить рефлексию можно сразу по окончанию тренинга. Предложить участникам ответить на вопросы: Что вам больше всего понравилось, какие игры, упражнения? Что не понравилось? Какое настроение у вас было и стало?