Методические рекомендации по проведению недели толерантности

Разделы: Внеклассная работа


Содержание

  1. Введение.
  2. Планирование мероприятий.
    1. Информационный день.
    2. Тематический день.
    3. День тренингов.
    4. День конкурсных рисунков «Толерантность – это …».
    5. Итоговое мероприятие «БСХТ – территория толерантности».
  3. Рекомендации.
  4. Приложение.

Введение

Толерантность – не всем, может быть, знакомо это понятие, и, на первый взгляд, звучит оно совершено непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества.

Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими, что не всегда можно наблюдать в современном обществе, особенно в последние годы можно проследить проявление нетерпимости к национальным различиям среди народов, религиозные и межэтнические конфликты, проявление которых выражается в терроризме и экстремизме, являющиеся прямой угрозой безопасности страны. Именно в такой опасной среде происходит формирование и воспитание подрастающего поколения.

Поэтому проблема воспитания толерантности молодежи является очень актуальной. В нашем техникуме этой проблеме уделяется немало внимания. Традиционно 16 ноября в Международный день толерантности в техникуме проводятся групповые и общетехникумовские классные часы и мероприятия. Однако проблема взаимоотношений между людьми молодого поколения является настолько острой, что, пожалуй, одного дня для реализации всех преследуемых воспитательных целей и задач оказывается недостаточно.

Поэтому с 2011 года мы решили проводить серию мероприятий данной направленности в рамках Недели толерантности, исходя из возрастной категории студентов используем разные формы работы: тренинги, анкетирование, тематические классные часы, показ видео фильмов, с последующим их обсуждением.

План мероприятий в рамках Недели толерантности (14.11.11 – 18.11.11)

п/п Наименование мероприятия Дата проведения Ответственный
1. Информационный день:
· выпуск радиогазеты
· распространение листовок
· оформление информационного окна
· выставка конкурсных плакатов
14.11.11 Второва С.Ю.
Зенькова М.Н.
Потапова О.Б.
2. Тематический день:
· проведение тематических классных часов
· выращивание дерева толерантности
15.11.11 кл. рук. 1-4 курсов
3. День тренинга 16.11.11 Волонтеры
4. День подведения итогов конкурса рисунков «Толерантность – это …» 17.11.11 Второва С.Ю.
Архипова Л.Н.
5. День подведения итогов Недели толерантности. Единый видеочас «БСХТ – территория толерантности» 18.11.11 Организаторы
Зенькова М.Н.
Потапова О.Б.

 Организаторы: М.Н.Зенькова, О.Б. Потапова

1. Информационный день

Радиоэфир 08.45мин -08-55мин.

Ведущий: Доброе утро, дорогие студенты и преподаватели! В эфире очередной информационный выпуск радиогазеты «Свежий ветер», у микрофона студент гр. 3-1 Вишневский Алексей.

Студент: В связи с наступающим праздником Всемирным днем толерантности, который традиционно отмечают 16 ноября, в нашем техникуме с сегодняшнего дня стартует Неделя толерантности, которая будет проходить с 14 по 18 ноября. Каждый день – это новое дело. Мы просим студентов и преподавателей принять активное участие во всех мероприятиях и акциях, запланированных на этой неделе. С подробным расписанием Недели толерантности вы можете ознакомиться на информационном стенде, вывешенном на первом этаже.

Сегодня – день информационный. В плане сегодняшнего дня – выпуски радиоэфиров. В следующем информационном блоке, который выйдет в 09.40 мин, в беседе со студентами нашего техникума мы узнаем об их отношение к этому празднику и о том, что они понимают под словом «толерантность».

Радиоэфир 09.40 мин .-09.50 мин.

Студентка: В эфире информационный выпуск радиогазеты «Свежий ветер», и мы напоминаем вам, что темой наших эфиров сегодня является наступающий праздник День толерантности, который с каждым годом набирает обороты и становится все популярнее, особенно в молодежной среде. С нами находятся ребята, студенты группы 2-2 Настя и Витя, и у нас к ним есть несколько вопросов.

Ведущий: Ребята, как вы понимаете слово толерантность?

Студентка: Если честно, с понятием толерантность мы познакомились не так давно, в пошлом году, когда проводили классный час на эту тему. Толерантность я понимаю как терпимость в отношениях между людьми. Мы все разные, у нас разные привычки, хобби, интересы, мы все выглядим по-разному, с разным цветом кожи и т.д. и поэтому мы не должны друг другу предъявлять претензии за это и тем более проявлять неуважение.

Студент: Я считаю, что мы тоже должны друг другу быть терпимее, спокойнее относится к недостаткам другим, если даже они есть. Просто мы действительно все разные, и если бы всех причесали под одну гребенку – это было бы скучно и неинтересно. В нашем обществе сегодня итак полно негатива и с ним нужно бороться. Я думаю, что о толерантном отношении друг к другу мы должны вспоминать не только в этот день, мы должны думать об этом ежедневно. Только так мы можем изменить нашу жизнь к лучшему.

Ведущий: Ребята, а как вы сами относитесь к празднику 16 ноября? Нужно ли его отмечать и нужен ли он вообще?

Студент: Я считаю День толерантности важной датой, которую надо отмечать во всем мире, т.к. проблема толерантности касается практически каждого человека на земле.

Студентка: Я тоже считаю, что надо отмечать этот праздник, чтобы в этот день мы могли вспомнить о том, что надо быть более терпимыми и вежливыми по отношению друг к другу, о том, что кому-то может быть нужна наша помощь. В наше время я считаю этот праздник очень актуальным.

Ведущий: Спасибо ребята за ваши мнения! Я напоминаю, что в беседе участвовали студенты гр.2-2 Анастасия Шевцова и Виктор Ермаков. От себя добавлю, что толерантность – это милосердие, это дружба, сострадание, уважение, это доброта души и терпение. Давайте будем толерантными!!! Благодарим вас за внимание! Хорошего вам дня и прекрасного настроения! Песня (Приложение 3)

Радиоэфир 12.55мин.-13.05мин.

Ведущий Уважаемые друзья, наш информационный день продолжается. В эфире очередной выпуск. У микрофона кураторы мероприятия «Неделя толерантности» Потапова О.Б. и Зенькова М.Н. В течение сегодняшнего дня волонтеры проводили блиц-викторину со студентами нашего техникума. Большое спасибо тем ребятам, которые нашли время ответить на интересующие нас вопросы, среди которых были следующие:

Как вы понимаете слово «Толерантность»?

  • Подберите 5 наиболее подходящих глаголов к термину «ТОЛЕРАНТНОСТЬ».
  • Как вы считаете, кто самый толерантный человек в нашем техникуме и почему?
  • Расшифруйте аббревиатуру «ООН».
  • Назовите самое нетолерантное событие в истории России и в истории Мира.

И сейчас я прошу Марину Николаевну огласить самые популярные ответы студентов.

Ведущий 2: На вопрос «Как вы понимаете слово «толерантность»?» студентами были даны следующие ответы: толерантность – это терпение, дружба, уважение, понимание.

На 2-ой вопрос о пяти наиболее подходящих глаголов к термину «толерантность» были подобраны следующие глаголы: уважать, дружить, любить, терпеть, понимать, прощать.

При ответе на третий вопрос студенты сошлись во мнении, что самым толерантным человеком нашего техникума можно считать Второву С.Ю., так как она является, по мнению многих ребят, самым демократичным и дружелюбным человеком. 

Аббревиатуру ООН расшифровали все без исключения студенты как Организацию Объединенных Наций и тем самым абсолютно верно ответили на 4-ый вопрос.

Отвечая на последний вопрос о самом интолерантном событии в истории России и в истории мира, студенты назвали следующие: ВОВ – самое интолерантное событие в истории России, а Вторая мировая война и холокост – массовое истребление еврейского народа были признаны самыми интолерантными событиями в мире.

Ведущий1: Большинство ребят понимают значение слов толерантность и интолерантность абсолютно правильно. Однако встречались и те студенты, у которых эти понятия вызывали некоторое затруднение. В течение этой недели мы совместно с классными руководителями, волонтерами поможем ребятам разобраться с этими на первый взгляд непростыми понятиями.

Итак, стартовал первый день «Недели толерантности». Благодарим вас за внимание! Отличного всем настроения! Будьте, пожалуйста, взаимовежливы!

2. Тематический день

В этот день классные руководители проводят классные часы, направленные на формирование толерантных качеств личности. Исходя из возрастной категории студентов (1-4 курс) классный руководитель самостоятельно подбирает тему, определяет цели и задачи классного часа.

Особенность этого дня состоит в том, что после завершения классных часов все студенты вместе с классными руководителями объединяются в осуществлении общего дела, а именно – «выращивают» дерево толерантности. На ветки дерева ребята наклеивают листочки с заранее написанными на них качествами личности, которых, по их мнению, больше всего не хватает в коллективе, и, которые они хотели бы видеть друг в друге. (приложение1)

3. День тренингов

В этот день волонтерами техникума проводились тренинговые занятия в игровой форме со студентами техникума, направленные на формирование толерантного отношения друг к другу и развитие коммуникативных навыков.

Упражнение «Снежный ком»

Процедура проведения. Участники группы стоят в кругу. Первым представляется ведущий. Затем стоящий слева от него называет имя ведущего и свое имя. Каждый следующий участник называет по очереди имена всех, представлявшихся до него. Таким образом, участнику, замыкающему круг, предстоит назвать имена всех членов группы.

4. День конкурсных рисунков «Толерантность – это …»

В соответствии с Положением о конкурсе рисунков в этот день проводится

выставка рисунков «Толерантность – это …», (приложение 4).

В своих работах ребята изображают на листе бумаги свое понимание толерантности. Рисунки вывешиваются в первый день Недели толерантности и в течение нескольких дней студенты, и преподаватели могут оценивать творческие работы. Итоги конкурса и награждение подводятся в последний итоговый день на общетехникумовском мероприятии «БСХТ – территория толерантности».

5. Итоговое мероприятие «БСХТ – территория толерантности»

Цели: систематизировать знания студентов о понятии толерантности (терпимости) и активизация воображения подростков для поисков собственного понимания толерантности. Научить делать выводы и суждения на основе личных наблюдений и жизненных примеров, гуманного отношения к окружающим.

Задачи:

  • подведение итогов Недели толерантности;
  • закрепление принципов толерантности;
  • формирование чувства толерантности к людям старшего поколения, к своим близким, к природе и всему живому, что окружает человека;
  • развитие внимания, памяти, устной речи, критического мышления;
  • развитие умения высказывать свою точку зрения.

Форма проведения: единый видеочас с просмотром короткометражных фильмов с последующим их обсуждением.

Ход мероприятия

Ведущий 1: Добрый день, уважаемые студенты и преподаватели! Мы рады приветствовать вас на заключительном мероприятии в рамках «Недели толерантности» «БСХТ – территория толерантности». Традиционно в нашем техникуме мы отмечаем 16 ноября – Всемирный день толерантности. В этот раз мы посвятили этому празднику целую неделю. В течение этой недели мы очень много говорили об этом понятии толерантность… все вместе мы участвовали в общих делах и мероприятиях: выращивали дерево толерантности, на листочках которого вы написали все те человеческие качества, которые считаете особо значимыми и необходимыми при общении друг с другом. Вы принимали участие в блиц-викторинах, акциях и тренингах, вы приняли участие в конкурсе плакатов «Толерантность – это …». Так давайте еще раз все вместе скажем, что такое толерантность. Толерантность – это уважение, любовь, дружба, милосердие, взаимопонимание и терпимость. А терпимость означает способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.

Ведущий 2: Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положениям, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.А какие же существуют правила толерантного общения? У вас есть памятки (Памятки раздаются волонтерами перед началом мероприятия) Посмотрите, что в них написано. (Приложение 5)

Глубоко убеждена в том, что об этом мы должны говорить не один день, и даже не неделю, мы должны задумываться об этом ежедневно, т.к. мы взаимодействуем друг с другом каждый день и без этих правил трудно представить себе нормальное полноценное человеческое общение.

Ведущий 1: Сегодня у нас не обычное мероприятие, мы проводим видеочас. Вашему вниманию будут представлены три фильма. Фильмы короткометражные, но с очень глубоким смыслом. Поэтому я надеюсь, что между нами состоится очень честная, откровенная беседа, в которой вы можете высказывать свои мнения, по поводу увиденного, делиться своими впечатления. Сейчас вашему вниманию предоставляется первый фильм. Называется он «Тупик».

Просмотр первого фильма «ТУПИК» (Приложение 2)

После просмотра фильм обсуждается студентами.

Просмотр второго фильма: «ВОЛКИ» (Приложение 2). После просмотра идет обсуждение фильма студентами. Подводится итог по видео часу.

Рефлексивный момент: на итоговом мероприятии проводится церемония награждения. Все группы получают дипломы за призовые места в конкурсе рисунков «Толерантность – это…» и грамоты за участие в Неделе толерантности. Организаторы недели высказывают пожелания всем студентам и предлагают завершить мероприятие песней «Мы желаем счастья вам» в исполнении солиста ВИА «БСХТ» Прокудина Александра.

Рекомендации

Предложенная форма проведения итогового мероприятия способствует повышению интереса к проблеме, активизации речевой деятельности студентов, обеспечению стремления студентов выражать свою точку зрения и дискуссировать по проблеме взаимоотношений людей.