Урок литературы на тему "Сказка "Журавль и Цапля"

Разделы: Литература


Цели урока:

  • Формировать навыки анализа художественного произведения: учащиеся должны знать художественные особенности сказки как фольклорного произведения; уметь выявлять основную нравственную проблему в произведении, опираясь на текст.
  • Формировать представления о нравственных ценностях: согласии, терпимости, благожелательности.
  • Развивать речевые умения: учащиеся должны уметь выстраивать связный развёрнутый ответ на поставленный вопрос, использовать аргументы, цитаты в своих ответах.

Ход урока

I. Организационный момент.

Прочитайте русские пословицы. О чём говорится в каждой из них? (Приложение 2).

  • Сказка складом, песня ладом красна. 
  • Сказку слушай, а к присказке прислушивайся. 
  • Согласие питает, раздор объедает.

Опираясь на пословицы, продумайте: какие три цели мы ставим сегодня на уроке?

(На уроке мы будем изучать художественные особенности сказок, подумаем, чему учит нас сказка “Журавль и цапля”, а также поговорим о том, что мешает нам достигать согласия и как мы можем его достичь).

II. Работа с текстом. Особенности слова в художественном произведении.

1. Знакомство с текстом.

Начнём мы, разумеется с текста. Прочитаем сказку “Цапля и журавль”.

(Чтение текста: читать может сам учитель, ученики могут подготовить выразительное чтение дома).

2. Особенности русских народных сказок. Повторение.

Какой жанр литературы перед нами, докажите.

(Ученики вспоминают особенности русских народных сказок: виды сказок, структура, средства выразительности – и приводят примеры зачина, концовки, эпитетов, повторов из текста).

3. Научный и художественный текст: сравнительный анализ.

Поговорим об особенностях сказочного слова, как оно помогает нам увидеть мир глазами совсем неизвестного рассказчика, а может быть, как оно помогает увидеть мир глазами русского человека. Но сначала обратимся совсем к другому стилю. (Приложение 1).

Прочитайте описание серого журавля из научной статьи:

Это крупные, длинноногие и длинношеие птицы, их высота составляет 90-155 см, размах крыльев 150—240 см, а вес 2-11 кг. В отличие от похожих на них, но имеющих очень отдалённое родство цапель, в полёте вытягивают ноги и шею. Голова маленькая, с острым прямым клювом. На голове у большинства видов участки неоперенной и ярко окрашенной кожи. Третьестепенные маховые перья крыльев слегка удлиненны, так что хвост кажется длинным и пышным, когда птица стоит на земле. Оперение чаще всего серое или белое. Если визуально сравнивать журавлей с другими болотными птицами, то по сравнению с цаплями их ноги, как правило, длиннее, а шея более вытянутая; а по сравнению с аистами тело изящнее, ноги длиннее, а клюв пропорционально меньше.

Из сказки “Журавль и цапля” мы также узнаём, каким был журавль. Какую черту во внешнем облике журавля подметил русский народ. Найдите и выделите, в каком месте словарной статьи упоминается именно об этой черте.

(В сказке обращается внимание только на длинные ноги журавля. В отрывке из научной статьи об этом упоминается три раза: “это крупные, длинноногие … птицы”, “в полёте вытягивают ноги”, “по сравнению с цаплями их ноги, как правило, длиннее, а по сравнению с аистами тело изящнее, ноги длиннее”). (Приложение 2)

Посмотрим, как создаётся описание в русской народной сказке. Выпишите из текста слова, которые помогают создать внешний облик журавля.

Сравните описание научное и художественное: чем они отличаются? Можем ли мы предположить “характер”, особенности какого-нибудь конкретного журавля, читая научный текст? Как относится автор научного текста к описываемым птицам? А автор художественного?

(Отношения автора научной статьи мы не видим. А вот автор сказки посмеивается над журавлём, он выглядит несколько нелепо: ноги у него не длинные, а “долгие”, сам не высокий, а “долговязый”, по болоту он не идёт, а “тяпает” - “тяп, тяп”).

4. Вывод.

Чем описание художественное отличается от научного?

(1) Художественное описание не только даёт представление о внешности, но и даёт возможность представить черты характера персонажа, а также передаёт отношение автора к персонажу, отношение других героев к персонажу.

2) Художественное описание не обязательно является единым отрывком текста, оно может создаваться из разрозненных фрагментов).

Каким предстаёт перед нами журавль в сказке? Можем ли мы предположить его внешность, характер. Представьте, что вы режиссёр театра и вам необходимо выбрать актёра на роль журавля: опишите этого актёра или назовите кого-нибудь из известных вам актёров. Объясните свой выбор.

А какой мы видим цаплю, что мы узнаём о ней? Рассмотрите иллюстрации. (Приложение 2). Опишите, какой представлял себе цаплю каждый художник, какие черты он отобразил на иллюстрации. Чем похожи образы, чем отличаются. Какая иллюстрация ближе вам.

III. Работа с текстом. Содержание художественного произведения.

1. Первичное восприятие текста.

Посмотрим, насколько хорошо мы разобрались в сказке. Выполните задание по тексту на карточке (Приложение 1, II). Ответьте на вопросы:

1) где живут журавль и цапля? Насколько далеко друг от друга. Выпишите выражение, которое помогает вам это понять;

2) Почему журавль решил жениться на цапле? Выберите ответ, и рядом выпишите выражение, которое помогло вам это понять;

3) почему цапля отправилась свататься к журавлю? Запишите ответ и выпишите слово, которое помогает вам это понять;

4) почему цапля заплакала после отказа журавля? Запишите ответ и выпишите выражение, которое помогло вам это понять.

(Журавль и цапля живут далеко друг от друга: журавль “семь вёрст болото месил”. Невесело, одиноко стало журавлю: “показалось скучно показалось жить одному” - вот он и решил посвататься к цапле. Цапля отказала, а потом передумала: “раздумалась”, как говориться в сказке. Когда журавль отказал цапле, ей стало стыдно: она “заплакала со стыда”, – а может быть, и обидно).

2. Углубление представлений о содержании сказки.

Совпадают ли желания цапли и журавля? Почему же тогда они так и не выполнили задуманного, что им помешало?

(Хорошо, если учащиеся приведут несколько ответов: дело не только в неумении договориться, но и в обидчивости, и в неумении определиться в своих желаниях: не так-то уж, видно, и хочется каждому из них жениться).

Вспомните другие произведения русской литературы, в которых бы раскрывалась та же тема.

(И. А. Крылов “Лебедь, щука и рак”)

IV. Вывод.

Перечитаем концовку сказки.

Как вы думаете, что могут сделать журавль и цапля, чтобы как-нибудь исправить ситуацию (они ведь до сих пор ходят друг к другу)?

Только ли о женитьбе эта сказка? Вспомните (или придумайте) похожие ситуации из жизни и расскажите, как следовало поступить, чтобы не обижать друг на друга, жить и работать сообща.

Чему же учит нас сказка “Журавль и цапля”? Что высмеивает русский человек, над чем задумывается? Какие выводы вы сделали для себя, прочитав эту сказку.

Вспомним, какие цели мы ставили в начале урока? Достигли мы их? Прокомментируйте.

V. Домашнее задание. (Приложение 2).

Выберите одну из цитат и напишите небольшое сочинение-рассуждение, используя выбранную цитату как тему. В качестве одного из примеров в вашем рассуждении приведите сказку “Журавль и цапля”:

  • “Есть согласие – есть и счастье”. (Пословица)
  • “Согласие к хорошему приводит, а спор противников находит”. (Пословица).
  • “Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет, И выйдет из него не дело, только мука”. (И. А. Крылов)
  • “Главное — ладить с самим собой”. (Вольтер).
  • “Как ни коротки слова “да” и “нет”, всё же они требуют самого серьёзного размышления”. (Пифагор).