Роль семьи в духовно-нравственном воспитании

Разделы: Работа с родителями, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Продолжительность: 15-20 минут.

Цели:

  • формирование базовых национальных ценностей, хранимых в социально-исторических, культурных, семейных традициях народа, передаваемых от поколения к поколению;
  • формирование начальных основ сотрудничества в триаде педагог - ребенок – родитель;
  • формирование культуры семейных отношений.

Техническое обеспечение:

  • использование средств ИКТ:
  • программа Microsoft Word для создания сопроводительного текста к презентации.
  • Презентация Microsoft PowerPoint

Ход урока

Вступительное слово учителя.

Слайд №2

Как посмотришь на нашу молодежь, то нельзя не пожалеть ее! Как она ветрена!

Как не думает ни о чем кроме удовольствий, растлевающих и нравственность, и здоровье, приготовляющих самую печальную будущность.

Мне кажется, что всему этому причина - неправильное воспитание, дающее молодым людям неправильный взгляд на себя и на жизнь.

Святитель Игнатий Брянчанинов

Слайд №3

Среди русского населения обычным явлением в прошлом были большие (неразделенные) семьи. Вместе жили и совместно хозяйствовали не только родители, дети и внуки, но и несколько братьев, тут же могли быть сестра с мужем-примаком, осиротевшие племянники и другие родственники. Нередко семья объединяла до 20 и более человек.

По мнению многих, сегодня наше общество переживает духовно-нравственный кризис. И одной из причин является разрушение нравственных устоев семьи.

Слайд №4

Приоритет земных интересов над духовно-нравственными ценностями, разрушение семьи, утрата ею воспитательных функций приводит к вступлению в самостоятельную жизнь инфантильных, нравственно и духовно неполноценных молодых людей, что, несомненно, подрывает корни благосостояния и стабильности российского общества.

Слайд №5

Только семья может воспитать семьянина: по мудрому слову И.А. Ильина, добрая семья дарить человеку "два священных первообраза, в живом отношении к которым растет его душа и крепнет его дух:

- первообраз чистой матери, несущей любовь, милость и защиту;

- и первообраз благого отца, дарующего питание, справедливость и разумение" [9]. Эти родительские образы философ называет источниками духовной любви и духовной веры человека. Выход из сложившейся кризисной ситуации один: содействовать укреплению семьи . Что для этого необходимо сделать?

Прежде всего восстановить традиционную ценность брака, семьи, престиж материнства и отцовства.

Возродить отечественные культурно-исторические и религиозные традиции.

Воссоздать в современных условиях традиционный уклад жизни общества и семьи.

Слайд №6

Традиционный семейный уклад включает в себя пять компонентов:

1. Обычаи, которые установились и стали привычными формами поведения

2. Традиции, переходящие из поколения в поколение

3. Отношения, которые установились между всеми членами семьи.

4.Определённые правила доброй и благочестивой жизни.

5. Распорядок дня, недели, года.

Слайд №7

Прекрасной традицией должны быть семейные праздники.

Слайд №8

Через праздники и традиции можно привить ребёнку хорошие манеры, выработать привычки, научить вести себя за столом. Предвкушение праздника - это начало праздничного Духа, который должны поддерживать взрослые. Человек воспринимает мир чувствами. Праздник - это наша повседневная педагогика. У ребёнка должно быть счастливое детство. И без этого условия, человек не сможет научиться любить.

Попадая в другое общество, ребёнок не будет чувствовать неловко себя от того, что он не может вести беседу, участвовать в играх, пользоваться приборами. Если его этому не научили, в том нет его вины, он может всё это освоить сам в более зрелом возрасте. Но лучше, если все хорошие привычки ребёнок закрепляет с детства. Теоретические знания не дают возможности превратится в привычку, если они не закреплялись практически.

Слайд №9

В каждом доме складывается свой ритуал.

“Пусть каждый припомнит своё детство, и он увидит, что праздник для ребёнка совсем не то, что для нас, что это действительно событие в детской жизни и что ребёнок считает свои дни от праздника до праздника ..... Тускло и серо было бы детство, если бы из него выбросить праздники......” — писал К. Д. Ушинский.

Слайд №10

Все праздники проходят через семейный коллектив, входят в каждый дом. Семейные праздники содержат богатые возможности для умственного воспитания ребёнка, для развития всех его дарований. Для полноценного развития ребёнка ему необходим праздник как воздух.

Семейные праздники - это прекрасная традиция. Это надо передавать по наследству, это надо развивать, этому надо учить, особенно молодых родителей. Ребёнок должен жить в счастливой семье и чувствовать любовь родных. Школа даёт только знания, а воспитание идёт от семьи, поэтому очень важно учить ребёнка тем принципам и той морали, которая в этой семье. От воспитания в семье зависит, кем и каким будет ребёнок, став взрослым, какая будет его семья.

Праздник - это своеобразный итог тому, что получил в своём воспитании ребёнок. Хорошо наблюдать ребёнка в гостях, где он должен уметь вести себя достойно и свободно. А это достигается благодаря привычкам. Даже на плохих примерах можно научить как не надо себя вести, хорошо воспитанные сын или дочь - это высшее достижение родителей. Ради этого стоит потрудиться и приложить максимум любви, терпения, времени.

Слайд №11

В некоторых семьях стало привычным за вечерним чаем, когда собирается вся семья, обсуждать события прошедшего дня. Мать и отец рассказывают, обмениваются впечатлениями. Такая возможность предоставляется и детям. Совместно обсуждаются планы отдаленного и ближайшего будущего. Очень полезна традиция ежевечерних обсуждений, свободных высказываний и обмена мнениями.

Заключительное слово учителя.

И согласитесь, приятно собраться всей семьей, забраться под вязаный бабушкин плед в черную морозную ночь, зажечь свечу и помечтать о том, что сказка за разрисованном окном есть.