"Значение частиц". 7-й класс

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 7


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (368 кБ)


Цели:

обучающая:

  • знакомство учащихся со значением частиц;

развивающие:

  • выразительность речи учащихся;
  • умение строить ответ на вопрос;
  • развитие творческих способностей, мышления учащихся.

Учащиеся должны

знать:

  • значение частиц,
  • роль частиц в речи;

уметь:

  • определять роль частицы в тексте,
  • употреблять частицы в конкретной речевой ситуации.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Учитель: Я рада видеть вас на уроке. Мы продолжим разговор о частицах. Учимся использовать их в речи. Проверим домашнее задание. Хотелось бы услышать ваши мечты о том “Если бы...” (слайд №2)

Заслушать миниатюры учащихся.

Учитель: Какая часть речи помогла ребятам выразить мечты, планы, пожелания?

(Частицы бы, пусть служат для образования условного и повелительного наклонения глагола) (слайд № 3)

Учитель: Подготовьте сообщение о частице, пользуясь планом. (слайд № 4 ). В случае затруднения обратитесь к соседу по парте.

(заслушать ответы 2-х учащихся)

Учитель: Оцените ответы своих товарищей, используя план. (слайд № 5 )

III. Актуализация знаний

Учитель: Продолжим знакомство с частицами. В этом нам поможет работа с текстом. Послушайте отрывок из стихотворения А.С.Пушкина “Разлука”. (слайд № 6 )

...Где б ни был я: в огне ли смертной битвы,
При мирных ли брегах родимого ручья,
Святому братству верен я.
И пусть (услышит ли судьба мои молитвы?),
Пусть будут счастливы все, все твои друзья?

Учитель: Поделитесь, какие чувства вызывают эти строки?

(радости, оптимизма, надежды)

Учитель: В каких словах заключены эти чувства?

(Святому братству верен я)

Учитель: А что подразумевается под этими словами “святое братство”? Какие слова выражают заветное желание поэта?

(Святое братство – это дружба. Слово пусть выражает желание поэта).

Учитель: А какая часть речи помогает выразить заветное желание поэта?

(частица пусть)

Учитель: Прочитайте это предложение, чтобы мы поняли заветное желание поэта.

(Прочитать так, чтобы ударение падало на слово пусть)

Учитель: Какова же роль частицы в речи?

(выразить мысль, желание человека)

Учитель: Каким пунктом плана можно добавить рассказ о частице?

(какую роль играет частица в тексте или употребление частицы в тексте)

Учитель: На какое правило орфограммы в словах этого отрывка?

(безударная гласная в корне, проверяемая ударением)

Учитель: Выпишите три слова на это правило и объясните условия выбора орфограммы.

Объясните графически запятые и двоеточие в предложении)

(один человек работает у доски, одно слово объясняет, затем у доски работает самостоятельно, второй ученик графически объясняет знаки препинания, класс самостоятельно и сверяют записи) (слайд № 7 )

Учитель: Как же проверить безударную гласную в корне слова?

(послушать ответ ученика)(слайд №8)

Учитель: Назовите служебные части речи.

Какие среди них частицы? Докажите, что это частицы.

(Служебные слова: б, ни, ли, пусть. (слайд № 9 ) Не называют предмет или действие, служит для образования формы условного или повелительного наклонения)

IV. Новый материал

Учитель: Обратимся снова к тексту. Какая частица помогает задать вопрос?

(частица ли)

Учитель: Мы продолжаем работу над частицами и будем говорить о значении частиц. Тема нашего урока: Значение частиц (слайд №10 ) Запишем её. Как вы понимаете слово значение?

(оно что-то значит)

Учитель: Цель нашего урока (слайд № 10 )

Знать:

  • значение частиц,
  • роль частиц в речи;

Уметь:

  • определять роль частицы в тексте,
  • употреблять частицы в конкретной речевой ситуации.

Учитель: Мы побываем в гостях у частиц с различным значением. В каком доме живет частица ли? Кто ее соседи? Как называются эти частицы? (слайд № 11)

Учитель: Учимся употреблять частицы в речи. Выполним 1 предложение из упражнения 875. Прочитайте предложение с вопросительными частицами с различными оттенками.

(читают предложение с негодованием, удивлением, вопросом)

Учитель: Зачем нужны вопросительные частицы?

(уточнить, спросить разрешение, удивиться)

Учитель: Составьте диалог из двух реплик с вопросительными частицами.

Работа в парах (заслушать несколько диалогов)

Учитель: Запишем один на доске и в тетради. (слайд № 12 )

- Разве поезд ушел?

- Да, ушел.

Учитель: Что такое диалог? Объясните знаки препинания при диалоге? Слайд № 12)

Учитель: Какую интонацию придала предложению частица?

(Вопросительную)

Учитель: Назовите, вопросительные частицы. Какая частица вызывает затруднение в написании? Как пишется? (слайд № 13 )

(Неужели – слитно)

Учитель: Назовите частицы, живущие в соседнем доме. Как называются? (Слайд № 11)

Учитель: Учимся употреблять эти частицы в речи. Что нужно сделать в упражнении 876?

(Читают первое предложение с восклицательными частицами)

Учитель: Выразите свое отношение к поэзии Пушкина с восклицательной частицей как.

(Как я люблю поэзию Пушкина!

Как восхитительны стихи Пушкина!

Как приятно читать вечерами сказки Пушкина!

Как много знаешь ты о Пушкине!)

Учитель: Запишем на доске и в тетради, подчеркнем как члены предложения. Являются ли частицы членами предложения? (слайд № 14 )

(записать предложения в тетради)

Учитель: Какие чувства можно передать с помощью восклицательных частиц? Назовите их (слайд № 11 )

(Передают чувство восхищения, радости, удивления)

Учитель: Значение частиц понимал и обыгрывал Пушкин. Его любимая частица вот, которую он употребил в своей поэзии более 1000 раз.

Запишем предложение: (слайд № 15 )

Вот опальный домик,

Где жил я с бедной нянею моей.

Учитель: О чем нам говорит частица вот?

О чем хочет предупредить?

(Частица вот указательная, обращает внимание на предмет)

Выделим частицу вот.

В каком домике живет?

Как называется? (слайд №11)

Учитель: Значение какого слова вы не поняли?

(Опальный)

Учитель: А как бы вы его объяснили?

(выслушать ответы учеников)

Учитель: А если не можем точно объяснить значение слова, что нам поможет, куда должны обратиться?

(В толковый словарь)

Учитель: ... Уже посмотрела и выяснила, что Опальный – устаревшее слово. В старину: находящийся в опале, т.е в немилости у царя. (слайд № 16 )

Учитель: А как объясните запятую в предложении?

(Сложноподчиненное предложение)

Учитель: Составьте предложение с усиленной частицей вот Пушкина.

(Вот томик Пушкина.

Вот на столе стихи Пушкина.

Вот на стене портрет Пушкина.)

Учитель: Найдите и прочитайте в упражнении 874 предложение с указательной частицей вон.

(Вон даль голубая видна.)

Учитель: На какой предмет указывает частица вон?

(Указывает на дальний предмет, а частица вот – на близкий предмет)

Учитель: Каково назначение указательных частиц, живущих в этом домике?

(выделить тот предмет, на который нужно обратить внимание)

Учитель: Перед вами ещё строки Пушкина. Восстановите текст, сделав его более выразительным, вставьте нужные частицы. (слайд № 17 )

Эти витязи морские
Мне ....братья все родные.
Не печалься...., ступай,
В гости братьев поджидай.

Учитель: Какие частицы помогли сделать текст более выразительным? В каком домике живут эти частицы? Как называются? (слайд № 11 )

(частицы ведь, же – усилительные)

Учитель: Какие частицы живут ещё в этом домике?

(даже, уже, все-таки, уж, то)

Учитель: Какое слово делает частица же более выразительным?

(не печалься)

Учитель: Для чего нужны усилительные частицы?

(чтобы выделить, усилить какое-то слово)

Учитель: Значение какого слова не понятно?

(витязи)

Учитель: А как бы вы объяснили это слово?

(витязи – это богатыри, храбрые воины) (слайд № 18 )

V. Закрепление

Учитель: Что нового узнали о частицах?

(Частицы помогают сделать речь выразительной, придают словам и предложениям значение вопроса, восклицания, восхищения, уточнения, удивления) (слайд № 19)

Учитель: Что стало бы с речью, если бы не было частиц?

(Речь была бы невыразительной, скучной)

Учитель: Вы готовитесь к зачёту. Какой пункт вы добавили бы к плану рассказа о частицах?

(5. роль частиц в тексте) (слайд № 20 )

Учитель: Понятно ли вам значение частиц? Запишите несколько предложений под диктовку и укажите значение частиц.

Вот мы в Михайловском.

Помнишь ли ты стихи Пушкина?

Как можно не восхищаться поэзией А.С.Пушкина!

Учитель: Проверим ваши ответы. Какая тема объединяла сегодняшний урок?

(на уроке мы вспоминали творчество А.С. Пушкина)

Учитель: Да, знакомясь со значением частиц, мы говорили и о творчестве А.С.Пушкина. И домашнее задание продолжит тему Пушкина.

VI. Домашнее задание

Учитель: Используйте различные частицы в миниатюре “Моё отношение к сказкам Пушкина”. Для этого вспомните п.152, устно выполните упражнение 875, 876 по 2 предложения. (слайд № 21)