Открытый урок по физике в 7-м классе. Тема: "Сила"

Разделы: Физика


Задачи урока:

  • Образовательная: сформировать понятия сила, сила тяжести. Рассмотреть явление тяготения.
  • Развивающая: продолжить формирование опыта наблюдения физических явлений, простых экспериментальных исследований, выделять главное, делать выводы. Использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни.
  • Воспитательная: продолжать работать над совершенствованием качеств, отражающих отношение к другому человеку: дисциплинированность, вежливость, добросовестность, товарищество. Видеть, понимать, чувствовать красоту науки и культурные традиции.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование: компьютеры, мультимедийный проектор, демонстрационный материал.

Перечень используемых ЭОР:

  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР)– URL: http://www.fcior.edu.ru/
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) – URL: http://school-collection.edu.ru/

– Здравствуйте ребята. Сегодня на уроке мы познакомимся с очень интересным человеком.
Родился 25 декабря 1642 года в деревне Вулсторп, (Англия) в семье мелкого фермера, ушедшего из жизни за три месяца до рождения сына. Младенец был недоношенным; бытует легенда, что он был так мал, что его поместили в овчинную рукавицу. Когда ребенку исполнилось три года,  его мать вторично вышла замуж и уехала, оставив его на попечении бабушки. С душевным надломом ребенок рос болезненным и необщительным. Трудным было для него начало школьной жизни. Учился плохо, был слабым мальчиком, и однажды одноклассники очень сильно избили его. Переносить такое было невыносимо, и оставалось только одно...

<Презентация, слайд 1>

– Ребята, предлагаю вам подумать и закончить это предложение.

Предположения и высказывания ребят.

…выделиться успехами в учебе. Упорной работой он добился того, что стал великим английским физиком, математиком и астрономом.
Сэр Исаак Ньютон. Вся его жизнь – это напряженное научное творчество, ряд блестящих идей и открытий, огромное трудолюбие и упорство в достижении цели. Он открыл:

  •  знаменитый  закон всемирного тяготения;
  •  сформулировал основные законы механики;
  •  впервые объяснил движения и формы планет;
  •  пути комет, приливы и отливы океана;
  •  первый исследовал разнообразие световых лучей;
  •  сконструировал один из первых термометров;
  •  впервые построил отражательный телескоп... <Презентация, слайд 2>

– Ребята, скажите,  что помогло Ньютону достичь таких успехов в науке?

<Презентация, слайд 3>

Предположения и высказывания ребят.

– Выбирая перемены в своей жизни, человеку необходимо приложить определенные усилия, требующие огромных духовных, умственных и физических сил:

  • духовная сила: сила убежденья, сила красноречия;
  • сила ума;
  • сила воли;
  • нравственная сила;
  • силою разума постигать, заключать и  изобретать.

Не зря этот сильный духом человек исследовал проявление сил в природе. <Презентация, слайд 4>

– Итак, мы говорим о понятии «сила», рассмотрели влияние силы в становлении личности человека, а теперь перейдем к теме нашего урока. Как называется тема урока?

Тема урока: «Сила». <Презентация, слайд 5>

– Что мы должны узнать на уроке, какая наша цель?

Цель  урока:

Сформировать понятие «сила»:

  •  Сила, как физическая величина;
  •  Сила, как проявление духовности человека. <Презентация, слайд 6>

Изучение нового материала

1. Введение понятия “Сила”

Ребята, перед вами лежат физические тела и рабочие карты. Посмотрите на шарик.
В каком состоянии он сейчас находится?
Толките аккуратно шарик рукой? Что сейчас  происходит?
В этом опыте, тело под действием другого тела  (вашей руки) приходит в движение, останавливается или изменяет направление своего движения. Говорят, что на тело действует сила или к нему приложена сила. Следовательно, силу можно рассматривать как причину изменения скорости движения. <Презентация, слайд 7; Приложение 2>

Вывод 1:

Сила – физическая величина, характеризующая действие тел друг на друга, то есть являющаяся мерой взаимодействия тел. <Презентация, слайд 8> (записывайте в рабочие карты; Приложение 1)

– Ребята, какие существуют признаки, показывающие, что на тело действует сила?

Четыре признака действия на тело силы:

  • изменение скорости;
  • изменение направления движения тела;
  • изменение формы тела;
  • изменение размеров тела. <Презентация, слайд 9> (записывайте в рабочие карты; Приложение 1)

Если есть хотя бы один из этих признаков, то говорят: “На тело действует некоторая сила”.
Сила, действующая на тело, может не только изменить скорость всего тела, но и отдельных его частей. Например, если надавить пальцами на шарик, то он сожмется, изменит свою форму. В таких случаях говорят, что тело деформируется.

Вывод 2:

Деформацией называется любое изменение формы и размера тела.
Сила – физическая величина, значит, ее можно измерить (записывайте в рабочие карты; Приложение 1)

Вывод 3:

Обозначается сила буквой F. Единица измерения силы – Ньютон, обозначается [H].
<Презентация, слайд 10> (записывайте в рабочие карты; Приложение 1)
За единицу силы 1 Н принята сила, которая за время 1 с изменяет скорость тела массой 1 кг на 1 м/с.
Ребята, перед вами стоит машинка. Приложите к ней силу (тянут шнурок). Объясните, наблюдаемое явление.
Машинка приобретает скорость из-за действия на нее силы (сила тяги) и начинает двигаться в т уже сторону, куда направленна приложенная к ней сила. <Презентация, слайд 7видео; Приложение 2>
Сила, как и скорость, является векторной величиной. Она характеризуется не только числовым значением, но и направлением. На чертежах силу изображают в виде прямой стрелки, называемой вектором этой силы. Длина стрелки символизирует числовое значение силы, а направление стрелки указывает направление действия силы. Начало отрезка – точка А есть точка приложения силы. Длина отрезка условно обозначает в определенном масштабе модуль силы.

Вывод 4:

Результат действия силы на тело зависит от ее модуля, направления и точки приложения. <Презентация, слайд 11> (записывайте в рабочие карты; Приложение 1)
Итак мы с вами познакомились с понятием сила. Сделали главные выводы о силе. Теперь рассмотрим одно из проявлений силы в природе.
Ребята, возьмите мячики и аккуратно подбросьте их вверх. Что вы наблюдаете?
Мячик, подброшенный вверх всегда упадет на Землю. <Презентация, слайд 12 видео; Приложение 3>
В чем причина наблюдаемых явлений?
На эти тела действует сила – эта сила притяжения к Земле. <Презентация, слайд 13,2; Приложение 4>
Ребята, давайте вспомним, величайшее открытие И. Ньютона, о котором я упоминала в начале урока. Не зря этот сильный духом человек исследовал проявление сил в природе. Он первым понял, что притяжение различных тел к поверхности Земли, и движение звезд и планет подчиняется единому закону – закону всемирного тяготения. <Презентация, слайд 13,3; Приложение 4>

Вывод 5:

Притяжение всех тел Вселенной друг к другу называется всемирным тяготением. <Презентация, слайд 14> (записывайте в рабочие карты; Приложение 1)
По закону всемирного тяготения все тела притягиваются к друг к другу.

Вывод 6:

  • Сила притяжения между телами тем больше, чем больше массы этих тел (прямая зависимость).
  • Сила притяжения между телами тем меньше, чем больше расстояние между ними (обратная зависимость).

<Презентация, слайд 15> (записывайте в рабочие карты; Приложение 1)

Примеры:

1. Если массы тел невелики, то невелика и сила их взаимного притяжения. Например, два человека, стоящие на расстоянии 2 м друг от друга взаимно притягиваются с ничтожно малой силой.  С такой же силой притягивается гирька массой 0,00001 г давит на чашу весов. <Презентация, слайд 13,4; Приложение 4>

2. Если массы тел велики, то и силы взаимного притяжения начинают себя проявлять. Солнце притягивает планеты, образуя Солнечную систему. Земля притягивает Луну, удерживая ее на своей орбите. Но и Луна тоже притягивает Землю. Ведь приливы и отливы воды происходят из-за притяжения гидросферы Земли к Луне. Огромные массы воды поднимаются в океанах и морях дважды в сутки на много метров. <Презентация, слайд 13,5; Приложение 4

Для всех живущих на Земле особенное значение имеет сила притяжения к Земле. <Презентация, слайд 13,6; Приложение 4>

Вывод 7: Сила, с которой Земля притягивает к себе тело, называется силой тяжести.
Обозначается:  с индексом тяж <Презентация, слайд 16> (записывайте в рабочие карты; Приложение 1)
Если два тела обладают разной массой, то большей силой тяжести обладает то тело, у которого масса больше.

Вывод 8: Сила тяжести прямо пропорциональна массе этого тела. <Презентация, слайд 17> (записывайте в рабочие карты; Приложение 1).

Закрепление нового материала

– Итак, давайте вспомним все основные выводы о силе, которые мы записали в ходе урока и решим задачи.
– Ребята, проявление силы мы встречаем не только в природе, характере людей, но и в русских сказках и баснях.

Задача 1. <Презентация, слайды 18,19>

Басня И.А. Крылова "Лебедь, щука, рак"

Когда в товарищах согласия нет,
на лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись,
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав – судить не нам;
Да только воз и ныне там.
Ребята, как вы думаете почему воз так и остался на месте?
В чем заключается жизненный смысл?

Задача 2. <Презентация, слайд 20>

Басня И.А. Крылова " Слон и моська "

По улицам Слона водили,
Как видно напоказ –
Известно, что Слоны в диковинку у нас –
Так за Слоном толпы зевак ходили.
Отколе ни возьмись, навстречу Моська им.
Увидевши Слона, ну на него метаться,
И лаять, и визжать, и рваться,
Ну, так и лезет в драку с ним.
"Соседка, перестань срамиться, –
Ей шавка говорит, – тебе ль с Слоном возиться?
Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идет
Вперед
И лаю твоего совсем не примечает". –
"Эх, эх! – ей Моська отвечает, –
Вот то-то мне и духу придает,
Что я, совсем без драки,
Могу попасть в большие забияки.
Пускай же говорят собаки:
"Ай, Моська! знать она сильна,
Что лает на Слона!"
Кто из животных обладает большей силой тяжести?
В чем заключается жизненный смысл?

Подведение итогов. Рефлексия <Презентация, слайд 21>

На могиле высечено:

«Здесь покоится  Сэр Исаак Ньютон
Который почти божественной силой своего ума
Впервые объяснил…
Пусть смертные радуются, что в их среде
Жило такое украшение человеческого рода»

Перед вами портрет великого ученого Исаака Ньютона. <Презентация, слайд 22>
За что бы вы сказали ему слава благодарности?
«Сэр, я хочу Вас поблагодарить за то, что…»       …закончите предложение.
А я в свою очередь благодарю вас за отличную работу на уроке и каждому дарю это пожелание. <Презентация, слайд 23>

Домашнее задание: §23,24. Приготовить пять пословиц и поговорок о силе.