Домашнее задание в классе по специальности

Разделы: Музыка


Домашнее задание в классе по какому-либо музыкальному инструменту порой сводится к следующим записям в дневник: “выучить первую часть”, “отработать гаммы”, “разобрать первую страницу” и прочее. И каким бывает порой наше удивление, когда учащийся сидит в классе и еле-еле “ковыряет” нотный текст, говоря, что он “занимался”. Учащийся нас не обманывает, он действительно “занимался”.

Неумение организовать свою домашнюю работу, непонимание домашнего задания, незнание методов работы над нотным текстом, техническими приемами, образом произведения – причины таких “домашних занятий”. Однако одной из задач обучения игре на любом музыкальном инструменте является умение самостоятельно разбирать произведения, овладение необходимыми приемами и методами для отработки тех или иных видов заданий. Выполнение домашнего задания и есть, по сути, индивидуальная самостоятельная работа, которая становится образующим звеном его деятельности. Какой бы ни был преподаватель талантливый, а учащийся одаренный, без кропотливой каждодневной работы не будет качественного результата.

Для многих учащихся на первом месте стоит проблема непонимания и рутинности домашнего задания. Если мы задаем учащемуся “10 раз проиграть гамму”, то он так и сделает. Мы не объясняем ему, зачем это нужно, какая цель этих 10 раз. Учащемуся необходимо мотивация своей деятельности, он не может, словно робот, просто выполнять команды. Но и работать над гаммой можно по-разному: сыграть, например, два раза на crescendo, два раза на staccato, пунктиром и т.д. Разнообразив формы работы над определенным заданием, преподаватель избежит однообразия и скучности выполнения домашнего задания.

Задавая учащемуся “разобрать произведение”, мы получаем “ковыряние” по одной ноте нотного текста. Одним из вариантов решения этой проблемы, на мой взгляд, является систематическое, ежеурочное чтение музыкальных произведений с листа на уроках с предварительным теоретическим анализом. Учащиеся с первых лет обучения должны научиться грамотно разбирать музыкальное произведение: видеть развитие мелодии, сопровождения, фразы и предложения, слышать гармонический строй произведения, определять его тональность, жанровую основу.

Работая с учеником в классе над произведением, нужно каждый урок объяснять последовательность работы над произведением: сначала зрительный анализ нотного текста (который впоследствии станет теоретическим), потом игра произведения по мотивам, фразам, предложениям. Нотный текст должен стать открытой книгой для учащегося и тогда проблема с разбором произведения перестанет быть острой. Учащийся будет самостоятельно работать над произведением.

Очень часто все наши домашние задания сводятся к технической стороне: отработать, выучить. В домашнюю работу нужно вносить творческие задания: нарисовать рисунок на проучиваемое произведение, поговорив перед этим о характере произведения, о его образе. Как один из вариантов, можно взять готовый рисунок, не закрашенный, предложить учащемуся закрасить его в том характере, который он исполнит сейчас, и предложить сделать то же самое, но через некоторое время. Эти рисунки будут наглядным стимулом и примером для учащегося результата его игры.

Учащиеся младшего возраста любят придумывать сказки, подбирать стихотворения к любимым произведениям. Такие задания принесут только пользу, так как, обсуждая стихотворение, сказку, мы можем показать и рассказать это все музыкой. Учащийся будет переживать свое музыкальное произведение, будет стараться воплотить тот образ, который он нашел.

Очень часто, надеясь на преподавателей-теоретиков и боясь перегрузить учащегося, преподаватель по инструменту не задает домашнего задания, связанного с личностью композитора и исполняемым произведением. На мой взгляд, это не совсем правильно. Самостоятельный поиск учащегося нужного материала по биографии композитора, истории создания произведения, записей исполнения этого произведения в библиотеке, сети Интернет, способствует развитию интереса к своей деятельности, к более глубокому пониманию и осмыслению.

Одним из любимых видов домашней работы по полифонии у учащихся моего класса является написание нотного текста, где каждый голос имеет свой цвет. Такая работа помогает запоминанию нотного текста, пониманию голосоведения каждого голоса и всех голосов в целом.

Развитие электронных инструментов позволяет разнообразить домашнюю работу учащихся. Отрабатывание гамм, этюдов можно выполнять под фонограмму, созданную на синтезаторе и записанную в нескольких темповых вариантах, что позволит держать ритмическую пульсацию, “не заболтать” произведение.

Домашнюю работу над полифонией можно также разнообразить с помощью фонограмм. Учащийся самостоятельно подбирает инструменты к каждому голосу, после чего записывает сам или преподаватель в качестве фонограммы. Соединяя все голоса вместе, он получает, например, два голоса в фонограмме, а третий играет сам. Если учащийся увлекается компьютерными музыкальными программами, то в программе Band-in-Box сможет самостоятельно дома записывать голоса и отключать их по мере собственной игры. Кроме этого, он может самостоятельно создавать аранжировки к произведениям технического плана и музыке массовых жанров, что даст возможность развивать свои творческие способности, гармонический слух, а также умение анализировать нотный текст.

Задавая домашнее задание, в силу разных обстоятельств, преподаватель порой не успевает проверить все домашнее задание. Чтобы этого избежать, нужно планировать свои силы и силы учащегося: насколько он справится с предложенной нагрузкой, какое качество будет этой работы, насколько эта домашняя работа необходима.

Домашняя работа для учащегося должна быть в радость, он должен делать ее с удовольствием.

Подводя небольшие итоги, можно сделать следующие выводы:

  • Домашнее задание необходимо четко и грамотно комментировать и объяснять;
  • Объем домашнего задания должен быть отобран с учетом индивидуальных способностей учащегося;
  • Нужно учитывать возрастные особенности детей, а также их отношение к учению;
  • Необходимо применять разнообразные формы домашнего задания;
  • В домашнюю работу желательно включать задания творческого характера.

Хорошо организованная домашняя работа учащегося, будет связующим звеном между уроками, подкрепит качество занятий, повысив при этом эффективность обучения.