Методические рекомендации: "Создание программы социально-педагогической работы образовательного учреждения по профилактике употребления ПАВ

Разделы: Социальная педагогика


В основе любой профилактической деятельности по предупреждению и профилактике употребления ПАВ в образовательном учреждении должен лежать принцип междисциплинарного взаимодействия, основанный на согласовании общих усилий всех участников образовательного процесса. Содержание такой работы обеспечивает выполнение следующих условий:
– формирует основы поведения учащихся, обеспечивающих устойчивость в отношении факторов риска;
– отражает проблемы, актуальные для учащихся “групп риска”;
– учитывает социальные ценности поведения, общения, проведения досуга для учащихся конкретного образовательного учреждения.

Условно программу можно разделить на три модуля:
– работу с учащимися,
– работу с педагогами,
– работу с родителями.

Результативность данной программы может определяться такими критериями как повышение уровня информированности участников образовательного процесса по теме употребления ПАВ, активизация работы педагогов, родителей, специалистов службы сопровождения, работников здравоохранения, правоохранительных органов по профилактике возникновения зависимостей у детей и подростков, а также формирование установок учащихся на отношение к проблеме употребления ПАВ.

В работе с учащимися содержание всех форм деятельности (ролевые игры, упражнения, беседы, диспуты, тренинги, классные часы, проекты, акции, лекции, консультации, анкетирование, и т. д.) должно быть направлено на решение следующих основных задач:
– обучение навыкам противостояния жизненным проблемам, трудностям и конфликтным ситуациям;
– формирование положительной “Я” концепции;
– формирование убеждения о вреде ПАВ и ценности здорового образа жизни ;
– обучение умению организации досуга без употребления ПАВ;
– формирование убеждений об употреблении ПАВ как негативном социальном явлении.

Такие занятия могут быть направлены на достижение одной или нескольких целей, а именно:
– анализ природы аддиктивного поведения и причин возникновения аддикции;
– помощь в осознании причин и последствий вредных привычек (курение, употребление алкоголя, ПАВ);
– формирование устойчивого мнения о вреде ПАВ;
– развитие ценностного отношения к здоровью;
– информирование о методах избавления от вредных привычек;
– формирование навыков выхода из трудных ситуаций и конструктивного поведения в конфликтах;
– осознание роли лидера и формирование навыков ответственного лидерства;
– формирование представления об уникальности каждого человека и активной социальной позиции в отношении к здоровому образу жизни.

Эффективной формой работы в образовательном учреждении может стать профилактическая программа, направленная на формирование альтернативной наркотикам деятельности учащихся. Данное направление подчеркивает важную роль среды и является возможностью развития творческой и социальной активности учащихся с целью уменьшить риск употребления ими ПАВ. Критериями эффективности альтернативных мероприятий можно считать достижение следующих результатов:
– вовлечение учащихся в различного рода активный досуг без употребления ПАВ;
– развитие позитивных личностных качеств и социальных навыков учащихся;
– вовлечение учащихся в профилактическую деятельность (волонтерское движение);
– обучение проведению и участию в различных видах мероприятий;
– вовлечение учащихся в проектную деятельность;
– снижение уровня социальной и психологической напряженности в ОУ, создание комфортной образовательной среды;
– представление возможности для самореализации учащихся в различных видах досуговой и творческой деятельности;
– создание условий и информационного обеспечения для занятости свободного времени учащихся в различных видах деятельности как в самом образовательном учреждении, так и вне его;
– вовлечение в альтернативную активность всех участников образовательного процесса, субъектов профилактики, спонсоров, СМИ, т. е. различных групп сообщества;
– привлечение внимания общественности к необходимости формирования здорового образа жизни.

Необходимо помнить, что альтернативные мероприятия являются лишь частью комплексной стратегии первичной профилактики в образовательном учреждении и должны проводиться с учетом ее основных концептуальных позиций и задач. В связи с этим необходимы готовность и умение специалистов для работы с детьми и подростками.

Таким образом, профилактическая деятельность образовательного учреждения не ограничивается информационными и образовательными методиками, а должна включать интерактивные формы работы и альтернативные мероприятия, реализуемые всеми участниками образовательного процесса.

В работе с педагогами содержание социально-педагогической деятельности должно быть направлено на формирование определенных умений и знаний, таких как:
– умение выявлять особенности различных групп учащихся, относящихся к “группе риска”;
– умение определять и выявлять кризисные ситуации, их источники и факторы в различных возрастных периодах детей и подростков;
– знание психологических, социальных причин употребления ПАВ.

В образовательном учреждении выполнение миссии педагога в создании условий для развития личности ребенка подразумевает наличие у него психологической, методологической, управленческой и предметной компетентности. Это означает понимание нормы развития ребенка, умение ставить задачи, выбирать методы и средства, чтобы обеспечивать это развитие в процессе своей деятельности и также решать задачи с помощью своего предметного содержания.

В ходе подготовительной работы необходимо выяснить уровень информированности и степень актуализации данной проблемы для педагогов. Это можно сделать, например, посредством мозгового штурма “Почему люди употребляют ПАВ?”, мини-лекции “Причины употребления ПАВ”, анализа проблемных ситуаций, работы в группах с информационным материалом и т. д. Необходимо рассмотреть на занятиях специфику работы с учащимися “группы риска”. Целью таких занятий могут стать проектирование проведения различных форм классных часов по профилактике употребления ПАВ и создание педагогических условий для позитивного общения педагогов с учащимися “группы риска”. Педагоги должны владеть информацией о признаках, которые позволяют отнести учащегося к “группе риска” по особенностям поведения, развития, общения. Они должны помнить, что неразрешенные кризисные ситуации, которые затягиваются во времени, повергают ребенка в “кризисные состояния”, проявляющиеся в виде реакций дезадаптации (состояние аффекта, агрессивность, страхи, нарушение дисциплины, бродяжничество, уход из дома, психосоматические расстройства и др.) и дающие часто выход в разрешении проблемы через употребление ПАВ. В ходе занятий педагогам необходимо получить знания и информацию, касающуюся следующих вопросов профилактики употребления ПАВ: данные статистики, ситуации в стране, городе, регионе; понятие о наркотиках, наркомании, первичной и вторичной профилактике, аддиктивном поведении; механизме и особенностях воздействия наркотиков на организм человека; характерных проявлениях и последствиях употребления ПАВ; причинах, толкающих ребенка к употреблению; мифах о наркотиках в молодежной среде, как они формируются и как их разрушить; роли влияния группы на первое употребление ПАВ подростком, возможностях современных методов лечения, адресах специальных учреждений города.

Деятельность классных руководителей занимает особое место в профилактической работе, их задачами являются:
– выявление проблемных семей на ранней стадии неблагополучия;
– повышение педагогической культуры родителей (педагогическое просвещение, привлечение к участию и организации семейных праздников в образовательном учреждении, внеурочной деятельности, участие в управлении школой);
– формирование правовой культуры родителей во избежание проявления насилия и жестокости к детям;
– проведение коррекционной работы с родителями;
– повышение авторитета семьи и семейных традиций у всех участников образовательного процесса через предъявление положительного семейного опыта;
– индивидуальная работа (возможно с привлечением различных специалистов) с проблемными группами родителей.

В работе с учащимися классному руководителю необходимо наличие аналитических и прогностических навыков по предупреждению и выявлению “кризисных ситуаций” учащихся, какими являются: отсутствие или утрата чувства безопасности (жестокая, эмоционально отвергающая, враждебная, негармоничная, распадающаяся или распавшаяся семья), школьные ситуации (проблемы с учебой, со сверстниками или педагогами, невозможность соответствовать ожиданиям семьи и т. д.).

Для организации целенаправленной работы образовательного учреждения с семьями учащихся с целью снижения риска употребления ПАВ детьми и подростками необходимо определить возможности школы, действия специалистов службы сопровождения и педагогов. В общих чертах задачу можно сформулировать как повышение уровня психолого-педагогического образования родителей, их информирование о сути проблемы, стимулирование благоприятных детско-родительских отношений, участие и содействие в нормализации и коррекции основных функций семьи. Работа с семьей может осуществляться в различных формах: с массовой родительской аудиторией, со специальными родительскими группами, с семьей в целом и индивидуально с членами проблемных семей. Независимо от выбранных форм усилия специалистов должны быть направлены на расширение возможностей семьи в понимании проблемы, причин каких– либо нарушений в поведении ребенка или взаимоотношений в семье и последствий сложившейся ситуации. Специалисты образовательного учреждения могут оказать содействие и помощь в нормализации детско-родительских отношений, снижении их конфликтности, разрешении семейного кризиса, создании позитивного эмоционального фона семейных отношений, оптимизации системы внутрисемейного воспитания. В рамках первичной профилактики родители должны быть информированы о возможных семейных причинах начала употребления подростком ПАВ, о симптомах и признаках (физиологических, поведенческих, очевидных) возможного употребления, а также о роли и месте семьи в развитии различных форм аддикции (зависимого поведения). Важно, чтобы в процессе работы родители осознали и приняли меру своей ответственности за возникновение факторов риска употребления ПАВ их ребенком и знали, что делать, если возникли подозрения об употреблении ребенком ПАВ. Образовательное учреждение может предложить различные возможности взаимодействия с родителями: разнообразие форм проведения родительских собраний, профилактические родительские группы, лекции, консультации специалистов, тренинги, ролевые игры, родительские конференции, родительские клубы и др.

Для достижения наибольшей результативности профилактической работы школы необходим профессиональный концептуально обоснованный подход к планированию данной деятельности, ее системность, определение конкретных целей, задач, алгоритма всех действий и многообразие форм деятельности со всеми участниками образовательного процесса.