Цели: практиковать в назывании предметов, отвечающих на вопросы «кто?»или «что?», в определении их признаков; формировать умения рассказывать, где находятся предметы и куда они движутся; выяснить значение слов «раньше» и «позже»; учить отвечать на вопрос «когда?»; развивать речь, мышление; воспитывать аккуратность, прилежность, организованность.
Оборудование: рисунок «Кто вверху, кто внизу, кто выше, кто ниже?»; презентация с персонажами: Маша, собака, кошка, курочка; ящичек под рассаду, семена растений (цветы, огурцы, помидоры, горох, фасоль), компьютер, мультимедийный экран.
ХОД УРОКА
I. Организационный
Проверка готовности к уроку.
II. Повторение материала
1. Игра-стихотворение «Кто живет у нас в сарае?».
Описание. Учитель читает стихотворение Ю. Коринца. По окончании игры учащиеся должны в нужной последовательности назвать животных, о которых говорилось в стихотворении.
Учитель.
Кто живет у нас в сарае?
Я их всех отлично знаю…
Эти всюду ходят вместе,
Вместе дремлют на насесте,
Вместе раньше всех встают,
Крошки, зернышки клюют.
А от этой небо скрыто –
Все глядит она в корыто –
Или хвост, задрав крючком,
Роет землю пятачком.
А вот эту я зову
Очень просто, дети,
Сено ест она, траву
И мычит все время: «Му-уу-у!»
Этот черный и лохматый.
Сторож он у нас, ребята.
Я всегда его кормлю
Сам – в обед и ужин.
Больше всех его люблю,
Мы с ним очень дружим.
– Назовите все предметы-отгадки в той последовательности, в которой они звучали в стихотворении. На какой вопрос отвечают эти слова?
Ученики. Куры, свинья, корова, кролики, кот, собака. Это живые предметы или неживые? Все слова отвечают на вопрос кто?.
– А сейчас составьте рассказ по этой картинке, используя слова «перед», «за», «справа», «слева», «вниз», «вверх», «выше», «ниже» и др. (Слайд 2)
III. Изучение нового материала
1. Введение в тему урока.
1) Чтение вступительной статьи к уроку по
учебнику на с. 38.
2) Работа по рисункам на с. 38 учебника.
Учитель. Установите нужный порядок событий, изображенных на рисунках, и объясните свое решение.
Учитель. Какой рисунок нарушает порядок? Объясните, почему вы считаете, что в этих рисунках нарушен порядок. В своем доказательстве используйте те слова, с которыми мы сегодня познакомились. Обведите в круг рисунок-нарушитель, укажите стрелочкой его правильное место в нужном порядке.
2. Практическая отработка умения определять последовательность, порядок.
1) Выполнение задания «Раскрась кубики в
определенном порядке» (рабочая тетрадь, с. 12).
2) Игра-драматизация «Обед».
Описание. Учитель читает стихотворение, исполняя все роли и показывая их игрушками. Дети смотрят, слушают, помогают учителю. В конце чтения они должны определить: кто раньше всех получил обед? Кто съест свой обед раньше – курочка или кошка? Кто позже всех пришел обедать? Кто покушает позже – собака или индюк?
Час обеда подошел, Села Машенька за стол. – Все успела сделать я, Вот идут мои друзья. – Ав, ав, ав, вот и я, Твой Арапка, верный пес. Шлю тебе я свой привет. Дай, пожалуйста, обед. – Кто теперь К нам царапается в дверь? – Это я, Мурка – Серенькая шкурка, Я ваш погреб стерегла, Теперь обедать к вам пришла. – Кто еще спешит сюда? – Ваша курочка рябая, |
Я к вам прямо из сарая, Я не ела, не пила, Мне обедать уж пора! Никому отказа нет, Подам я каждому обед: Собачке в миске, В блюдечке киске, Курочке-несушке в черепушке, Машеньке в тарелке, В глубокой, не мелкой, В тазике поспешно Индюку, конечно. |
3) Выполнение задания 2 (рабочая тетрадь, с. 12).
IV. Закрепление материала
Работа в рабочей тетради на с. 12.
1) Выполнение задания 3.
Учитель. Кто из вас помогал взрослым выращивать цветы, овощи? Вспомните, как это вы делали. Сейчас мы с вами посадим в ящичек несколько семян – цветов, огурцов, помидоров, горох, фасоль. Что будет с семенами через 3-5 дней?
Ученики. Как вы думаете, что с ними произойдет? (Они прорастут, появятся маленькие растения).
Учитель. А что произойдет с этими растениями через несколько месяцев?
(Учащиеся высказывают свои предположения.)
Презентация «Как прорастают семена» (слайды 3-7)
2) Чтение и обсуждение учителем и учащимися вывода в красной рамке на с. 39.
Вопросы для обсуждения:
– Откуда мы узнали, что делать с семенами?
– Могли бы вы самостоятельно всему научиться?
– Что надо делать, чтобы больше знать, больше
уметь?
3) Выполнение задания «На ошибках учатся» (учебник, с. 39).
Учитель. Рассмотрите рисунки в задании «Подумай, отгадай, реши».
Ответьте на вопросы:
– Что случилось с Мишей?
– Какой вывод он сделал после происшедшего?
– Чему он научился?
– Какой опыт приобрел?
– Чего не предусмотрела Лена в своем поведении?
– Какого правила она еще не знала?
– Расскажите ей эти правила.
– Как вы думаете, теперь Лена будет следовать
этому правилу?
– Что она приобрела?
– Что обоим ребятам это даст в жизни?
V. Итог урока
Учитель. Послушайте внимательно стихотворение. Сосчитайте, сколько раз в нем вы встретите нужное слово «раньше».
ПОЧЕМУ СОРОКОНОЖКИ
ОПОЗДАЛИ НА УРОК.На рассвете по дорожке
В класс бегут сороконожки.
Раньше всех они проснулись,
Раньше всех они обулись,
Натянув на сорок ног
Сорок маленьких сапог.
Раньше всех они успели
Застелить свои постели
И теперь бегут из норок
Раньше всех минут на сорок.
Раньше всех свою еду
Доедая на ходу.
Вот они заходят в класс
С опозданием на час.
Говорят им: «Где вы были?
Вы про школу позабыли?
Вы проспали?»
«Не проспали!» –
«Вы гуляли?» –
«Не гуляли!
Мы стояли на пороге,
Вытирали ноги!»
– Кто всех позже пришел на урок?