Царскосельский лицей: наставники и питомцы

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Эпиграф к уроку: “В начале жизни школу помню я...” (А.С. Пушкин)

Цель: знакомство с уникальным учебным заведением – Императорским Царскосельским Лицеем.

Задачи:

  • совершить виртуальное путешествие в Царскосельский Лицей, познакомить учащихся с историей его возникновения, первыми учителями и воспитанниками, традициями и отличительными особенностями;
  • показать роль Лицея в формировании нравственных и эстетических идеалов Пушкина, в становлении его как поэта;
  • способствовать воспитанию у учащихся чувства уважения к историческому и культурному наследию России.

Тип урока: урок-лекция (2 урока)

Оборудование: компьютер, проектор, презентация

Ход урока

I. Организационный момент, вступительное слово учителя о целях и задачах урока.

II. Заочная экскурсия в Царскосельский Лицей

1) Введение. Слайд №3

Эти строчки А. С. Пушкина известны почти каждому россиянину. Царскосельский Лицей - это мир юности Пушкина, это место рождения его поэтического таланта, это место, где “развился его характер – любящий, пылкий и независимый”, это место рождения большой дружбы, воспоминания о которой не смогли стереть ни время, ни испытания.

19 октября 2011 года исполнилось 200 лет со дня основания уникального учебного заведения России – Императорского Царскосельского Лицея. В наши дни слово “лицей” вновь стало современным и даже модным. Многие школы стали именоваться лицеями. Обаяние пушкинских стихов наделило это слово силой символа, так как каждый знает: Лицей – это школа любимая, воспитавшая многих замечательных людей.

2) История возникновения Царскосельского Лицея. Слайды №4, 5

Прообразом Царскосельского Лицея был древнегреческий Лицей, или Ликей, одна из 3 афинских гимназий, основанных в 335 году до нашей эры Аристотелем. Она была расположена неподалёку от храма Аполлона в пригороде Афин – Ликее, в красивейшем живописном месте. Подобно древней школе, пушкинский Лицей разместился в небольшом городке – Царском Селе, зелёном и нарядном, среди нескольких парков, которые вскоре станут источником поэтического вдохновенья для лицейских воспитанников:

В те дни в таинственных долинах,
Весной, при кликах лебединых,
Близ вод, сиявших в тишине,
Являться муза стала мне. (А.С. Пушкин)

Слайд №6

Создание Лицея было неразрывно связано с широкими планами государственного преобразования России в начале царствования Александра І. Молодой монарх, воспитанный в европейском духе, поощрял любые формыобщественной деятельности, результатом которойстали многочисленные проекты и постановления.В то время Россия как никогда остро испытываланужду в новых политических деятелях, образованных, прогрессивно мыслящих, способных претворить в жизнь намеченные замыслы. В первые

годы своего царствования Александр І стремился“просвещать народ”. Государь понимал, что “болееславы управлять народом просвещённым посредством законов, нежели повелевать толпоюневежд”. Наряду с существовавшими гимназиями и университетами, появляется проект открытия особой школы, в которой за более короткий срок учащиеся получали бы образование, приравненное к университетскому. Это должна быть школа нового типа. Идея создания принадлежала М. Сперанскому, общественному и государственному деятелю, реформатору времён Александра І.

3) О здании, отведённом под нужды нового учебного заведения.

Слайд №7

Для нового учебного заведения был отведён 4-этажный флигель Екатерининского дворца, построенный в конце 18 века архитектором И. Нееловым. Первоначально флигель, соединенный с дворцом перекинутой через улицу галереей, предназначался для внуков Екатерины ІІ. Когда же местопребыванием Лицея было выбрано Царское Село, молодой и талантливый архитектор В. Стасов получил задание подготовить здание по нужды учебного заведения. Стасов во внешнем облике ничего не изменил, но интерьеры переделал значительно.

Слайд №8, 9, 10

В нижнем этаже помещалось хозяйственное управление и квартиры инспектора, гувернёров и других чиновников. На втором – столовая, больница, аптека, конференц-зал, канцелярия. На третьем – Большой рекреационный зал, учебные помещения, комната для газет и журналов. В галерее, соединяющей Лицей с дворцом – библиотека. На четвертом этаже размещались комнаты воспитанников.

4) Первые директора Царскосельского Лицея.

Слайд №11

На должность директора, который по уставу “сверх примерной жизни, должен иметь обширные познания в науках и языках, в Лицее преподаваемых” был назначен чиновник архива коллегии Иностранных дел В. Ф. Малиновский. Все трудности по созданию нового учебного заведения, по подбору педагогических кадров были прекрасно решены первым директором. Блестяще образованный, доброжелательный, справедливый, Малиновский пользовался огромной любовью и уважением всех воспитанников.

Вторым директором в 1816 году был назначен Е. А. Энгельгардт, который до этого был директором Петербургского педагогического института. Назначенный на должность директора Лицея, стремился налаживать быт воспитанников, уделяя большое внимание созданию семейного уюта.С огромным интересом следил он за дальнейшей судьбой своих питомцев, со многими состоял в дружеской переписке на протяжении всей жизни.

5) Чему и как обучали лицеистов?

Перед Лицеем поставили высокую цель – за шесть лет подготовить воспитанников не просто к государственной службе, а к её “важнейшим частям”. Также следует добавить, что большое внимание уделялось не только изучению разных наук, но и воспитанию честного и благородного человека, достойного члена общества, ценящего добро и справедливость выше карьерного роста и личной славы. Как достигалась эта цель?

Учебный год длился 11 месяцев, каникулы были с 1 июля по 1 августа, но даже во время каникул воспитанники оставались в Царском Селе, родным разрешалось посещать Лицей в праздничные и воскресные дни. Известие о безвыездной жизни было встречено мальчиками по-разному, но скоро привыкли. Один из сокурсников Пушкина А. Илличевский выразил общее мнение, когда написал: “Что же касается до нашего Лицея, уверяю тебя, нельзя быть лучше: учимся в день только 7 часов, и то с перерывами, которые по часу продолжаются; уроки, сказать правду, невелики; в праздное время гуляем”.

Слайд №12

Обучение продолжалось 6 лет, оно делилось на 2 курса: начальный (младший) курс – 3 года; основной (старший) – 3 года.

Экзамен 8 января 1815, на котором присутствовал Державин.

При переходе с младшего курса на старший, согласно уставу должны были проходить переводные экзамены. Война 1812 года, смерть директора, безначалие... Все эти события помешали провести экзамены в срок. Лишь зимой 1815 года в Лицее вновь соберутся гости, родные, знакомые на публичные испытания воспитанников. Экзамены станут значительным событием их жизни, а для А. Пушкина – первым публичным поэтическим успехом.

Слайды № 13,14

“Готовиться к переводному экзамену начали заблаговременно. Начальством было приказано, чтобы все было чинно, гладко, заранее подготовлено и отрепетировано. Учителя думали, чем бы удивить высокопоставленных гостей? И было решено, что профессор Галич уговорит воспитанника Пушкина написать к экзамену торжественное стихотворение - лучше оду. Выслушав предложение профессора Галича, Пушкин сначала наотрез отказался. Сочинять к экзамену оду и читать её публично? Вдохновляться по заказу? Он терпеть не может од, а тем более заказных. И о чём писать? О великих деяниях министра Разумовского? Но Пушкин любил Галича, который был красноречив. Пусть Пушкин оглянется вокруг. Здесь на каждом шагу памятники русской славы. Неужели он равнодушен к героическому прошлому русского народа? Неужто оно ничего не говорит его воображению? Если бы Галич попросил его написать стихи о лицейской жизни, тут не пришлось бы задумываться. Можно было бы написать, что весной, зимою, осенью парк принадлежал лицеистам, когда “августейшее семейство” не жило в Царском Селе. Тогда они беспрепятственно носились повсюду... бегали по лужайкам. Гонялись взапуски по мостикам, забирались в беседки и гроты, проникали в самые отдаленные уголки всех трёх парков – Екатерининского, Александровского, Баболовского. Пушкин не отставал от товарищей, но больше любил один, захватив с собой книгу, сидеть где-нибудь в траве на берегу озера, читать, мечтать, сочинять... Пушкин знал, о чём писать. Он напишет оду “Воспоминания в Царском Селе”. Начнёт с прошедшего, памятники которого окружают его здесь, в садах Лицея. А закончит настоящим – подвигами российских воинов внедавней войне с Наполеоном Бонапартом”.[1]

Слайд №158 января 1815 года Большой зал Лицея был полон: “стечение народа было соразмерное с нашим городом и расстоянием от столицы. Впрочем, в числе зрителей были Державин, Горчаков... множество профессоров и учёных”, - писал Алексей Илличевский. Во второй день испытаний предстояло отвечать по латинскому языку, математике, физике, российскому языку. В этот же день должен был читать своё стихотворение воспитанник Пушкин в присутствии Державина, патриарха российских поэтов.

Позднее Александр Сергеевич вспоминал: “ Державин был стар. Экзамен наш его очень утомил. Он сидел подперши голову рукою. Он дремал до тех пор, пока не начался экзамен по русской словесности. Тут он оживился, глаза заблестели; он преобразился весь. Разумеется, читаны были его стихи, разбирались его стихи, поминутно хвалили его стихи”. “Ивот наконец вызвали Пушкина. Он стоит посредине зала в двух шагах от Державина в тесноватом, давно сшитом мундирчике, высоких сапожках. Ему радостно и страшно. Он сдаёт экзамен Державину на высокое звание российского поэта... Он читал с необыкновенным воодушевлением... Он был необычный, какой-то особенный, с пылающим лицом и отсутствующим взглядом... “Я не в силах описать состояние души моей; когда дошёл до стиха, где я упоминаю имя Державина, голос мой отрочески зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом”. ... Державин был в восторге. “Воспоминания в Царском Селе”, присланные ему Пушкиным, он подшил в особую тетрадь вместе с программой лицейских испытаний”.[1]

Режим дня в Лицее. Слайд №16

Как оценивали лицеистов?Слайды №17, 18

Система оценок в Лицее появилась только в 1816 году, до этого преподаватели должны были дать краткую характеристику воспитаннику. Такие характеристики составлялись по предметам и поведению. Представляем фрагмент ТАБЕЛИ, составленной из поданных ведомостей гг. профессоров и учителей об успехах, прилежании, о дарованиях воспитанников Лицея, какие они показали с 19 марта по 19 ноября 1812 года.

Для облегчения труда преподавателей, по предложению директора, была принята более краткая форма ведомостей с оценками, то есть цифрами, которые обозначали:

1 – отлично, 2 – очень хорошо, 3 – хорошо, 4 - посредственно, 0 – худо.

Предлагаем фрагмент одной из текущих ведомостей, составленной за определённый промежуток времени с учётом успеваемости в данный момент.

6)Лицейские наставники.

Малиновский, первый директор Лицея, с особой ответственностью подходил к вопросу о педагогическом штате Лицея. В подборе наставников нельзя было ошибиться, так как Лицей – особое учебное заведение, ему покровительствует сам император. Нравственные качества преподавателей, их знание предмета, умение донести до воспитанников, наличие печатных трудов – всё принималось во внимание. Директор сумел сделать правильный выбор, пригласив не только опытных педагогов (Давида де Будри, Н. Ф. Кошанского), но и молодых (Я. И. Карцева, А. П. Куницына, И. К. Кайданова), для которых Лицей стал делом всей жизни. Познакомимся с некоторыми из них поближе.Слайды № 19,20,21

7) Питомцы Императорского Лицея (первый выпуск)

Слайды № 22,23

Среди первых выпускников будут те, чьи имена впоследствии войдут в историю России. Даже если бы не было Пушкина (а он был!), Царскосельский Лицей остался бы блестящей страницей русской истории. Канцлер Российской империи Александр Горчаков, известный мореплаватель Федор Матюшкин, декабристы Иван Пущин, Вильгельм Кюхельбекер, Владимир Вольховский, поэт Антон Дельвиг, композитор Михаил Яковлев — это только первый, пушкинский выпуск.

Всего же за время существования Лицея в Царском Селе (1811–1844) он дал 12 членов Государственного Совета, или министров, 19 сенаторов, 3 почетных опекуна, 5 дипломатов, более 13 уездных и губернских предводителей дворянства — и это не считая тех, кто оставил значительный след в русской науке или искусстве.

Расскажем о “первых”, лучших учениках выпуска 1817 года, а также лицейских друзьях Александра Пушкина.

Первыми, лучшими учениками в первом выпуске были В. Вольховский и А. Горчаков. Лучшими друзьями А. Пушкина в Лицее стали И. Пущин (сосед по комнате), В. Кюхельбекер, А. Дельвиг, И. Малиновский. У Пушкина было много друзей, верных и милых, но всех верней и милей стали именно лицейские друзья.

Слайды №24, 25, 26, 27, 28, 29

8) “Скажу тебе новость: нам позволили теперь сочинять...” (о творчестве лицеистов)

Слайды № 30, 31

Лицей жил особой для того времени жизнью. Разумное чередование учебных занятий и прогулок, чтение книг в библиотеке, встречи с друзьями, музыкальные и театральные вечера, летние прогулки по парку, зимние поездки на тройках, катание на коньках – всё это делало жизнь лицеистов насыщенной и разнообразной. Одной из особенностей нового учебного заведения было поощрение литературного творчества воспитанников. Сочинение стихов, эпиграмм, домашние спектакли и водевили, издание рукописных литературных журналов, одни из которых прекращали существование на первых номерах, другие “жили” несколько лет, - всё это способствовало тому, что будущие государственные деятели учились свободно и легкоизлагать свои мысли, лучше узнавали друг друга, а также скрашивало досуг.

Сама обстановка Царского Села с его памятниками, дворцами, прекрасными парками, заповедными уголками, тенистыми аллеями, озерами, пишущими преподавателями и директором способствовала творчеству лицеистов.

Только самые одаренные воспитанники завоевывали популярность и известность, их стихотворения печатались в толстых литературных журналах. Надо сказать, что Пушкин не сразу занял первое место среди лицейских поэтов. “Сначала пальму первенства оспаривал Илличевский, который с удивительной легкостью писал эпиграммы, послания, оды. Гладкость, бойкость, умение срифмовать многим казались поэзией.Прошло немного времени, и Илличевский сам понял, что далеко ему до Пушкина. Самые первые лицейские творения не сохранились. Стихи ему давались, он ощущал, как легко и естественно в стихах ему удается выражать свои мысли. Он стал серьезнее, меньше шалил. Юный Пушкин воспевал дружбу, любовь, пирушки и другие радости жизни. Сочинял повсюду. “Не только в часы отдыха от учения в рекреационной зале, на прогулках, но нередко в классах и даже в церкви ему приходили в голову разные поэтические вымыслы, и тогда лицо его то хмурилось необыкновенно, то прояснялось до улыбки, смотря по роду дум, его занимавших”, - вспоминал один из лицеистов.В скором времени слава Пушкина вышла за пределы Царского Села; в Лицей стали приезжать известные литераторы того времени: Державин, Дмитриев, Батюшков, Василий Пушкин, Жуковский. Жуковский скажет о 16-летнем поэте: “молодой чудотворец”, “надежда нашей словесности””.[1]

Слайды № 32, 33 (о “национальных песнях”, карикатурах лицеистов)

9) День окончания Лицея, первые выпускники. Дальнейшая судьба Лицея.

9 июня 1817 года. Вот и пролетело 6 лет, и наступил день окончания Лицея для первых воспитанников. Сколько раз они мечтали об этом дне, строили планы на будущее, считая себя взрослыми, но как-то незаметно приблизилось время выпускных экзаменов. Когда-то лицеисты сравнивали Лицей с тюрьмой, крошечные комнатки с кельями, теперь же предстоящая “разлука с товарищеской семьей была тяжела”, - вспоминал Пущин.

Каждый из первых 29 выпускников сделал свой выбор между военной и гражданской службой. Широкое общее образование позволило выпускникам поступить на службу в Министерство просвещения, Министерство финансов, Министерство юстиции, в Государственную канцелярию, в Коллегию иностранных дел, на военную службу и во флот. Каждого ждала своя дорога: преуспевающего государственного чиновника; полная опасностей и риска жизнь военного или морского офицера; участь государственного преступника, участника восстания; судьба тихого сельского помещика...

Но за делами повседневной жизни они не забывали о своём “отечестве”, Царскосельском Лицее. Они будут отмечать “день рождения” Лицея 19 октября.

Слайд № 34

Покинул Лицей первый выпуск, который позднее будет назван “пушкинским”, но продолжали учёбу младшие воспитанники, принятые зимой 1815 года. Лицей просуществовал в Царском Селе до 1843 года, затем был переведен в Петербург и стал называться Александровским.

III. Домашнее задание.

  • Мини-сообщение “Чем интересен для меня лицейский период жизни А. С. Пушкина?” (вопрос №1 стр. 52 по учебнику Литература. 6 кл. ч.1 [автор-составитель В. Полухина]). – М.: Просвещение, 2006)

или

  • Составить кроссворд на тему “Царскосельский Императорский Лицей”.

Список использованной литературы.

1. Басина М. А. В садах Лицея. На брегах Невы. – Л.: “Детская литература”, 1988

2. Дней Александровых прекрасное начало... Пушкинский Лицей: наставники и питомцы (автор-составитель Михайлова Л.Б.). – Санкт-Петербург, 1996

3. Коровин В. И. А. С. Пушкин в жизни и творчестве. Учебное пособие для школ, гимназий, лицеев и колледжей. – М.: “ТИД “Русское слово – РС”, 2000

4. Литература. 6 кл. Учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 1 [авт.-сост. В. П. Полухина и др.]. – М.: “Просвещение”, 2006