Экологическая игра "Войди в лес другом"

Разделы: Биология, Экология


“Человек – не умен, – сказал мне мудрец. –
Посмотри, что творит на Земле он!
Через век он природу разрушит вконец,
А в нее был когда-то влюблен он”.

Цель: Вовлечь учащихся в эколого-просветительную деятельность.

Задачи:

  • Закрепить знания о значении леса
  • Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному Краю.
  • Прививать навыки по охране и восстановлению природных объектов.

Форма занятия: экологическая игра

1 ведущий:

Здравствуй, лес!
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою,
Что нам шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре?
Что в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой не утаи:
Ты же видишь, мы свои.

2 ведущий:

Основоположником учения о лесе по праву считается русский ученый Г.Ф.Морозов (1867 – 1920). В своей книге “Учение о лесе” он дал главное определение этого сообщества: “Лесом мы будем называть такую совокупность древесных растений, в котором обнаруживается не только взаимное влияние их друг на друга, но и на занятую ими почву и на атмосферу”.

В дальнейшем ученый расширил представление о лесе, показал, что это совокупность не только растений, но и комплекс всего живого, где составные части взаимодействуют между собой и окружающей средой, непрерывно изменяясь.

1 ведущий: Так уж устроен человек, что стремиться проявить себя в самых сложных испытаниях. И сегодня совершаются наитруднейшие переходы через пустыни, смельчаки в одиночку на шлюпке пересекают океаны, высаживаются на необитаемые острова и пытаются там найти средства к существованию. Выйти победителем из этих ситуаций людям помогают сила духа, знания родной природы.

2 ведущий: Сегодня такими путешественниками станут Робинзоны 7-х и 8-х классов, которые по “щучьему велению” оказались в незнакомом лесу. Ваша задача, ребята, выжить до прихода помощи. У вас есть знания о природе и ее законах, вы можете использовать их. За каждое преодоленное препятствие вы будете получать “солнышко”, которое даст вам шанс дождаться прихода помощи.

1 ведущий: Сейчас, ребята, основная ваша задача – построить себе жилище, чтобы укрыться от непогоды. Что может стать вашим кровом? Нарисуйте свой вариант жилища, укажите материал, который вы использовали для его постройки, и объясните свой выбор.

Ответы Робинзонов:

1. Что может стать кровом? (Шалаш: крупные ветви ели ставят конусом, мелкие – по принципу черепицы между ними.)

2. На чем спать? (На матраце: осока, еловые ветки, уложенные в несколько слоев.)

3. Подушка не помешает? (Можно использовать пух иван-чая, рогоз.)

4. Без одеяла не будет холодно? (Будет! Накройся сухой травой, мхом.)

2 ведущий: Ну, что ж, одно “солнышко” у вас есть. Вот вам второе задание.

В последнее время резко возросла потребность в так называемых недревесных продуктах леса: орехах, ягодах, грибах. Это ценнейшие продукты, которые используются как в натуральном, так и в переработанном виде. До первой мировой войны сумма, выручаемая крестьянами за грибы и ягоды, составляли около 200 млн. рублей золотом, что превышало тогда стоимость всей вывозимой за границу древесины. Сбор и потребление дикорастущих ягод и грибов на одного отдыхающего в лесу по приблизительным расчетам составляют в наши дни 3 – 10 кг. ягод и 10 – 30 кг грибов.

Каковы правила поиска съедобных растений?

Ответ.

Никогда не употребляйте:

- растения, выделяющие на изломе белый (похожий на молоко) сок;

- грибы с неприятным запахом;

- луковицы без характерного луковичного или чесночного запаха;

- косточки и семена плодов (они часто ядовиты).

В северных и умеренных широтах все ягоды, похожие на малину, клубнику и чернику безопасны.

Незнакомые плоды, луковицы, клубни желательно проварить, так как варка уничтожает многие органические яды.

Наибольшая часть очень ядовитых растений встречается на болотистых почвах и на субальпийских лугах.

1 ведущий. Прекрасно! У вас уже два “солнышка”. Пора подумать и о хлебе насущном.

Определите, какими растениями можно заменить следующие продукты питания. Укажите, какую часть растения вы используете.

Продукты Чем можно заменить
Кофе. Ответ:
Одуванчик – корень,
Цикорий – корень,
Шиповник – плоды.
Масло. Ответ:
Кедровые орехи,
Лещина – орех,
Сосна – семена.
Хлеб. Ответ:
Иван-чай – корень,
Рогоз – корень,
Кувшинка – корень.
Салат. Ответ:
Примула – листья,
Крапива – листья,
Хвощ – стебель, лист.
Картофель. Ответ:
Иван-чай – корень,
Стрелолист – клубни,
Лопух – корень.
Сахар. Ответ:
Камыш – корень,
Можжевельник – шишки,
Медуница – корень весной.
Капуста. Ответ:
Молодило – листья,
Сныть – листья.
Огурец. Ответ: Борщевик – стебли.

2 ведущий: Вы заработали и третье “солнышко”, замечательно. А знаете ли вы, что в народной медицине используют около 12 тысяч видов лекарственных растений, из которых многие – лесные. Спрос на них в последнее время резко возрос, и трудно найти семью, не использующую те или другие растения и продукты их переработки.

Как не стыдно человеку –
Чуть чего бежать в аптеку?!
Ты прими хоть сто пилюль,
Все равно здоровья – нуль!
Зато у матушки-природы
Полным – полно других даров.
Прими леса, поля и воды,
И гор хребты, и неба своды -
И ты практически здоров!

У наших участников появились симптомы некоторых заболеваний: укусы насекомых, ОРВИ, раны и ожоги, желудочно-кишечные расстройства. Помогите себе, найдите лекарства в “лесной аптеке”.

Ответ: Укусы насекомых (оса, пчела, комар).

Снимает боль и раздражение – сок одуванчика, листья подорожника и черемухи, мята перечная.

Раны и ожоги.

Помогут остановить кровотечение – крапива, пастушья сумка, тысячелистник.

Ранозаживляющие – подорожник, мать-и-мачеха, зверобой, заячья капуста.

Перевязочные средства – сфагнум, кукушкин лен.

ОРВИ.

Жаропонижающие травы – отвар листьев малины, клюква (сок ягод), примула, полынь, кипрей.

При кашле – мать-и-мачеха, подорожник, прострел, примула, корень солодки, медуница.

Желудочно-кишечные заболевания.

Ромашка аптечная, полынь, аир болотный, одуванчик, тысячелистник, черника, мята перечная, подорожник (листья), зверобой, хвощ, черемуха, крапива.

1 ведущий: Как видно и болезни вам не страшны, если знаешь природу родного края. А знаете ли вы, что все растения так или иначе связаны с животными? Желтый цвет лютиков привлекает насекомых, которые питаются нектаром цветка, а заодно способствуют опылению. Привлекают животных и сладкие ягоды; они едят эти ягоды и тем самым способствуют распространению растений, поскольку в помете животных содержатся их непереваренные семена. Некоторые растения вырабатывают горький сок в листьях, имеют колючки или жгучие волоски, чтобы защититься от животных. Какие еще приспособления для защиты могут использовать растения?

Ответ. Ответить на этот вопрос нам поможет отрывок из рассказа Николая Осипова “Оруженосцы”: “...Удивительный дар у этих растений – создали столько видов “оружия”, хоть музей открывай: растительные шпаги, пики, трезубцы! Хороша малина, да возни с ней много. Чуть зазевался – занозил палец: впились в кожу тонкие иголки, которыми усеяны стебли малины. Несдобровать улитке или гусенице – непременно распорют мягкое брюшко, если вздумает полакомиться листьями. Боярышник защищается от животных покруче – у него колючки чуть ли не с палец длиной. Такие “шила” прогонят какое угодно жвачное животное. Интересно защищается от непрошенных гостей шиповник. Верхушки его побегов арками склоняются к земле. Из почек на побегах вырастают новее побеги. Из них тоже получаются арки. Все так перекручено-перевито, что не разберешь где начало, где конец. И отовсюду на вас глядят острые шипы. Не у шиповника ли научились саперы делать заграждения из колючей проволоки?! Чтобы обзавестись колющим “оружием”, растениям пришлось пройти долгий путь постепенных изменений. У чертополоха стали удлиняться жилки листа: они вытянулись за края листьев и тоже стали колючками. Так и поделили листья обязанности: одни, обычные, продолжают добывать пищу из воздуха и солнечных лучей; другие отпугивают врагов. Шиповник “пожертвовал” на острые шипы какую-то часть кожицы на цветочках”.

2 ведущий: Пятое “солнышко” тоже ваше. Вы молодцы! Показали знания не только родной природы, но и творчество наших писателей. Действительно, лес всегда служил источником вдохновения поэтов, писателей, художников. Вспомните стихи о лесе, наиболее запомнившиеся вам.

1 ведущий: Сурова жизнь Робинзона. Каждая минута – борьба за выживание. Вы обеспечили себя всем необходимым, благодаря своим знаниям, умениям, ловкости и сноровки. Теперь можно и отдохнуть до прихода помощи.

1) Участники получают карточки с названием растений и животных. Они должны образовать пары (растение – животное) и объяснить причину выбора (одним, двумя словами).

Ответ. Еж – сосна (имеются иголки); крапива – пчела (жалят); мать-и-мачеха – крот (мягкие покровы); росянка – паук (едят насекомых); репейник – пиявка (цепляются); осина – заяц (“трусишки”).

2) Каждому, находящемуся в лесу, желательно знать, какая погода будет в ближайшее время: нужно ли срочно строить шалаш для укрытия от дождя или можно спокойно продолжить путешествие. Открываем метеобюро. Знаете ли вы признаки хорошей и плохой погоды?

Ответ:

Признаки хорошей погоды:

- паук быстро ткет паутину;

- утренняя роса на траве;

- вечером квакают лягушки;

- днем тепло, а ночью холодно;

- муравьи тащат куколок;

- стрекочут сверчки и кузнечики;

- утром стелется туман;

- красная вечерняя заря, серое утро.

Признаки плохой погоды:

- ласточки летают низко;

- паук сворачивает паутину;

- утром нет росы;

- муравьи бегут к муравейнику;

- дым от костра стелется по земле;

- при восходе небо красное;

- мухи становятся назойливыми;

– дождевые черви вылезают наружу.

2 ведущий: Дорогие Робинзоны, Вы видите объявления, предложенные тем или иным живым организмом. Отгадайте авторов этих посланий.

- Приходите ко мне в гости! Адреса не имею. Свой домик ношу всегда при себе. (Улитка, черепаха).

- Друзья! Кому нужны иглы, обращайтесь ко мне. (Еж, дикобраз, ель, сосна).

- Надоело ползать! Хочу взлететь. Кто одолжит крылья? (Гусеница, змея, червяк).

- Помогу все, у кого сломался будильник. (Петух).

- Прошу разбудить меня весной. Приходите лучше с медом. (Медведь).

- Хочу свить гнездо. Одолжите, подарите пух и перья. (Птица).

- Что-то очень скучно стало одному выть на луну. Кто составит мне компанию? (Волк).

- Тому, кто найдет мой хвост! Оставьте его себе на память. Я успешно отращу новый. (Ящерица).

- Уже 150 лет жду друга! Характер положительный, недостаток один – медлительность. (Черепаха).

- Всем, всем, всем! У кого возникла надобность в рогах. Раз в год обращайтесь ко мне. (Лось)

- Учу всем наукам! Из птенцов за короткое время делаю птиц. Прошу учесть, что занятия провожу ночью. (Сова).

- Я самая обаятельная и привлекательная! Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу. Учитывая все это, настоятельно прошу называть меня по имени-отчеству. Патрикеевной больше не называть.(Лиса).

- Добрым, но одиноким птицам могу помочь обрести семейное счастье! Высиживайте моих птенцов! Материнских чувств никогда не испытывала и испытывать не буду. Желаю счастья в личной жизни. (Кукушки).

За правильные ответы участники получают “солнышки”.

1 ведущий: Завершить нашу игру можно хорошей песней. (Участники игры поют песню “Солнышко лесное”.

2 ведущий: Сегодня для вас открылись некоторые тайны природы. За время путешествия вы кое-чему научились. Команда отправляется домой на вертолете, количество мест на нем не ограничено.

“Когда вы испробовали хоть раз лагерную жизнь, когда вы поняли радости здоровой, счастливой товарищеской жизни в маленькой палатке или грубом шалаше, тогда ни одно развлечение не будет иметь для вас отныне такой притягательности, как жизнь под парусиновой крышей или на бивуаке...” - говорил любитель лесных походов и приключений В.Попов.

Дерзайте, друзья! До новых встреч!

Используемая литература.

1. Верзилин Н.М. По следам Робинзонов. – М.,1994.

2. Научно-методический журнал “Биология в школе”, №8, 2007; №7, 2003; №7, 2004.

3. Энциклопедия для детей. Аванта+. Биология, том 2.