Как сохранить свою работоспособность в период подготовки к экзаменам

Разделы: Школьная психологическая служба


Цель: формирование осознанного отношения к подготовке к итоговой аттестации у учащихся 9, 11-х классов.

Задачи:

  • способствовать формированию представлений об умственной работоспособности и ее влиянии на здоровье;
  • способствовать формированию  навыков организации собственной деятельности, позволяющей сохранить оптимальную работоспособность;
  • воспитывать бережное отношение к собственному здоровью.

Оборудование и материалы:

  • Презентация
  • мультимедиа для демонстрации презентации;
  • доска, мел:
  • бланки ответов к тесту Е.В.Беспаловой «Твое самочувствие накануне экзаменов»;
  • листочки для записей, ручки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

2. Разминка. Упражнение «Улыбка»

(для создания рабочей атмосферы, раскрепощения учащихся).

Ведущий: Ребята, прежде чем мы с Вами начнем работать, я предлагаю выполнить одно небольшое упражнение. По моей команде надо повернуться к соседу по парте, улыбнуться и сказать приятные слова. Только давайте договоримся, что Вы сейчас подумаете 30 с., выберите два самых важных слова, которые Вы бы могли  сказать своему соседу. А потом обменяетесь этими словами. Итак, подумали, готовы? Начали!

3. Ведущий: Сейчас Вы улыбались друг другу и говорили приятные слова, мне хочется, чтобы почаще в этом сложном учебном году Вы вспоминали об улыбке, она поднимает настроение, помогает справиться с трудностями.  Действительно, Вам предстоит сдавать экзамены, а подготовка к ним, и сам процесс сдачи требует много времени, сил и здоровья. Сегодня на занятии мы поговорим  с Вами о том, как пережить это время с наименьшими потерями для здоровья.
Как правило, учебная нагрузка в старших классах возрастает: большее количество предметов, занятия с репетиторами и т.п. Поэтому на первый план выходит проблема сохранения работоспособности (в частности умственной работоспособности), как залога успешной подготовки к экзаменам.
Хотелось бы привести Вам некоторые сведения об умственной работоспособности. Р.М. Баевский считал, что  умственная работоспособность – это «определенный объем умственной работы, выполняемый без снижения... установившегося на оптимальном для данного индивидуума уровне функционирования организма» [1]. Она является одним из показателей, отражающих функциональное состояние организма и его динамику, и проявляется в способности действовать целенаправленно, достигать желаемых результатов.

Физиологи выделяют пять фаз  работоспособности [4]:

1. Предрабочее состояние – в организме протекают физиологические процессы под влиянием мыслей о предстоящем деле, других условных раздражителей, сигнализирующих о начале умственной деятельности;
2. Состояние «врабатываемости» – происходит постепенное включение различных функций организма, налаживание необходимых регуляторных механизмов, некоторое повышение работоспособности;
3. Работоспособность стабилизируется и удерживается в течение некоторого времени;
4. Снижение работоспособности, развитие утомления, что проявляется в снижении внимания, возникновении двигательного беспокойства, увеличении количества ошибок, в некоторых случаях при наступлении этой фазы требуются отдых и временный отказ от работы;
5. Вторичное повышение работоспособности, которое наблюдается в конце рабочего дня, оно возникает вследствие мобилизации резервной работоспособности.
Современные исследователи установили, что работоспособность изменяется в течение урока, дня, недели, года.

Изменение работоспособности в течение урока. Первые 3-5 мин. – предрабочее состояние и врабатывание, затем период высокой работоспособности, длится он 10-15 мин. (в некоторых случаях до 20 мин.), а затем, происходит снижение работоспособности и в конце урока может быть ее незначительное повышение.

В течение дня пик умственной работоспособности приходится на 10-12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма, во второй половине дня с 17 часов работоспособность медленно растет и достигает пика (при отсутствии значительного утомления) к 19 часам.
Неодинакова умственная работоспособность учащихся и в разные дни учебной недели. Ее уровень нарастает к середине недели, что нельзя сказать о начале (понедельник) и конце (пятница, суббота) недели, когда уровень работоспособности достаточно низок.

Изменение работоспособности в течение учебного года. Первые шесть недель – предрабочее состояние и врабатывание, затем приблизительно с 20 октября до декабря – относительное устойчивое состояние и высокий уровень работоспособности, потом ее снижение, отдых (каникулы). После каникул снова две недели врабатывание и очень короткий период устойчивой работоспособности, затем работоспособность резко падает.

Следует заметить, что чем длиннее каникулы, тем дольше период врабатывания, но, тем не менее, каникулы (периоды отдыха) просто необходимы, так как помогают школьникам снизить опасность переутомления, последствия которого сказываются на их здоровье.  В результате хронического переутомления могут появиться: частые головные боли, повышение кровяного давления, заболевания желудочно-кишечного тракта, нервно-психические расстройства, нарушение сна и т.п. Что, естественно, у старшеклассников может негативно сказаться на результатах экзаменов.

– Ребята, я предлагаю Вам подумать и ответить на вопрос, что помогает сохранить хорошую работоспособность?

Обсуждение заданной темы с учащимися. Ведущий может  записать на доске варианты ответов  школьников.

4. Ведущий: А сейчас Вы пройдете тест Е.В.Беспаловой, который поможет определить факторы, влияющее на Ваше самочувствие, от которого зависит работоспособность [2].

Тест «Твое самочувствие накануне экзаменов»

Инструкция: «Ответьте на вопросы теста, выбирая один из вариантов ответа».

Утверждение Вариант ответа
Да Нет
1 У меня часто плохой аппетит    
2 После нескольких часов работы у меня начинает болеть голова    
3 Часто я выгляжу усталым и подавленным, иногда раздраженным и угрюмым    
4 Периодически у меня бывают серьезные заболевания, когда я вынужден несколько дней оставаться в постели    
5 Я почти не занимаюсь спортом    
6 В последнее время я несколько прибавил в весе    
7 У меня часто кружится голова    
8 В настоящее время я курю    
9 В детстве я перенес несколько серьезных заболеваний    
10 У меня плохой сон и неприятные ощущения утром после пробуждения    
  Сумма баллов:    

Обработка и анализ результатов:

После того, как ребята ответят на вопросы, ведущий сообщает им, что за каждый ответ «Да» они должны поставить себе 1 балл, затем подсчитать общую сумму баллов.

1-2 балла. Несмотря на некоторые признаки ухудшения здоровья, Вы в хорошей форме. Ни в коем случае не оставляйте усилий по сохранению своего самочувствия.

3-6 баллов. Ваше отношение к своему здоровью трудно назвать нормальным, уже чувствуется, что вы расстроили его довольно основательно.

7-10 баллов. Как Вы умудрились довести себя до такого состояния? Удивительно, что вы еще в состоянии ходить и учиться. А ведь Вам сдавать экзамены! Самые большие трудности еще впереди! Вам нужно немедленно менять свои привычки, иначе…

5. Ведущий: Ребята, обратите внимание – Ваши положительные ответы на некоторые вопросы теста выявляют факторы, которые мешают лично Вам чувствовать себя хорошо и влияют на Вашу работоспособность.
Мы с вами уже обсудили Ваши предложения по сохранению высокой работоспособности. Мне хотелось бы назвать некоторые условия (выделяемые специалистами), соблюдение которых поможет Вам сохранить  свою работоспособность на оптимальном уровне и дойти до экзамена с наименьшими потерями для здоровья.

1. Необходимо стараться соблюдать режим дня, рационально чередовать занятия и отдых.   Возрастная норма продолжительности ночного снастаршеклассника – не менее 8,5 часов. При выполнении домашних заданий обязательны перерывы после каждых 40-45 минут работы. Отдых после учебного дня необходим для восстановления работоспособности, для активного досуга, занятий тем, что школьнику по душе. Продолжительность ежедневного пребывания старшеклассников на свежем воздухе должна составлять не менее 2,5 часов.

2. Благотворно влияет на умственную деятельность физическая культура. Еще Сократ считал, что во время ходьбы мысль становится яснее, а А.С.Пушкин отмечал тесную связь между занятиями спортом (верховой ездой) и приливом творческих сил. В результате длительного занятия умственным трудом при недостатке двигательной активности ухудшается состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма, нарушается обмен веществ, ослабляется гормональная деятельность… Малоподвижный образ жизни понижает устойчивость организма к сердечно-сосудистым, нервно-психическим и инфекционным болезням.

3. Нельзя забывать о питании, по мнению специалистов, для сохранения высокой работоспособности необходимо соблюдение режима питания [3]. Длительные перерывы между едой отрицательно сказываются на работоспособности школьников, оптимальным для них является 4-5 разовое питание. Наиболее целесообразно следующее распределение пищи в течение дня: первый завтрак – 25% суточного рациона, второй завтрак в школе – 15-20%, обед – 35%, ужин – 20-25%. Во время напряженной умственной работы усиливаются процессы обмена, а, следовательно, возрастает потребность в питательных веществах. Мозг ежедневно забирает 20% всей энергии, получаемой с пищей, поэтому, дорогие девочки, забудьте о диетах в период подготовки к экзаменам. В вашем рационе должны присутствовать продукты как животного (мясо, рыба, сыр), так и растительного (овощи, фрукты, крупы) происхождения. Причем, в первую половину дня лучше употреблять в пищу продукты, богаты животным белком, а на ужин – молочно-растительные продукты.

– Обязательно следует включать в меню продукты, которые помогут улучшить концентрацию внимания: креветки, орехи, морковь, ананас, капусту, лимон и др.
– Углеводы – энергетический источник для жизнедеятельности клеток мозга, деятельность его зависит от снабжения глюкозой почти в такой же степени, как и от снабжения кислородом.  Наиболее ценные углеводы в злаках, сладких ягодах, фруктах.
– Мембраны нейронов в большом количестве содержат линолевую кислоту, поэтому необходимо, чтобы она поступала в организм в достаточном количестве, много ее в жиросодержащих продуктах: например, в растительном масле (в 1 ст. л. – 9,5 гр. линолевой кислоты при суточной потребности – 5-6 граммов).
– Витамины в качестве катализаторов участвуют в обменных процессах организма, их недостаток может вызвать ухудшение самочувствия, более быструю утомляемость во время занятий. Для предотвращения этих нежелательных явлений следует употреблять продукты, содержащие витамины (зелень, фрукты, овощные и фруктовые соки, варенье) или поливитаминные препараты, выпускаемы промышленностью в виде драже и сиропов.
Однако следует помнить, что полноценность рациона не является синонимом его избыточности. Не следует ударяться в крайности: переедание заставляет усиленно работать органы пищеварения, а не мозг, голодание приводит к недостатку поступления витаминов, аминокислот и других компонентов для работы мозга.

Таким образом, Вы познакомились с некоторыми условиями сохранения и повышения работоспособности. Сейчас я предлагаю Вам подумать и ответить для себя на вопрос, что лично Вам поможет сохранить работоспособность с учетом тех факторов, которые были выявлены на тестировании (ответы можно записать на листочках).

Затем ребята по желанию зачитывают свои записи, и под руководством ведущего обсуждают их.

Ведущий. Сегодня мы с вами рассмотрели очень важную тему — как сохранить свою работоспособность в период подготовки к экзаменам. Мне хочется, чтобы  Вы ответили на вопросы:
– Что нового узнали на занятии?
– Что понравилось, вызвало интерес, что не понравилось?

После занятия дети получили буклет с рекомендациями  (Приложение 1)

Список литературы:

1. Бекмансуров, Х.А. Умственная работоспособность как интегративный тест паспорта здоровья / Х.А.Бекмансуров, Бильданова В.Р. [Электронный ресурс]. URL: http://www.egpu.ru/lib/elib/Data/Content
2. Кадашникова, Н.Ю. Как подготовить ребенка к экзамену: тренинги, тесты, игры, упражнения [Тест] / Сост. Н.Ю. Кадашникова, Т.Ф.Илларионова. – Волгоград: Учитель, 2010. – 137с.
3. Проценко, Т.А. Что едим – так и думаем. [Электронный ресурс]. URL:  http://teros.org.ru/content/view/268/
4. Савостьянов, А. Перегрузка: от чего? [Электронный ресурс]. URL: https://zdd.1sept.ru/article.php?ID=200600506