Коррекционно-педагогическая работа с детьми с нарушением зрения при обучении конструированию

Разделы: Коррекционная педагогика


Сегодня особое значение приобретает гуманизация образовательного процесса, создание условий для максимального раскрытия потенциальных возможностей каждого ребёнка.

С позиции теории амплификации (обогащения) развития детей (А.В. Запорожец) важную роль в формировании творчества играют специфические виды детской деятельности, к которым относится и конструирование.

Детское конструирование из-за его созидательной природы и соответствия интересам и потребностям дошкольника при определённой организации может носить подлинно творческий характер.

В исследованиях было установлено, что в процессе творческого конструирования из разных материалов у детей складываются представления об обобщённых способах построения деятельности, аналогичные тем, что наблюдаются в детском сочинительстве. Это позволяет рассматривать конструирование не только как средство создания конкретных предметов (как это было раньше), но и как деятельность, в процессе которой формируется универсальная способность к построению новых целостностей различного типа (конструкций, текстов, сюжетов и т.п.)

Термин “конструирование” произошел от латинского слова “construere”, что означает создание модели, построение, приведение в определённый порядок и взаимоотношение различных отдельных предметов, частей, элементов. Конструирование относится к продуктивным видам деятельности, поскольку направлено на получение определённого продукта.

Под детским конструированием принято понимать создание разных конструкций и моделей из строительного материала и деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, природного материала. Выделяют два типа конструирования: техническое и художественное.

В техническом конструировании дети в основном отображают реально существующие объекты, а также придумывают конструкции по ассоциации с образами из сказок, фильмов. При этом они моделируют их основные структурные и функциональные признаки: здание с крышей, окнами, дверью; корабль с палубой, кормой, штурвалом. К техническому типу конструкторской деятельности относятся: конструирование из строительного материала (деревянные детали геометрической формы); из деталей конструкторов; из крупногабаритных моделей.

В художественном конструировании дети, создавая образцы, не только (и не столько) отображают их структуру, сколько выражают своё отношение к ним, передают их характер, используя такой приём, как “нарушение” пропорций, а также цвет, фактуру, форму: весёлый клоун, худой простофиля – волк, прекрасный принц и т. д., что приводит, по выражению А.В. Запорожца, к “формированию своеобразных эмоциональных образов”

К художественному типу конструирования относятся конструирование из бумаги и природного материала. В процессе конструирования дошкольники, как с нормальным, так и с нарушением зрения приобретают сенсорный опыт, так как ощущения, чувственное восприятие предметов и явлений служат первоисточником знаний о действительности и закладывают основу для формирования у детей представлений и понятий. Для детей с нарушением зрения характерным является наглядно – реализуемое в процессе действий с предметами. В условиях зрительной депривации ребёнок испытывает значительные трудности в самостоятельном зрительном, тактильном восприятии внешних свойств предметов и объектов, что искажает его представления об окружающем. При осуществлении коррекционно – педагогического процесса обучения и воспитания детей с патологией зрения сенсорное восприятие невозможно рассматривать как отдельно взятое направление. Тифлологическими исследованиями и практическим опытом доказана необходимость его органичного включения в такие виды детской деятельности как конструирование и игра.

Как показывает практика, пути реализации задач обучения конструированию зависят от степени характера нарушения зрения, возраста детей и уровня их развития, основных закономерностей и способностей, проявляющихся в области зрения сенсорных способностей, проявляющихся в области восприятия ими предметов и их свойств.

Особенно значимо обучение конструированию как один из компонентов сенсорного воспитания для слепых и частично видящих детей, так как комплексное развитие сохранных анализаторов, активизация их деятельности и научение ребёнка пользоваться полученной при их помощи информации – один из основных путей компенсации слепоты в дошкольном возрасте. Поэтому обучение и воспитание детей с нарушением зрения носит полисенсорный характер. Детей учат узнавать внешние свойства предметов с помощью осязания, обращая особое внимание на выделение характерных признаков, дифференцировку материала, форму, размер объектов или предметов. Тифлопедагоги создают оригинальные пособия (цилиндры и кубики с разными поверхностями, вкладыши и т. п.), позволяющие детям с нарушением зрения получить необходимые знания, расширяющие их сенсорные возможности. Важно подчеркнуть, что процесс обучения конструированию не носит характер механической тренировки сохранных анализаторов, он организовывается чаще всего в виде игры и включает в себя ряд интересных для детей заданий. Закрепление полученных знаний осуществляется в повседневной жизни, в игре. Ведь детское конструирование, и особенно техническое, тесно связано с игровой деятельностью. Дети сооружают постройки (гараж для машины, рыцарский замок) и играют с ними, неоднократно перестраивая их по ходу игры. Конструируя, ребёнок учится из простых геометрических форм создавать новые. В этом случае он имеет возможность увидеть конечный результат своей деятельности, значимый для него самого и его близких.

Л.А.Парамоновой была выявлена динамика взаимосвязи игры и конструирования на протяжении всего дошкольного периода. Сначала, в раннем возрасте, конструирование слито с игрой, затем игра становится побудителем к конструированию, которое начинает приобретать самостоятельное значение для детей; и к старшему возрасту сформированное полноценное конструирование стимулирует развитие сюжетной линии игры и само иногда приобретает сюжетный характер (создаётся несколько конструкций, объединённых одним сюжетом).

В конструировании выделяются два взаимосвязанных этапа: создание замысла и его исполнение. Творчество связано, как правило, больше с созданием замысла, поскольку он заключается в обдумывании и планировании процесса предстоящей практической деятельности – в представлении конечного результата, в определении способов и последовательности его достижения. Практическая деятельность, направленная на исполнение замысла, не является чисто исполнительной. Особенностью конструкторского мышления даже у старших дошкольников является непрерывное сочетание и взаимодействие мыслительных и практических актов (Т.В.Кудрявцев, Э.А. Фарапонова). Практические действия могут выступать как широкое экспериментирование с материалом – бескорыстное и целенаправленное, связанное с выполнением замысла. Замысел, в поисковых практических действий, что является положительным моментом для развёртывания дальнейшего творческого конструирования. При этом дети часто рассуждают вслух, как бы проигрывая свои действия и их последствия.

Источником замысла детей является всё окружающее: разнообразный материал, предметный и природный мир, социальные явления, художественная литература, разные виды деятельности, в первую очередь – игра. Но восприятие окружающего у детей, особенно с нарушением зрения часто бывает поверхностным: они охватывают в первую очередь внешние стороны предметов, явлений, которые затем и воспроизводят в практической деятельности. Важно создавать условия для более глубокого освоения окружающего, для формирования умения видеть характерные особенности предметов, явлений, а также взаимосвязи между ними и по – своему, передавать их в конструкциях, поделках. Конструирование в этом случае опирается не образные представления о реально существующих или кем – то придуманных (например, в сказке) объектах, и это становится основой детских замыслов.

По мере обогащения разных видов детской деятельности новым содержанием, способами т приёмами у детей возникает способность к построению новых и достаточно оригинальных образов, что положительно сказывается на развитии как детского мышления и воображения, так и на самой детской деятельности, в том числе и конструирования.

Принципиально значимым является и эмоциональная окрашенность детской деятельности, в которой ребёнок свободно может использовать разные материалы, создавать оригинальные образы. Связь конструирования с повседневной жизнью, с другими видами деятельности (игрой, театром и т. д.) делает его особенно интересным, эмоционально насыщенным и позволяет быть одним из средств самовыражения. Потребность в такой деятельности у детей становится ярко выраженной.

С целью развития детского конструирования как деятельности, в процессе которой развивается и сам ребёнок, исследователи предположили разные формы организации обучения конструированию. Одни из них получили широкое распространение в практике, а другие – либо из-за малой их известности, либо из-за трудности организации - почти никогда педагогами не используются. Предлагаю кратко рассмотреть все известные формы организации обучения детскому конструированию.

Конструирование по образцу, разработанное Ф.Фребелем, заключается в том, что детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей строительного материала и конструкторов, поделок из бумаги и т. п. и, как правило, показывают способы их воспроизведения. В данной форме обучения обеспечивается прямая передача детям готовых знаний, способов действия, основанная на подражании. Такое конструирование трудно напрямую связать с развитием творчества, хотя оно является важным обучающим этапом детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера (детиучатся выделять пространство для постройки, аккуратно соединять детали, создаёт предпосылки для формирования у детей умения планировать свою практическую деятельность по созданию конструкций).

Конструирование по модели (А.И.Миренова, А.Р.Лурия) заключается в следующем. Детям в качестве образца предъявляют модель, в которой очертание отдельных её элементов скрыто от ребёнка (в качестве модели могут выступать конструкции, обклеенные плотной белой бумагой). Эту модель дети должны воспроизвести из имеющегося у них строительного материала. Таким образом, ребёнку предлагают определённую задачу, но не дают способа её решения. Это является достаточно эффективным средством активизации мышления дошкольников. У них формируется умение мысленно разбирать модель на составляющие её элементы. Это усложненная разновидность конструирования по образцу.

Конструирование по условиям, предложенное Н.Н.Поддъяковым, принципиально иное по своему характеру. Оно заключается в следующем. Не давая детям образца постройки, рисунков и способов её возведения, определяющим лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают её практическое значение (например, возвести через реку мост определенной ширины для пешеходов и транспорта, гараж для легковых или грузовых машин и т. п.) Задачи конструирования в данном случае носят проблемный характер, поскольку способов их решения не дается.

Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам было разработано С.Леоном Лоренсо и В.В.Холмовской. Они отмечают, что моделирующий характер самой деятельности, в которой из деталей строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, создает возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. Эти возможности наиболее успешно могут реализовываться при обучении детей сначала простых схем - чертежей, отражающих образцы построек, а затем наоборот, практическому созданию конструкций по простым чертежам - схемам. Вместе с тем дети, как правило, испытывают трудности в выделении плоскостных проекций объёмных фигур (геометрических тел) В результате такого обучения у детей развивается образное мышление и познавательные способности, т. е. они начинают строить и применять внешние модели “ второго порядка”- простейшие чертежи - в качестве средства самостоятельного познания новых объектов.

Конструирование по замыслу, по сравнению с конструированием по образцу, обладаешь большими возможностями для развёртывания творчества детей, для проявления их самостоятельности: они сами решают, что и как будут конструировать. Но создание замысла будущей конструкции и его осуществление – достаточно трудная задача для дошкольников: их замыслы неустойчивы и часто меняются в процессе деятельности. Чтобы эта деятельность протекала как поисковый и творческий процесс, дети должны иметь обобщенные представления о конструктивном объекте, владеть обобщенными способами конструирования. Эти знания и умения формируются в процессе других форм конструирования – по образцу и условиям. Иначе говоря, конструирование по замыслу не является средством обучения детей созданию замыслов, оно лишь позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные ранее. При этом степень самостоятельности и творчества зависит от уровня имеющихся знаний и умений (умение строить замысел, искать решения, не боясь ошибок)

Конструирование по теме.

Детям предлагают общую тематику конструкций (“Птицы”, “Город”), и они сами создают замыслы конкретных построек, поделок, выбирают материал и способы их выполнения. Это достаточно распространенная, а практике форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу - с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограниченны определенной темой. Основная цель конструирования по заданной теме - актуализация и закрепление знаний, и умение, а также переключение детей на новую тематику в случае (“застревания) на одной и той же теме.

Каркасное конструирование, предложенное Н.Н.Поддъяковым, предполагает первоначальное знакомство детей с простым по строению каркасом как центральным звеном постройки (его части, характер их взаимодействия) и последующую демонстрацию педагогом различных его изменений, приводящих к трансформации всей конструкции. В результате дети легко усваивают общий принцип построения каркаса и учатся выделять особенности конструкции, исходя из каркаса. В конструировании такого типа ребёнок, глядя на каркас, должен домыслить, как бы дорисовать его, добавляя к одному и тому же каркасу дополнительные детали. В соответствии с этим каркасное конструирование может стать эффективным средством формирования воображения, обобщённых способов конструирования, образного мышления. Для каркасного конструирования очень подходит немецкий конструктор “Квадро”.

Выявление специфики формирования творческого конструирования в разных видах технического и художественного конструирования.

Для детей с нарушением зрения конструирование из строительного материала оказалось наиболее изученным. Однако, как ни парадоксально, целенаправленное и систематическое обучение именно этому виду конструирования в практике отсутствует. В основном оно используется во взаимосвязи с игрой при обучении детей раннего и младшего дошкольного возраста. Что же касается старших детей (после 5 лет), то с ними, как правило, никакого обучения не проводится. Дети сами, в свободное от занятий время, создают разные постройки, а основном для игры. При этом сама деятельность конструирования у большинства детей находится на крайне низком уровне.

В разработанной модели обучение детей 2-7 лет конструированию упорядочено в достаточно простую систему, характеризующуюся наличием центрального звена. Система знаний и конструктивно - технических умений, способствовала органическому объединению различных форм конструирования: по образцу, по условиям, по теме, по замыслу. В процессе конструирования по образцам у детей формируются обобщённые способы анализа объектов и обобщение представления о них, необходимые для успешного осуществления конструирования по условиям. Большую роль в этом играет усвоение детьми схемы обследования образцов, построенный по принципу: от общего - к частям - к общему. Наиболее целесообразным оказалось освоение детьми каждой темы в разных формах конструирования.

Так для детей 3-5 лет целесообразно конструирование по образцам. Например, для 3-4 летних детей разработаны 2 темы: “Домики” и “Трамвайчики” Каждая представлена пятью усложняющимися основными конструкциями (образцами) и 10-13 их вариантами. Перед детьми ставилась задача: “Построй такой же домик, но высокий”. Дети сами вынуждены были находить новые для них способы решения - настраиванию и пристраивание без нарушения при этом заданного чередования деталей.

Для детей 4-5 лет разработаны 3 темы: “Грузовые машины”, “Гаражи”, “Горки”. Так, тема “Горки” осваивались детьми следующим образом. Вначале они воспроизводили образец, а затем решали задачи: перестроить горку так, чтобы с неё машинки скатывались медленнее (быстрее), чем с горки образца, построить горку с двумя скатами (по одному из них машинка будет съезжать медленно, по-другому быстро). В обучении старших дошкольников (5-7 лет) с нарушением зрения оказалось возможным использовать все основные формы конструирования в такой последовательности: конструирование по образцу, по условиям (преобразование образца по условиям и создание конструкции по условиям), конструирование по основному замыслу.

Так тема “ Мосты” осваивалась детьми в разных формах, предполагающих поспешное усложнение задач. Вначале детям предлагался образец пешеходного моста, и давалось задание: построить такой же мост через реку определенной ширины (река - синий лист бумаги); далее дети строили мост через “реку”, по которой ходит водный транспорт (игрушечный катер). Затем строится мост для пешеходов и транспорта; и в заключении - дети получали новый для них материал и строили мост с учетом всех указанных выше условий.

Аналогичным образом дети осваивали и другую тематику, например, “задания” (жилые дома, магазины, детский сад). Отличным материалом для конструирования для детей с нарушением зрения являются крупногабаритные мягкие модели. Использование данного материала в качестве средства объемного и плоскостного конструирования, наиболее соответствует умственным и физическим возможностям детей старшего дошкольного возраста (5 -7 лет). Крупные модели бывают объемные и плоскостные. Для объемного конструирования нами использовались наборы крупных модулей “Занимательные кубики”, “Волшебная башня”, “Змейка”. Для плоскостного конструирования такие наборы как “ Мозаика”, “Сердечко”.

Путём разных комбинаций крупных деталей (модулей) в основном геометрической формы, изменения их пространственного расположения по отношению друг к другу дети создают различные конструкции, соответствующие их росту, т. е. как бы для себя. Поэтому особое значение имеют их функциональность и прочность.

Крупномасштабное конструирование с использованием разнообразных по форме, цвету, размерам модулей предоставляет детям уникальную возможность осваивать большие площади помещений, что существенно влияет на развитие их пространственных ориентировок, что особенно важно для детей с нарушением зрения. И в отличие от мелких настольных материалов крупногабаритные модели позволяют детям создавать конструкции для игр, спортивных соревнований соответствующие не только их функциональному назначению, но и росту детей и взрослых. Переключение внимания детей с игрушек на людей (самих себя, других детей, взрослых) существенно влияет на изменение характера самого конструирования – дети начинают предусматривать прочность, удобство конструкций. Этот вид конструирования, особенно объемного, по своей сущности близок к конструированию из строительного материала. Такое конструирование требует организации работы по схеме: вначале создаются условия для самостоятельного ознакомления с новым материалом, путём экспериментирования с ним, далее перед детьми ставят такие задачи, для решения которых необходимо открывать новые свойства материала, что в свою очередь расширяет тематику конструирования. А затем дети уже самостоятельно, на новом уровне конструируют по собственным замыслам.

Выполняя такие задания, дети вначале многократно поворачивают куб, чтобы найти нужный цвет, затем заменяют практические повороты мысленными, что способствует развитию творческого и пространственного мышления, столь важного для дальнейшего самостоятельного творческого конструирования. Плоскостное конструирование из мягких крупных модулей отличается от объемного тем, что оно во-первых, способствует развитию у детей умения видеть за плоскостным изображением объемную фигуру; во-вторых, позволяет детям создавать новую целостность путём убирания лишнего. С этой целью детям предлагались задачи двух типов: достроить начатую педагогом конструкцию и из целостной фигуры (овальной, квадратной, прямоугольной) убрать лишние модули, чтобы получить конфигурацию, что-то или кого-то напоминающую. Последнее существенно влияет на развитие у детей образного мышления, воображения и успешно используется также в конструировании из природного материала.