Мастер-класс "ИКТ на интегрированных уроках математики в С(К)ОУ"

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку», Коррекционная педагогика


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (17 МБ)


Цель: закрепить действия сложения и вычитания целых чисел в пределах 1000.

Задачи:

1. Образовательные:

  • отрабатывать ЗУНи при сложении и вычитании целых чисел в пределах 1000;
  • закрепить нахождение неизвестных компонентов при сложении и вычитании целых чисел в пределах 1000.

2. Коррекционно-развивающие:

  • развивать целенаправленное внимание, умение комментировать свои действия;
  • развивать умение давать словесный отчет при решении примеров и задач, анализировать полученные данные и делать выводы;
  • коррекция мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления)

3. Воспитательные:

  • воспитывать чувства гражданственности и патриотизма, бережное отношение к окружающему миру, повышать мотивацию к изучаемому предмету.

Тип урока: интегрированный урок (математика и география) закрепления знаний

Оборудование: компьютер, мультимедийная установка, презентация в Power Point, тестовые задания, индивидуальные предметные картинки звездного неба, наклейки– звездочки.

Ход урока

I. Орг. момент

[Сл. 1] Все мы живем под одним небом. Люди давно мечтали узнать, что делается там, высоко над Землей. Находились смельчаки, которые пытались сделать себе крылья. Сделали даже большой воздушный шар с корзиной для пассажиров и наполнили его дымом. Потом догадались наполнять шар легким газом. Но движение шара зависело от ветра. Тайны жизни высоко над землей призывают человечество к размышлению, к исследованию. Сегодня мы с вами попробуем прикоснуться к некоторым тайнам. И поможет нам в этом наука – математика.

II. Постановка цели и задач урока

[Сл. 2] А тема сегодняшнего урока «Действия сложения и вычитания в пределах 1000».

– На уроке мы с вами продолжим складывать и вычитать целые числа в пределах 1000, и каждый из вас сможет показать свой уровень знаний, а также повысить его. А поможет вам в этом – путешествие. Какое это путешествие, вы ответите сами, решив правильно следующие примеры.

III. Актуализация опорных знаний

[Сл. 3] Устное сложение и вычитание целых чисел

7
+
5
39
-
35
1000
-
999
809
-
800
598
-
592
0
+
1
 

презентация

– решение и проверка правильности

12 АПРЕЛЯ 1 9 6 1
К О С М О С

– По результатам вычислений

– Ребята что означает слово КОСМОС?

– (Космос – бесконечное пространство, которое окружает Землю.)

– С какой крупной датой нашего государства связано слово КОСМОС?

– Почему во втором столбике вместо ответа 4 получили слово АПРЕЛЬ?

12 апреля 1961 года планету потрясла неожиданная весть «Человек в космосе! Русский!» Солнечным утром мощная ракета вывела на орбиту космический корабль «Восток» с первым человеком на борту. Это был Юрий Алексеевич Гагарин [Сл. 4].

– Сегодня мы тоже на один урок станем космонавтами и совершим воображаемое космическое путешествие [Сл. 5]. Путешествие будет увлекательным и познавательным. Вас ждут испытания. Чтобы их преодолеть, понадобятся знания и смекалка, находчивость, быстрота и аккуратность выполнения заданий.

– Настоящие космонавты проходят большую предполетную подготовку: тренируются на специальных аппаратах, изучают множество наук, и, конечно, им очень необходима математика. Поэтому сейчас мы проверим ваши знания в математике.

– Как называются числа при сложении?

– Как найти неизвестное слагаемое?

– Как называются числа при вычитании?

– Как найти уменьшаемое?

– Как найти вычитаемое?

– Расскажите алгоритм сложения и вычитания многозначных чисел.

– Открыли тетради, записали число и тему урока.

IV. Обобщение и систематизация учебного материала

[Сл. 6] Чтобы изучить звезды и планеты, а также наблюдать за Землей из космоса, люди придумали космические корабли и отправляют их далеко от Земли с разными целями. О полете отважного космонавта узнал весь мир!

– Так, кто совершил первый полет в космос?

– Когда произошло это великое событие?

– Как назывался космический корабль, на котором Ю.А. Гагарин полетел в космос?

– А сколько же времени длилось космическое путешествие Ю.А. Гагарина?

– Вы узнаете, решив цепочку примеров.

– Итак, сколько же времени находился в космосе Ю. Гагарин? [Сл. 7,8]

– Выразите 108 мин в часах и минутах.

– Больше часа 108 минут (1час 48 минут) длился первый полёт. За это время корабль облетел весь Земной шар и опустился на землю. Гагарин вернулся на землю живым и здоровым [Сл. 9, 10].

– А вот такой видят нашу Землю космонавты. Не даром ее называют «голубой планетой» [Сл. 11].

– Итак, проверим, как будущие космонавты умеют быстро считать в уме, в космосе разное может случиться, возможно, придется быстро принимать решение и делать срочные вычисления.

  • 87 – 75 (12)
  • 16:4 (4)
  • 24 + 84 (108)

– Как эти числа связаны между собой?

– Со времени первого полета люди постоянно летают в космос.

– Сколько же человек побывало с того памятного полета 1961 года вы узнаете сами. Но для этого вам нужно решить примеры на нахождение неизвестных компонентов и прокомментировать их.

– Найдите неизвестные компоненты действий [Сл. 12]:

  • 900– х= 464
  • х-127=309
  • х+21=457
  • 321+х=757
  • 869 -х=433

– Учащиеся решают на местах с комментированием.

– Итак, сколько человек уже побывало в космосе? (436) [Сл. 13] В наше время в космос стали летать не только космонавты, но и туристы. В 2001 году в космосе побывал первый американский космический турист.

– Космонавты наблюдают за звёздами, планетами, Солнцем, фотографируют и изучают Землю, ухаживают за растениями и животными, которые живут на станции, ремонтируют свой космический дом, проводят много различных научных опытов. За космическим полётом следят с Земли из Центра управления [Сл. 14].

– Ребята, а знаете ли вы, что освоение космического пространства началось ранее 1961 года? Когда же был запущен первый искусственный спутник земли? Вы узнаете, выполнив следующее задание.

Вычислите сумму цифр в числах на звездном небе [Сл. 15].

– 4 октября 1957 года у нашей Земли появился искусственный спутник, который создали наши учёные.

"Космический привал"– динамическая пауза [Сл. 16]

– Пришло время отдохнуть. Вы слушаете музыку и следите за движением объектов, при мигании моргаете глазками.

– Спутники следят за движением облаков – это помогает точнее предсказывать погоду. Следят за движением судов в океанах, разносят по всей Земле телеграммы, телефонные переговоры, передачи телевидения, изучают звёзды и планеты. Спутники фотографируют Землю для составления карт.

– Но первый спутник [Сл. 17] не мог ответить на вопрос: а можно ли жить в космосе? К.Э. Циалковский [Сл. 18] – отец космонавтики предполагал, что живые существа могут приспособиться к состоянию невесомости. Первыми космонавтами-разведчиками были собаки, кролики, насекомые, даже микробы.

– Какое животное первое побывало в космосе [Сл. 19]?

– Составьте и решите примеры по таблице узнаете, какое животное первое побывало в космосе?

– Заполните таблицу

– Первая мышка-космонавт пробыла над Землёй почти целые сутки. В её чёрной шёрстке появились белые волоски. Они поседели от космических лучей, но мышка вернулась живой.

– Собаки полетели в космос вслед за мышами. Не каждая собака подходит для полёта. Она должна быть чуть больше кошки, весить 4-6 килограммов, ей должно быть 2-3 года, шерсть должна быть светлой.

Породистые собаки для трудных испытаний не годились. Ласковые, спокойные дворняжки лучше всего подходили для космических опытов.

Лучше всех была умная и смелая собака Лайка [Сл. 20]. Для неё построили ракету, и отважная разведчица умчалась в космос. Когда же это произошло?

– Решите примеры в учебнике: с. 106 № 416 (1, 2ст)– с– но, проверка на слайде [Сл. 21]

– 3 ноября 1959 года первая собака полетела в космос.

– Если вечером вы посмотрите на небо, то увидите много светящихся точек – звезд [Сл. 22]. Звезды – это огромные раскаленные светящиеся шары. Они находятся очень далеко от земли и поэтому кажутся нам маленькими.

– Ближайшая к Земле звезда – это Солнце [Сл. 23]. Солнце во много раз больше земли.

– (Полный оборот вокруг солнца наша планета совершает за один год (365 дней).

– Что дает солнце Земле?

– (Солнце дает Земле свет и тепло).

– От солнца зависит смена времен года, дня и ночи, погода на земном шаре.

– Кроме земли вокруг Солнца движутся и другие планеты [Сл. 24].

– Перед вами карточки с тестовыми заданиями. Решая тест, вы узнаете, какие еще планеты движутся вокруг солнца.

Задание Ответы
1. 20+70 80 90 100
2. 400+300 70 700 800
3. 80-30 40 50 60
4. 600-200 400 500 600
5. 450-40 400 410 430
6. 760-60 700 710 750
7. 230+40 270 280 300
8. 70+320 380 390 400
700 – Венера
50 – Юпитер
410 – Сатурн
700 – Сатурн
270 – Уран
500 – Космос
390 – Нептун
400 – Марс
60 – Большая медведица
90 – Меркурий
100 – Луна


Задание Ответы
1. 60+20 80 90 100
2. 600+100 70 700 800
3. 60-10 40 50 60
4. 300+100 400 200 600
5. 400+10 400 410 390
6. 800-100 700 710 790
7. 260+10 270 280 360
8. 330+50 380 830 400
700 – Венера
50 – Юпитер
410 – Сатурн
700 – Сатурн
270 – Уран
500 – Космос
390 – Нептун
400 – Марс
60 – Большая медведица
90 – Меркурий
100 – Луна

– Прочитайте планеты, которые у вас получились.

– Сколько всего планет получилось?

Всего 8 планет, но до 2008 года их было – 9. Не стали считать планетой малое небесное тело – Плутон.

– Наш полет заканчивается.

[Сл. 25] Сколько минут был в космосе Ю.А. Гагарин? А мы с вами побывали в космическом путешествии 45 минут. На сколько минут дольше в космосе был Ю.А. Гагарин? Как узнать?

V. Итог урока.

– Вы сегодня прошли много трудных испытаний, но справились с ними достойно, потому что

работали дружно.

[Сл. 26] Что повторили на уроке?

– Кому понравился урок?

– Что запомнилось больше всего?

– А какой увидел нашу планету из космоса Ю.А. Гагарин ?

– Послушайте слова, которые сказал первый космонавт, когда вернулся на Землю [Сл. 27].

«Земля наша – голубая планета [Сл. 28]! И ее надо беречь!»

– Так давайте и мы с вами будем беречь нашу планету

– Желаю вам, чтобы ваши знания никогда не подвели вас, а только помогали в жизни.

– А закончить урок хотелось бы словами А. Твардовского

Ах, этот день двенадцатый апреля [Сл. 29],
Как он пронесся по людским сердцам!
Казалось, мир невольно стал добрее,
Своей победой потрясенный сам.

– Урок окончен [Сл. 30]