Урок русского языка по теме "Второе склонение существительных". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель: продолжить формировать навыки правописания окончаний существительных 2-го склонения; развивать умение классифицировать слова, учить детей высказывать свою точку зрения, обосновывать свои слова; закрепление знаний о предложении; прививать любовь к поэзии, музыке, искусству.

Оборудование: портрет Пушкина; детские рисунки, посвященные Пушкину; репродукция картины "Царевна Лебедь"; звукозапись музыки Свиридова к повести Пушкина "Метель"; звукозапись оперы Римского-Корсакова "Сказка о Царе Салтане".

Ход урока

I. Индивидуальная работа у доски.

а) Исправить ошибки, обозначить падежи существительных:

Сакресных гор уже снига

Сбижали мутными ручями

Напатапленные луга.

б) Просклонять существительное МОРЕ.

в) Сделать морфологический разбор слова О РЫБКЕ.

г) Выписать существительные по склонениям, глядя на картину "Царевна Лебедь".

II. Чистописание.

Кккк ку ка ко ку капель

III. К О Колесо превратилось в букву О.

О Л Составить существительные, которые

С Е можно получить из данных букв, сгруппировать их и записать. (Око, кол, осел, лес, сок, колесо, сокол.)

Проверка. Как сгруппировали? Что их объединяет? (1-ая группа - око, колесо; 2-ая группа - кол, осел, лес, сок, сокол. Они все относятся ко 2-му склонению.)

Сегодня мы будем работать с существительными 2-го склонения.

IV. Что можно сказать об этой записи?

А.С.Пушкин (в) извес.ной ска.ке ра.казывает (о) прекрас.ной царевн. Лебеди.

Комментированное письмо этого предложения.

Самостоятельно сделать любой вид разбора предложения.

Проверка.

V. Проверка индивидуальных работ у доски.

VI. Сегодня мы говорим с вами о Пушкине, его стихах. Проверим ваше домашнее задание.

Вам нужно было сочинить четверостишья со словами: ЛЕЖИТ, БЕЖИТ, СНЕЖОК, БЛЕСТИТ, ЖУРЧИТ, ДРУЖОК.

Учащиеся читают свои четверостишья.

VII. Это строчка из стихотворения "Зимнее утро".

Мороз и солнце; день чудесный!

Найдите существительное, которое можно выделить в отдельную группу. (Солнце).

Просклонять существительное СОЛНЦЕ.

Проверка.

Что мы знаем об окончаниях существительных 2-го склонения? Составить предложение, чтобы слово СОЛНЦЕ стояло в предложном или творительном падеже, можно с предлогами.

Проверка.

VIII. Найти существительные единственного числа в отрывке из известной вам сказки, сгруппировать и записать их (звучит фрагмент из оперы "Сказка о царе Салтане").

В синем небе звезды блещут.
В синем море волны плещут.
Туча по небу идет.
Бочка по морю плывет.

Проверка. Как сгруппировали? (Небо, море - 1-ая группа, туча, бочка - 2-ая группа.)

IX. Мы с вами много говорили о Пушкине, много читали его произведений, рисовали рисунки по его произведениям. Пушкин - это великий русский поет. На его стихи Глинка, Чайковский писали романсы. Римский-Корсаков написал оперу "Сказка о царе Салтане", художники рисовали картины к его произведениям.

Напишите сейчас небольшое сочинение о Пушкине, поделитесь своими мыслями, впечатлениями об этом поэте.

Пусть в этом вам поможет музыка Свиридова к повести Пушкина "Метель". (Звукозапись).

Проверка.

Домашнее задание. Закончить работу над сочинением, обозначить падеж и склонение существительных.