Делаем уроки вместе

Разделы: Работа с родителями, Школьная психологическая служба


Редкий родитель не сталкивается с проблемой приготовления уроков дома. Особенно это волнует, когда твой ребенок только пошел в школу. Ведь инстинктивно мы чувствуем: если что-то упустим сейчас, мучиться придется все оставшиеся школьные годы.

Родители, которые практически сразу предоставляют детям полную самостоятельность в приготовлении уроков, также неправы, как и те, которые оказывают детям чрезмерную опеку. Одни взрослые сразу заявляют первокласснику: "Уроки заданы тебе, а не мне, вот ты и делай!" Другие ласково спрашивают: "Ну, что нам сегодня задано?" - и раскрывают учебники и тетрадки. В первом случае возникает обида на равнодушие родных к таким важным школьным делам и страдает качество выполняемых заданий, а во втором - формируется безответственность, уверенность, что все будет сделано хорошо и без собственных усилий.

Итак, с чего начать? Попробуем по порядку ответить на эти вопросы.

  1. Подготовьте рабочее место. Если у ребенка есть своя комната – это здорово, если нет – это не проблема, свободный уголок можно найти всегда. На столе не должно быть ничего лишнего: карандаш, ручка, тетрадь, книга, черновик и настольная лампа. Последнее обязательно, чтобы ребенок не “клевал” носом в тетрадку, контролируйте осанку.
  2. Ваше присутствие во время выполнения д\з необходимо с первых дней, потом это будет становиться менее необходимым. В наше время загруженность родителей очень большая, свободного времени мало, поэтому своё свободное время хочется провести с пользой для себя, но, поверьте моему личному опыту, это в дальнейшем окупится втройне.
  3. Дайте возможность сыну или дочери самим решить, с какого предмета начнете выполнять д\з (будет повод побеседовать, почему именно “грамота”, а не “математика”).
  4. Звонок учителю. Знать имя, отчество классного руководителя и номер домашнего телефона желательно. Не стесняйтесь звонить, спрашивать, уточнять детали, необходимые при выполнении д\з. Например, как лучше выучить состав чисел, как правильно разбирать условие задачи и т.д. Да и просто звонить и интересоваться школьными делами своего ребенка лишним не будет.
  5. Учим наизусть. Мы столкнулись с такой проблемой: то сын легко и быстро запоминает слова на казахском языке или просто учим стихотворение, то мы можем потратить целый вечер на заучивание, а результата нет. Потом я обратила внимание, что именно после 19-30 часов все наши усилия становятся тщетными, не приносят результата. Значит нужно учить раньше, а что делать, если не успели? На помощь пришла книга С.Соловейчика “Ученье с увлечением”. Автор рекомендует, как один из вариантов, выполнять д\з утром. Подъём в 6-00 часов и вперёд! Мы занимаемся с 9-00 часов, поэтому можем позволить себе встать в 7 часов и всё выучить. Теперь эта проблема решена: если не успели вечером, то утром обязательно исправим недочеты. Но помните – вечером нужно лечь спать пораньше.
  6. Книги в помощь. В книжных магазинах продается большое количество нужной, познавательной, интересной литературы для детей и их родителей, но, к сожалению, не всегда родители интересуются этим (особенно в сельской местности). Зря! Как помогают эти книги! Есть ещё один вариант – это Интернет. Сколько книг, словарей, энциклопедий, учебных пособий, рабочих тетрадей мы скачиваем там. И всё, что нужно, - доступ к сети и принтер (для распечатки заданий). Это очень удобно и времени много не занимает.
  7. “Спокойствие, только спокойствие!” К сожалению, без криков и слёз (как сына, так и моих) не обошлось. Поэтому терпение, уважаемые родители, еще раз терпение. Это очень важно для нашего первоклассника. Каюсь, срывалась и я. Накричу, а потом сама себя ругаю: “Так нельзя, это не правильно”. Потом с сыном решили, как только чувствуем, что нарастает чувство раздражения – объявляем перерыв 5 минут. Этого времени достаточно, чтобы успокоиться и продолжить работу. Но если всё-таки вы не сдержались и накричали на ребенка, а потом понимаете, что неправы – извинитесь перед ним. Извиняться не стыдно, тем самым мы показываем ребенку, что нужно уметь признавать свои ошибки и с уважением относиться к людям.
  8. “Дайте мне инструкцию!”. Не всегда ребенок понимает, что от него требуется при выполнении д\з или как выполнить простое задание, например, начертить отрезок. Разбивайте задание на простые понятные части. Что сделаем сначала? Что будем делать потом? В данном случае с отрезком, сначала обозначим начальную точку, затем приставим линейку, держим линейку двумя пальчиками, чтобы она не сдвинулась с места. Затем отмечаем другую точку и только потом проводим линию Всё отрезок готов!
  9. Заслуженная награда. Ребенок должен получать поощрение за свой труд. Вы можете это делать в конце каждой четверти или в конце учебного года - решаете только вы сами, каким и когда будет поощрение: чаепитие, поездка в парк развлечений, поход всей семьёй и т.д.

P.S. Сейчас мой сын учится во втором классе, справляется с учебой успешно, и моё участие при подготовке д\з с каждым днём все меньше и меньше. Он справляется сам. Но, если что, мама рядом…